Человек и культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 23:11, реферат

Описание работы

Помимо экономической, социальной и политической сфер жизни людей, цивилизация включает еще один очень важный момент - культуру. Степень развития культуры показывает достижения конкретной исторической цивилизации, определяет ее место в ряду существовавших, современных и будущих цивилизаций.
Культуру изучают многие науки (археология, этнография, история, эстетика и др.) и каждая дает ей свое определение. Не случайно в мировой литературе в настоящее время насчитывается до 500 определений культуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Культура как смысловой мир человека………………………………...4
2. Роль культуры в развитии человечества……………………………….8
Заключение……………………………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………………11

Работа содержит 1 файл

Человек и культура-.doc

— 56.00 Кб (Скачать)

ПЛАН 
 
 
 
 

Введение…………………………………………………………………………...3

     1. Культура как смысловой мир  человека………………………………...4

     2. Роль культуры в развитии человечества……………………………….8

Заключение……………………………………………………………………….10

Список литературы………………………………………………………………11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Помимо  экономической, социальной и политической сфер жизни людей, цивилизация включает еще один очень важный момент - культуру. Степень развития культуры показывает достижения конкретной исторической цивилизации, определяет ее место в ряду существовавших, современных и будущих цивилизаций.

     Культуру  изучают многие науки (археология, этнография, история, эстетика и др.) и каждая дает ей свое определение. Не случайно в мировой литературе в настоящее  время насчитывается до 500 определений  культуры.

     В самом общем смысле под культурой  понимают все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты.

     Однако, культура - это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности человека, в ходе которого изменяется и окружающая среда, и сам человек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Культура как смысловой  мир человека

     В обыденном сознании «культура» выступает  как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т. д. Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех остальных существ [2, с.107].

     Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу  как неотъемлемую духовную потенцию человека и, во-вторых, осознание и осознанную социальную реализацию свободы. Без первого культура просто не может появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития. Далее, когда мы говорим о культуре, то имеем в виду не какой-то отдельный творческий акт человека, но творчество как универсальное отношение человека к миру.

     Понятие культуры обозначает универсальное  отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура - это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе.

     Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

     Однако  пока что мы сделали лишь первый шаг к правильному пониманию и определению культуры. Как реализуется универсальное отношение человека к миру? Как оно закрепляется в человеческом опыте и передается от поколения к поколению? Ответить на эти вопросы и означает охарактеризовать культуру как предмет культурологии.

     Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Что же такое смысл для культурологии? Смысл - это содержание человеческого бытия (в том числе внутреннего бытия), взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и с самим собой. Именно смысл определяет, что мы ищем и что откроем в мире и в самих себе [1, с.164].

     Смысл надо отличать от значения, т. е. предметно  выраженного образа или понятия. Даже если смысл выражается в образе или понятии, сам по себе он вовсе необязательно является предметным. Например, один из самых важных смыслов - жажда любви - вовсе не предполагает предметный образ какого-либо человека (иначе каждый из нас заранее знал бы, кого он полюбит).

     Подлинный смысл адресован не только разуму, но и неконтролируемым глубинам души и непосредственно (помимо нашего осознания) затрагивает наши чувства и волю. Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально: большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души. Но и те другие смыслы могут стать общезначимыми, объединяя многих людей и выступая основой их мыслей и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру.

     Человек наделяет этими смыслами весь мир, и  мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. А другой мир человеку просто не нужен и неинтересен. Н. А. Мещерякова справедливо выделяет два исходных (базисных) типа ценностного отношения - мир может выступать для человека как «свое» и как «чужое». Культура есть универсальный способ, каким человек делает мир «своим», превращая его в Дом человеческого (смыслового) бытия.

     Таким образом весь мир превращается в  носителя человеческих смыслов, в мир культуры. Даже звездное небо или глубины океана принадлежат культуре, поскольку им отдана частица человеческой души, поскольку они несут человеческий смысл. Если бы не было этого смысла, то человек не засматривался бы на ночное небо, поэты не писали бы стихов, а ученые не отдавали  бы изучению природы все силы своей души и, следовательно, не совершали бы великих открытий. Теоретическая мысль рождается не сразу, и чтобы она появилась, нужен интерес человека и загадкам мира, нужно удивление перед тайнами бытия (не зря Платон говорил, что познание начинается с удивления). Но интереса и удивления нет там где нет культурных смыслов, направляющих умы и чувства многих людей на освоение мира и собственной души [2, с.110].

     Отсюда  можно дать такое определение культуры. Культура - это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т. д.). Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей.

     В основе каждого такого смыслового мира лежит доминирующий смысл, смысловая доминанта культуры. Смысловая доминанта культуры - это тот главный смысл, то общее отношение человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений. При этом культура и ее смысловая доминанта могут реализовываться по-разному, но наличие смыслового единства придает целостность всему, что делают и что переживают люди.

     Объединяя и вдохновляя людей, культура дает им не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного понимания и сопереживания, язык для выражения тончайших движений души. Наличие смысловой доминанты культуры создает саму возможность культурологии как науки: нельзя сразу охватить культуру во всех ее аспектах, но можно выделить, понять и проанализировать доминирующий смысл. А дальше надо уже изучать различные способы его реализации, обращаться к деталям и конкретным формам его воплощения [3, с.98].

     Но  как же передается эта система  смыслов от одного человека к другому? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять, в чем выражается и закрепляется смысловой мир культуры.

     Мы  знаем, что человек выражает свои мысли и чувства с помощью  знаков. Но культура выражается не просто в знаках, а в символах. Понятие символа занимает особое место в культурологии. Символ есть знак, но совершенно особого рода. Если простой знак - это, так сказать, дверь в предметный мир значений (образов и понятий), то символ есть дверь в непредметный мир смыслов. Через символы нашему сознанию открывается святая святых культуры - смыслы, живущие в бессознательных глубинах души и связывающие людей в едином по типу переживании мира и самих себя.

     При этом подлинный символ не просто «обозначает» смысл, но несет в себе всю полноту его действенной силы. Например, икона не просто обозначает Бога - для верующего она выражает Божественное присутствие, и обладает той же «чудодейственной» силой, какой обладает выраженный ею смысл, т.е. вера самого человека. Или другой пример: в традиционной воинской культуре знамя не просто обозначает тот или иной полк, оно несет в себе саму честь, и утратить знамя - значит потерять честь. В таком ключе развивалось понимание символа от Гегеля до Юнга и Шпенглера [1, с.171].

     Культура  выражает себя через мир символических  форм, которые передаются от человека к человеку, от поколения к поколению. Но сами по себе символические формы - это внешняя сторона культуры. Символы становятся выражением культуры не сами по себе, а лишь через творческую активность человека. Если же человек отворачивается от этих символов, то символический мир превращается в мертвую предметную оболочку. Поэтому нельзя определять понятие культуры только через символы, нельзя явно или неявно отождествлять культуру и символический мир.

     2. Роль культуры в развитии человечества

     Культура  является основным отличительным признаком, разделяющим человека и животный мир. Материальная культура создается  в процессе материального производства. Ее продуктами являются станки, оборудование, здания и т.д. Духовная культура возникает в процессе духовного творчества и являет себя в духовных ценностях: музыке, изобразительном искусстве, научных открытиях, религиозных учениях и т.д.

     Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни. Вместе с тем результаты мыслительной (духовной) деятельности материализуются, превращаются в материальные объекты - вещи, технические средства, произведения искусства и др. Например, наши знания в электронной технике относятся к духовной культуре, а сами компьютеры, телевизоры и др., созданные на основе этих знаний, относятся к материальной культуре [4, с.141].

     Итак, культура является существенной характеристикой  жизни общества, она неотделима от человека. Биологически человеку дается лишь организм. А в процессе жизнедеятельности  он формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества являются результатом усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения им присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т.д.

     В истории формирования культуры имеется  ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет как бы по двум направлениям - по вертикали и по горизонтали.

     Первое  направление наиболее отчетливо  проявляется в художественной культуре. Художественная культура - это совокупность художественных ценностей, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе. Вторая линия накопления культурных ценностей выражается в том, что в качестве ценностей наследуются не отдельные компоненты, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение. Но понять художественную культуру определенной эпохи невозможно без тех знаний, которых достиг человек в области науки, философии, права, религии, морали. 
По своему содержанию духовные ценности делятся на научные, нравственные и художественные.

     Роль  художественной культуры в духовном развитии человека огромна. Художественная культура (или искусство) воздействует на разум человека, на его внутренний мир. Формирование культуры предполагает не только сохранение лучших элементов старого, но и создание нового, приращение культурного богатства в процессе творчества [1, с.138].

     В развитии национальных культур есть и общее, и различное. Источники  национальных различий культур кроются  в исторических условиях их формирования. Культурные различия - один из источников многообразия исторического процесса, придающий ему красочность и многомерность. Каждая национальная культура уникальна, неповторима. И эта неповторимость определяет необходимость особенно бережного отношения к ней.

     Вместе  с тем в античной цивилизации  шел процесс взаимодействия культур. Национальные культуры не только взаимодействуют, но и взаимообогащают друг друга. В результате этого создаются общечеловеческие культурные ценности, важнейшими из которых являются нравственные нормы [2, с.87]. Безнационального искусства, не связанного с жизнью, культурой и традициями своего народа нет и быть не может. Истинное искусство несет в себе, как национальное, так и общечеловеческое содержание. 
 
 
 

     Заключение

     Таким образом, культура есть реализация человеческого  творчества и свободы, отсюда - многообразие культур и форм культурного развития.

     Однако  сложившаяся культура легко обретает подобие самостоятельной жизни: она закреплена в символических формах, которые достаются каждому поколению в готовом уже виде и выступают как общезначимые образцы. Складывается надындивидуальная логика культуры, не зависящая от прихоти отдельного человека и определяющая мысли и чувства большой группы людей.

Информация о работе Человек и культура