Девиантное поведение подростков в информационном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Объектом нашей работы являются подростки в возрасте от 12 до 14 лет, проживающии в г. Одессе.
Целью нашей работы является выявление самой распространенной формы проявления девиантного поведения среди подростков.
Для реализации поставленной цели нами были выделены следующиизадачи:
проанализировать социологические концепции девиации;
выявить основные формы девиантного поведения;
описать формы девиации в информационном обществе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические предпосылки девиантного поведения в информационном обществе
7
1.1.
Сущность девиации как социального явления
7
1.2.
Социологические теории девиации
10
Выводы к первому разделу
16
РАЗДЕЛ 2. Девиантное поведение подростков в информационном обществе.
17
2.1.
Анализ форм проявления девиантного и деликвентного поведения подростков
17
2.2.
Девиантное поведение подростков на примере наркозависимости в Украине
24
Выводы ко второму разделу
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсоваяБучацкий.docx

— 72.19 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические предпосылки девиантного поведения в информационном обществе           

7

1.1.

Сущность девиации как  социального явления            

7

1.2.

Социологические теории девиации                 

10

Выводы к первому разделу 

16

РАЗДЕЛ 2. Девиантное поведение подростков в информационном обществе.

17

2.1.

Анализ форм проявления девиантного и деликвентного поведения подростков 

17

2.2.

Девиантное поведение подростков на примере наркозависимости в Украине

24

Выводы ко второму разделу                       

27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                            

27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ         

30


 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследованиязаключается в сложности и многоплановости определения социально-психологического развития детей и подростков, которое может отрицательно сказаться на обществе в целом. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, проявляющиеся впоследствии в обществе.

В настоящее время социальные психологи отмечают, что происходящие перемены (политические, экономические, этнические и др.) вызывают у людей  бурные эмоциональные переживания. Современное поколение оказалось  не приспособленным к условиям постоянно  меняющейся стрессогенной социальной действительности. Педагоги и родители, поставленные в условия новой социально-стрессовой реальности, не могут оказывать эффективное воспитательное воздействие на молодежь, поскольку сами не обладают необходимыми знаниями, навыками и социально-адаптивными моделями поведения. Это привело к тому, что выработка новых форм поведения у молодых людей происходит стихийно, бессистемно.

Подростковый возраст  представляет собой период особой концентрации конфликтов, часто приводящих к различным  поведенческим отклонениям, таким  как делинквентность, агрессивное поведение, проживание в особой субкультуре (например, в религиозной секте), наркомания, суициды.

Подростки не имеют определенных жизненных навыков, позволяющих  самостоятельно справляться с воздействием хронических стрессовых ситуаций и  вырабатывать здоровый и эффективный  жизненный стиль без дезадаптивных форм поведения. Они еще не готовы противостоять социальному давлению и поступают так, как принято и модно. Вследствие этого, подростки чаще используют саморазрушающие пути совладания со стрессом – употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

Степень научной  разработанности темыспециальные социологические теории исследуют отдельные социальные феномены как подсистемы конкретной общественной системы, зависимости объекта изучения от социального целого и взаимосвязи сдругими социальными процессами(подсистемами).Вопросами изучения девиантного поведения занимались, классики социологии –Эмиль Дюркгейм, Роберт Мертон, Мишель Фуко, Зигмунд Фрейд, Эдвин Сазерленд, среди современных исследователей этой проблемы можно выделить –Ричард Квинни,Холостова Е.И., Павленок П. Д., Василькова Ю.В., Змановская Е.В..

В целом проблемы девиантного поведения на сегодняшний день требуют переосмысления, поскольку в постоянно трансформирующемся обществе, изменяются отношения к девиациям,то-что в прошлом веке считали девиацией, на сегодняшний день является нормальностью, свою роль в этом сыграло и развитие технологий, переход общества в информационное, в этом и состоит научная проблема нашей работы.

Предметом нашей работы является описание форм девиантного поведения подростков в информационном обществе.

Объектом нашей работы являются подростки в возрасте от 12 до 14 лет, проживающии в г. Одессе.

Целью нашей работы является выявление самой распространенной формы проявления девиантного поведения среди подростков.

Для реализации поставленной цели нами были выделены следующиизадачи:

  1. проанализировать социологические концепции девиации;
  2. выявить основные формы девиантного поведения;
  3. описать формы девиации в информационном обществе;

 

 

 

Интерпретация понятий.

Девиация – социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе, бывает как негативным так и позитивным.

Делинквентность - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Аномия – это состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок.

Информационное  общество – концепция постиндустреального общества, новая историческая фраза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Экспроприация – отчуждение собственности одного общества, класса (слоев) другим экономическим или насильственным путем.

Норма – это признания данным обществом форма поведения.

Социальный контроль – система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов.

Конформизм – это изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.

Санкция – элемент правовой нормы, в котором устанавливаются неблагоприятные последствия несоблюдения требований, предусмотренных этой нормой.

 

Структура роботы.Курсовая работа состоит из двух разделов, в каждом из которых содержаться подразделов и выводы, заключения и списка литературы. В первом разделе описываютсятеоретико-методологические предпосылки девиантного поведения в информационном обществе, во втором - девиантное поведение подростков в информационном обществе. Робота содержит 2 таблицы список литературы состоит из 16 источников, Общий объем работы составляет31 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические предпосылки девиантного поведения в информационном обществе

    1. Сущность девиации как социального явления

В современных условиях вряд ли может существовать общество, в  котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек  нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости  от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т.п. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя, убийства. Реакция окружающих людей на отклоняющееся поведение показывает, насколько оно серьезно. Если нарушителя берут под стражу или направляют к психиатру, значит он допустил тяжелое нарушение[4].

Девиация большей частью носит не абсолютный, а относительный  характер. Так, убийство вражеского солдата  во время войны – норма и  даже подвиг, вскрытие могил археологами  – не осквернение праха предков, а научная работа и т.п. Некоторые  акции рассматриваются как правонарушения только в определенных обществах, другие - во всех без исключения. К примеру, не существует общества, прощающего убийство своих членов или экспроприацию собственности других людей против их воли. Употребление алкоголя - серьезное нарушение во многих исламских странах. А отказ выпить спиртное в определенных обстоятельствах, например, во Франции считается нарушением принятой нормы поведения.

Все общества, государства  имеют законы, и везде наказываются их нарушители. Тем не менее немалая, часть людей нарушает установленные правила и законы. Это уже вопросы социологов. Они пытаются найти общие теории, объясняющие поведение правонарушителей. Серьезность правонарушения зависит не только от значимости нарушенной нормы, но также от частоты такого нарушения. Если студент выйдет из аудитории задом наперед, то это вызовет лишь улыбку. Но если он будет делать это каждый день, то потребуется вмешательство психиатра. Человеку, не имевшему ранее дел с милицией, могут простить даже серьезное нарушение закона, в то время как тому, у кого судимость есть, грозит строгое наказание за небольшой проступок.

Люди в зависимости  от обстоятельств, групповых или  общественных интересов определяют, что считать отклонением от нормы  – девиацией. То, что когда-то считалось  уголовным преступлением (гомосексуализм, наркомания), сегодня квалифицируется  как медицинский случай. В XIV – XVII вв. в Европе было казнено около 500 тыс. ведьм и колдунов, в наше время за это не судят. Нормы могут быть представлены как некоторая зона, в пределах которой отклонения от норм могут считаться странностями, особенностями, а не девиацией. Но в целом социальное взаимодействие требует соблюдения общих норм поведения, и с целью нормального функционирования социальных отношений общество гарантирует соответствие действий своих членов базовым социальным нормам с помощью социального контроля[2].

Социологи-функционалисты подчеркивают объективную необходимость механизма  социального контроля для обеспечения  нормальной жизнедеятельности общества в интересах всех его членов. А  сторонники теории конфликта обращают внимание на несправедливое использование  систем контроля социальными группами, сосредоточившими в своих руках  экономическую и политическую власть.

С понятием девиантного поведения тесно связано понятие социального контроля, включающее те методы, которые используются в обществе, чтобы ограничить проявление девиантного поведения. Социальный контроль может быть формальным – тогда он осуществляется специализированными учреждениями, либо неформальным – осуществляется общественным мнением.

Исследованиями различных  форм социального контроля много  занимался французский историк  Мишель Фуко [4]. Он рассматривал изменения в механизмах социального контроля, происходившие в странах Запада с периода средневековья и до формирования индустриального общества. Как отмечал Фуко, в эпоху средневековья наказания осужденных преступников происходили публично при массовом скоплении народа. Наказание представляло собой особый ритуал, который должен был оказывать устрашающее воздействие на собравшуюся толпу.

Социальный контроль объединяет в своем функционировании три  процесса:

  1. Социализация;
  2. Формирование одностороннего жизненного опыта: в результате человек не знает альтернатив;
  3. Система наказаний за девиацию и поощрение за конформизм.

Девиация грозит расстройством  жизненного порядка и потому вызывает к себе отрицательное отношение  большинства.

Но девиантное поведение может и содействовать эффективной жизнедеятельности общества. Например, строгое наказание преступников и нарушителей морали может быть использовано для предупреждения, устрашения большинства; публичное порицание девиантов содействовать более четкому пониманию «нормальными» людьми границ допустимого поведения.

Необходимо отметить, что  участившиеся случаи девиации как бы свидетельствуют о кризисном  состоянии системы и активизируют усилия по ее оздоровлению. Таким образом, девиация может служить толчком  для признания необходимости  внесения изменений в социальную систему.

В современном обществе наиболее существенные нормы поведения, затрагивающие  интересы других людей, вписаны в  законы, и их нарушение рассматривается  как преступление. Социологи обычно занимаются той категорией правонарушителей, которые преступают закон, так как  они представляют собой угрозу для  общества. Но самое главное - понять причины роста преступлений, найти  теории, объясняющие эти процессы.

Таким образом, социологов интересуют социальные причины:

  1. отклонений поведения людей от нормы;
  2. признание (или непризнание) окружением данного типа поведения девиантным;
  3. почему отдельные социальные группы являются более криминогенными, чем другие.

Если биологи и психологи, изучая девиантное поведение, главное внимание уделяют индивидуальным характеристикам нарушителей норм (фактору наследственности, особенностям психики), то социологи сосредотачиваются на изучении социального взаимодействия, на социальных определениях, т.е. оценках поведения индивидов и групп со стороны окружения: в одном обществе индивид может быть признан пророком или гением, а в другом – преступником или человеком со странностями.Следовательно существует многообразные формы девиантного поведения. Некоторые из них положительно оцениваются обществом – художественное или научное творчество. Но в социологии традиционно уделяется повышенное внимание исследованиям негативных форм девиантного поведения: преступность, проституция, алкоголизм, наркомания.

Информация о работе Девиантное поведение подростков в информационном обществе