Физическая культура в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:53, реферат

Описание работы

Спортивные достижения для подавляющего большинства из них перестали
быть самоцелью. Физические тренировки «становятся катализатором жизненной
активности, инструментом прорыва в область интеллектуального потенциала и
долголетия». Технический процесс, освобождая работников от изнурительных
затрат ручного труда, не освободил их от необходимости физической подготовки
и профессиональной деятельности, но изменил задачи этой подготовки.

Содержание

1. Введение.
2. Истоки развития физической культуры.
3. Главные формы физического воспитания.
4.Функции физической культуры.
5. Современная роль физической культуры.
6. Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры.
7. Двигательная активность.
8.Влияние оздоровительной физической культуры на организм.
9. Классификация основных форм деятельности
человека.
10. Фактор влияния физической культуры на здоровье.
11. Отрицательный эффект физических
нагрузок.
12. Заключение.
13. Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат по физической культуре.doc

— 167.50 Кб (Скачать)
 
 

Реферат по физической культуре на тему «Физическая культура в жизни человека» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовила студентка  ФТПМ группы 5-10

МГТУ им. А. Н. Косыгина Бятец Е. М. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 октября  2011 года.

Содержание.

  1. Введение.

2. Истоки развития физической культуры.

3. Главные формы физического воспитания. 

4.Функции физической культуры.

5. Современная роль физической культуры.

6. Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры.

7. Двигательная активность.

8.Влияние оздоровительной физической культуры на организм.

9. Классификация основных форм деятельности

человека.

10. Фактор влияния физической культуры на здоровье. 

11. Отрицательный эффект физических

    нагрузок.

12. Заключение.

13. Список используемой литературы.

 
 
 

Введение.

Социальные и  медицинские мероприятия не дают ожидаемого эффекта в деле

сохранения здоровья людей. В оздоровлении общества медицина пошла главным

образом путём  «от болезни к здоровью», превращаясь  всё более в чисто

лечебную, госпитальную. Социальные мероприятия направлены преимущественно на

улучшение среды  обитания и на предметы потребления, но не на воспитание

человека.

Как же сохранить  своё здоровье, добиться высокой работоспособности,

профессионального долголетия?

Наиболее оправданный  путь увеличения адаптационных возможностей организма,

сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно

важной деятельности – занятия физической культурой  и спортом.

Сегодня мы вряд ли найдём образованного человека, который отрицал бы великую

роль физической культуры и спорта в современном обществе. В спортивных

клубах, независимо от возраста, занимаются физической культурой  миллионы

людей. Спортивные достижения для подавляющего большинства  из них перестали

быть самоцелью. Физические тренировки «становятся  катализатором жизненной

активности, инструментом прорыва в область интеллектуального  потенциала и

долголетия». Технический  процесс, освобождая работников от изнурительных

затрат ручного  труда, не освободил их от необходимости  физической подготовки

и профессиональной деятельности, но изменил задачи этой подготовки.

В наши дни все  больше видов трудовой деятельности вместо грубых физических

усилий требуют  точно рассчитанных и точно скоординированных  мышечных усилий.

Некоторые профессии  предъявляют повышенные требования к психологическим

возможностям  человека, сенсорным возможностям и  некоторым другим физическим

качествам. Особенно высокие требования предъявляются  представителям

технических профессий, деятельность которых требует повышенного  уровня общей

физической подготовленности. Одним  из главных условий является высокий

уровень общей  работоспособности, гармоничное развитие профессиональных,

физических качеств. Используемые в теории, методики физической культуры

понятия о физических качествах очень удобны для классификации многообразия

тренировочных средств и,  по существу, являются критерием качественной оценки

моторной функции  человека. Выделяются четыре основных двигательных качества:

сила, быстрота, выносливость, гибкость. Каждому из этих качеств человека

присущи свои структуры и особенности, которые в целом характеризуют его

физические особенности. 
 
 
 
 
 

Истоки развития физической культуры.  
Физическая культура возникла одновременно с общей культурой на ранних степенях развития цивилизации. На первых порах среда физической культуры отбивала материальный уровень жизни человека, выплывала, как правило, из естественных форм движения (ходьбы, бега по пересеченной местности, бросания камней и палок, прыжков, плавания и тому подобное) и использовалась, главным образом, для подготовки людей к существованию.  
С развитием общества и материальных ценностей развивается как общая, так и физическая культура. При этом степень развития одной значительно отражается на второй.  
В то же время с развитием общества физическая культура ответвляется от общей культуры в самостоятельную отрасль. Уже в первобытном обществе она приобретает целеустремленный характер и используется для подготовки к выполнению отдельных видов деятельности. В это время возникает и один из основных ее компонентов - физическое воспитание, целью которого было развитие двигательных качеств, морально-волевых, умственных и других способностей, а также профессионально-прикладных навыков. На современном этапе развития общества «физическая культура - это самостоятельная и особенная отрасль общей культуры, которая направлена, главным образом, на укрепление здоровья человека, продолжения его творческой активности и жизни, а также на рост и совершенствование его всестороннего и гармоничного развития и использование приобретенных качеств в общественной, трудовой и других видах деятельности» .  
Главными факторами всестороннего развития, прежде всего, есть развитие всех видов деятельности человека и умения использовать их в повседневной жизни. Степень их выраженности определяется многими факторами, главными из которых является проявление разнообразия содержания, форм, методов и средств деятельности человека и их оптимальное сочетание.  
«В своей основе физическая культура, как и каждая из видов культуры, имеет духовную и материальную формы выражения, ее духовная сторона проявляется в росте общего интеллекта человека, в изменении ее психоэмоционального состояния, умственных способностей, в достоянии научно-теоретических знаний из отрасли физической культуры и спорта, других гуманитарных и биологических наук (психологии, педагогики, социальной психологии, анатомии, физиологии, гигиены, биомеханики) и их рациональное использование в повседневной жизни» .  
Материальная форма проявления физической культуры - это развитие физических качеств человека, изменения структурно-функциональных параметров человеческого организма в целом и его отдельных систем и органов, а также выражения функциональной взаимосвязи между ними.  
Степень выражения как духовной, так и материальной форм проявления физической культуры зависит от уровня развития общества (социального, политического, экономического, научного, духовного и тому подобное), а также наличия и состояния материальной базы (стадионов, бассейнов, спортивных кортов и площадок, залов, дворцов, спортивных приборов и инвентарю, спортивной формы и тому подобное).  
В зависимости от того, в какой сфере деятельности используется физическая культура, она получает соответствующее название: "дошкольная физическая культура", "школьная физическая культура", "физическая культура в профессионально-технических училищах и специальных средних учебных заведениях", "физическая культура в вузах", "лечебная физическая культура", "производственная физическая культура", "личная физическая культура" и так далее.  
«Таким образом, можно считать, что физическая культура - это совокупность достижений общества в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий целеустремленного совершенствования человека» .  
Основными показателями развития физической культуры на данном этапе развития нашего государства, есть уровень здоровья, физическом развитии и подготовленности разных слоев населения; степень использования физической культуры в разных сферах деятельности; уровень развития системы физического воспитания; уровень развития самодеятельного массового спорта; уровень обеспеченности квалифицированными кадрами; уровень внедрения в физическую культуру достижений научно-технического прогресса; отображение явлений физической культуры в средствах массовой информации, в произведениях искусства и литературы; материальная база; уровень спортивных достижений и тому подобное. 

Главные формы физического воспитания.  
Согласно с функцией влияния физического воспитания на человека, различают две ее неразрывно связанные стороны: физическое образование и физическое совершенствование организма, которые осуществляются с помощью развития физических качеств.  
«Физическое образование - это умение руководить движениями своего тела и отдельными его частями (головы, туловища, рук, ног и тому подобное) как в  
пространстве, так и во времени, выделение отдельных движений между многими, сравнение их между собой, управление ими и рациональное их сочетание с целью самого эффективного использования в условиях жизнедеятельности человека» . Другими словами, в основе физического образования лежит усвоение как теоретических, так и практических знаний с использованием двигательных умений и навыков в разных условиях жизнедеятельности.  
Физическое совершенствование характеризуется состоянием здоровья и всесторонним развитием человека, к которому относятся состояние развития физических качеств и формирования двигательных умений и навыков, общий уровень работоспособности, морфофункциональные изменения организма и его отдельных систем и органов, усвоения специальной системы знаний и тому подобное. Например, под воздействием систематических занятий физическими упражнениями развивается скорость, скоростно-силовые качества, сила, выносливость, гибкость, ловкость и тому подобное; совершенствуется за формой, строением и функцией тело человека и его отдельные органы и системы (увеличивается масса мускульной и костной тканей, растет масса легких, их дыхательный объем и жизненная емкость, увеличиваются мускульная масса и объем сердца, выброс крови из него и тому подобное). Диапазон возможностей при этом большой. Однако, следует отметить, что как развитие физических качеств, так и совершенствование формы, строения и функции организма обусловлены естественными задатками человека, которыми он наделен от природы. А поэтому совершенствовать развитие двигательных качеств, телосложения можно к определенным показателям.  
В практике физическое воспитание очень часто носит профессионально-прикладной характер, то есть направленное на определенную трудовую деятельность. В таких случаях пользуются термином "физическая подготовка". Это относится, например, к физическому воспитанию пожарника, подводника, космонавта, альпиниста и тому подобное.  
Для формирования физически здорового и всесторонне развитого человека возникла система физического воспитания. Она включает у себя идеологические, научные, методические, организационные, правовые, нормативные, контролирующие и другие элементы. 

Функции физической культуры

Важнейшей специфической  функцией физической культуры в целом  является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности.

Кроме выполнения этой важнейшей функции отдельные  компоненты физической культуры нацелены на решение специфических функций частного характера. К ним следует отнести:

-     образовательные функции, которые выражаются в использовании физической культуры как учебного предмета в общей системе образования в стране;

-     прикладные функции, имеющие непосредственное отношение к повышению специальной подготовки к трудовой деятельности и воинской службе средствами профессионально-прикладной физической культуры;

-     спортивные функции, которые проявляются в достижении максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека;

-     реактивные и оздоровительно-реабилитационные функции, которые связаны с использованием физической культуры для организации содержательного досуга, а также для предупреждения утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма.

Среди функций, присущих общей культуре, в выполнении которых непосредственно используются средства физической культуры, можно  отметить воспитательную, нормативную, эстетическую и др.

В решении центральной задачи всестороннего гармонического развития человека участвуют все функции физической культуры в своем единстве. Каждая из ее составных частей (компонентов) имеет свои особенности, решает свои частные задачи и поэтому может рассматриваться самостоятельно. 

Современная роль физической культуры

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих  трудовую деятельность (компьютер, техническое  оборудование) резко сократилась  двигательная активность людей по сравнению  с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.

Но и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой, может в некоторых  случаях рассматриваться с отрицательной  стороны.

Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечно-сосудистой) и организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ.

В то же время вредны и перегрузки. Поэтому и при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной физической культурой, укреплять организм.

Физическая культура оказывает оздоровительный и  профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей  с различными заболеваниями постоянно растёт.

Физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста и не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему вред.

Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого  человека.

Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры

Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением  функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов.

В результате недостаточной  двигательной активности в организме  человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закреплённые в процессе тяжёлого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).

Для нормального  функционирования человеческого организма  и сохранения здоровья необходима определённая «доза» двигательной активности. В  этой связи возникает вопрос о  так называемой привычной двигательной активности, т.е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведённой мышечной работы является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 12 – 16 МДж (в зависимости от возраста, пола и массы тела), что соответствует 2880 – 3840 ккал. Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 5 – 9 МДж (1200 – 1900 ккал); остальные энергозатраты поддерживают жизнедеятельность организма в состоянии покоя, нормальную деятельность систем дыхания и кровообращения, сопротивляемость организма.

Информация о работе Физическая культура в жизни человека