Девиантное поведение подростков в информационном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Объектом нашей работы являются подростки в возрасте от 12 до 14 лет, проживающии в г. Одессе.
Целью нашей работы является выявление самой распространенной формы проявления девиантного поведения среди подростков.
Для реализации поставленной цели нами были выделены следующиизадачи:
проанализировать социологические концепции девиации;
выявить основные формы девиантного поведения;
описать формы девиации в информационном обществе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические предпосылки девиантного поведения в информационном обществе
7
1.1.
Сущность девиации как социального явления
7
1.2.
Социологические теории девиации
10
Выводы к первому разделу
16
РАЗДЕЛ 2. Девиантное поведение подростков в информационном обществе.
17
2.1.
Анализ форм проявления девиантного и деликвентного поведения подростков
17
2.2.
Девиантное поведение подростков на примере наркозависимости в Украине
24
Выводы ко второму разделу
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсоваяБучацкий.docx

— 72.19 Кб (Скачать)

 

 

    1. Социологические теории девиации

Выделяют различные подходы  к объяснениям причин девиантного поведения. Так, в конце XIX века широкую известность получили теории объяснявшие отклоняющееся поведение (в частности преступность) влиянием биологической наследственности. В этот период считалось, что по внешности человека можно определить, есть ли у него склонность к каким-либо преступным действиям.

В дальнейшем получили развитие психологические подходы к изучению девиантного поведения, на которые повлияли в том числе и идеи З. Фрейда [4].

Важное место в объяснении причин девиантного поведения занимает теория аномии (разрегулированности). Эмиль Дюркгейм использовал такой подход в своем классическом исследовании сущности, причин самоубийств. Он считал главной причиной самоубийств явление, названное им аномией. Он подчеркивал, что социальные правила играют основную роль в регулирования жизни людей. Нормы управляют их поведением, люди знают, что можно ожидать от других и чего ждут от них [10]. Во время кризисов, войн, радикальных социальных изменений жизненный опыт мало помогает. Люди испытывают состояние запутанности и дезорганизованности. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентиры - все это способствует девиантному поведению. Хотя теория Э. Дюркгейма и подвергалась критике, его основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, считается общепризнанной.

Согласно теории аномии, выдвинутой Э. Дюркгеймом и развитой в середине XIX века Р. Мертоном (американский социолог), девиация отдельных индивидов объясняется противоречиями между провозглашаемыми в обществе целями и недоступными для некоторых категорий населения законными средствами реализации успеха. Мертон выявил пять реакций на дилему цели – средства[11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Типология девиантного поведения (по Р.Мертону).

Типы поведения

Цели

Средсва

Одобряемые обществом

Неодобряемые обществом

Одобряемые обществом

Неодобряемые обществом

конформизм

+

 

+

 

инновация

+

 

-

+

ритуализм

-

 

+

 

ретретизм (бегство от действительности)

-

 

-

 

бунт (мятеж)

-

+

-

+


*принятие – «+», отрицание – «-»

**В основе типологии лежит принятие или отрицание санкционированных обществом целей и средств их достижения

 

Р. Мертон утверждает, что когда и цели и средства достижения целей одобряются обществом, такое поведение не является девиантным и относится к типу – конформизм.

Инновация – принятые в  обществе цели достигаются путем  использования каких-либо нелегальных, незаконных средств. К этой категории  относятся различные экономические  преступления.

Ритуализм – средства вполне допустимые, но при этом забывают о целиодобряемой в данном обществе.

Ретритизм– предполагает отказ как от одобряемых обществом целей, так и от общепринятых средств их достижения. К данному типу относятся такие формы девиантного поведения, как алкоголизм и наркомания.

Бунт или мятеж –  еще один тип, выделенный Р. Мертоном. Для этого типа характерен отказ  от целей и средств, предлагаемых обществом, с одновременной заменой  их принципиально новыми целями и  средствами. Примерами могут служить  религиозные секты и революционные  партии.

Предложенная Мертоном классификация  типов девиантного поведения довольно широко обсуждалась другими социологами и использовалась при проведении исследований.

Теория аномии (кризиса  морали) используется при объяснении многих проявлений девиации в современном  обществе. Однако она не учитывает  процессы социального взаимодействия, противоречия между общей культуройи отдельными возрастными и этническими субкультурами: то, что является нормой в субкультуре может быть девиацией в общей культуре и наоборот.

Наряду с этим сложились  и другие направления в изучении девиантного поведения.

«Теория культурного  переноса». Ряд социологовотмечают определяющую роль микросреды в формировании девиантного поведения.

Габриэль Тард(1843-1904), работая окружным мировым судьей, пришел к выводу: девиация часто объясняется подражанием, имитацией не только среди «порядочных» людей, но и преступников [12]. Эдвин Сазерленд разработал теорию дифференциальной ассоциации, согласно которой к отрицательным последствиям приводят интенсивные и длительные контакты «нормальных» индивидов с криминальным окружением, в результате чего происходят процессы не только подражания, но и обучения антиобщественным действиям – культурный перенос «ценностей» и «норм» девиантного мира [6]. Таким образом, теория культурного переноса доказывает, что механизм распространения девиации тот же и у социализации (имитация, идентификация). Эта теория позволяет понять, почему разные социальные слои отличаются по распространенности девиации. Однако с ее помощью нельзя объяснить, почему индивиды способны по-разному воспринимать ситуации и определять свои позиции в жизни.

«Теория конфликта» - обращает внимание на то, что само общество устроено несправедливо. Целые группы населения лишают доступа к законным средствам достижения жизненного успеха да еще и клеймятся как неполноценные и криминогенные. Согласно взглядам современного американского социолога-марксиста Ричарда Квинни, правовая система США отражает интересы и идеологиюправящего класса капиталистов. Но если государство служит его интересам, то и преступление заложено в саму политическую систему этого строя: преступления постоянно совершают корпорации (от установления монопольных цен до загрязнения окружающей среды). В отличие от этих преступлений ради наживы и по-крупному, обычные люди совершают мелкие преступления, что бы выжит. Преступления против личности (убийства) вызваны крайним ожесточением людей в условиях капитализма [7].

Используя эту теорию, социологи  обнаружили неадекватность наказаний. За преступления против собственности  – тюремное заключение, а за правонарушение в сфере бизнеса, в основном, –  штраф. В теории конфликта многое справедливо. Законы, действительно. Выражают интересы, прежде всего, господствующего  класса. Однако многие положения этой теории еще нуждаются в дополнительных доказательствах и часто носят  декларативно-риторический характер.

«Теория стигматизации»– наклеивания ярлыков. Приверженцы этой теории Эдвин Леметр, Кай Эриксон[2], утверждают, что:

  1. отклонение всегда есть предмет социального определения. Девиация определяется не самим поступком, а реакцией общества на такое поведение;
  2. всем людям свойственно какое-то отклонение от общепризнанных норм (необязательное в отношениях с друзьями, превышение разрешенной скорости езды на автомобиле и пр.). Такие действия в теории стигматизации квалифицируются как первичная девиация, т.е. нарушения норм, не попадающие в поле зрения общественности или правоохранительных органов;
  3. все зависит от оценки социального окружения, которое проступки и даже правонарушения одних индивидов клеймит как грубое отклонение от нормы, а другим «прощает» подобные деяния. Так, по-разному оценивается мошенничество крупных фирм и уличного проходимца, поведение мужчин и женщин. Один и тот же поступок отдельного индивида в одном обществе рассматривается как предательство, а в другом – как подвиг;
  4. навешивание ярлыков на людей влечет определенные последствия для таких людей и их близких. Оно создает условия для вторичной девиации –индивид определяет свое поведение в ответ на присвоенный ему ярлык. Возникает новое отклонение от нормы, виной за которое является реакция правосудия и законопослушных граждан. Индивид объявляется преступником, «чокнутым», бездельником. Это изолирует его от «нормальных» людей. У индивида формируется этот статус, постепенно вытесняющий все другие, и человек становится тем, кем его нарекли;
  5. получившие клеймо – стигму, оказавшиеся в изоляции от «порядочных» людей ищут утешения в окружении себе подобных, что и закрепляет их статус девиантов.

Теория стигматизации  помогает понять, почему один и тот  же поступок может рассматриваться  как девиантный или нет (в зависимости от ситуации) и каким образом отдельный случай отклонения от нормы может стать исходной точкой для формирования личности девианта. Но эта теория не рассматривает сами причины возникновения девиации и навешивания ярлыков – стигм. Трудно согласиться так же с тем, что девиантность определяется только социальной оценкой, следовательно, остающиеся неизвестными для окружения отклонения индивида от нормы, не раскрытые преступления не являются девиацией?!

Согласно этой теории, большинство  людей, время от времени совершают  какие-либо поступки, не соответствующие  установленным нормам, но при этом их поведение не расценивается окружающими  как девиантное.

Лишь после того, как  социальная группа «наклеивает ярлык» девианта на какого-нибудь человека, все его поступки начинают рассматриваться сквозь призму такого ярлыка. Например, пьющий человек превращается в глазах группы в алкоголика и соответственно меняется отношение к нему членов группы.

 

 

Выводы к первому  разделу.

В первом разделе были рассмотрены  теоретико - методологические предпосылки  девиантного поведения.Девиация большей частью носит не абсолютный, а относительный характер, поэтому существуют различные подходы к объяснениям причин девинтного поведения.Ряд социологов подчеркивает сходство между способом выработки девиантного поведения и способом выработки любого другого стиля поведения.В таких работах как: теория аномии Эмиля Дюркгейма, которую в дальнейшем развивал Роберт Мертон. Наряду с этими работами сложились и другие направления в изучении девиантного поведения.Одним из первых к такому выводу пришел французский социолог Габриэль Тард (1843-1904), еще в конце XIX в. сформулировавший теорию подражания для объяснения девиантного поведения. Эдвин Сазерленд разработал теорию дифференциальной ассоциации, так же теория конфликта Ричарда Квинни и теория стигматизации приверженцы которой являются Эдвин Лемстер, Кай Эриксон.

Таким образом, ни одна социологическая  теория не может быть единственно  верной и исключать другие. Необходим  конкретный структурно-функциональный анализ каждой формы девиации с учетом всех обстоятельств социального  взаимодействия.

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. Девиантное поведение подростков в информационном обществе

2.1.Анализ форм девиантного и деликвентного поведения подростков

 

Девиантное поведение рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле девиантным поведением можно назвать любые действия, которые не соответствуют сложившимся в данном обществе нормам и социальным стереотипам [5]. При таком подходе необходимо различать позитивную и негативную девиацию.

Позитивная девиация — это такое  отклоняющееся по ведение, которое  хотя и воспринимается многими как  необычное, странное, но в то же время, в основном, не вызывает неодобрения. Это могут быть героические поступки, самопожертвование, сверхпреданность чему-либо или кому-либо, чрезмерное усердие, обостренное чувство жалости или сочувствия и т. д.

Негативная девиация, напротив, представляет те поведенческие отклонения, которые  вызывают у большинства людей  реакцию неодобрения или осуждения. Сюда можно отнести терроризм, вандализм, воровство, предательство, жестокое обращение  с животными и т. д.

В узком смысле под девиантным поведением понимаются всякие негативные и неодобряемые отклонения от общепринятых норм[1].

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность[15].

Выделяются следующие типы делинквентного поведения: агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбление, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека; корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство. Угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду; распространение и продажа наркотиков[5].

Деликвентное поведение выражается не только во внешней поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентации, ведущая к ослаблению системы регуляции.

Криминальное поведение как  противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности  служит основанием для возбуждения  уголовного дела и квалифицируется  по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные  формы девиантного и деликвентного поведения.

Как было отмечено нами в предыдущем разделе, выделяют две формы проявления девиантного поведения – позитивную и негативную.

Мы остановим свое внимание на анализе  негативных форм проявления девиации, постораемся описать их и проанализировать.

Негативные формы девиации являются патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность. Они дезорганизуют систему, подрывают  ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

Информация о работе Девиантное поведение подростков в информационном обществе