Факторы, влияющие на сплоченность студенческого коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Сплоченность коллектива означает единство поведения его членов, основанное на общности интересов, ценностных ориентаций, норм, целей и действий по их достижению. Сплоченность является важнейшей социологической характеристикой студенческой группы.
Групповая сплоченность затрагивает три аспекта групповой жизнедеятельности: межличностные эмоциональные взаимоотношения членов группы, структуру взаимодействия между ними в процессе совместной деятельности, а также характер ценностных ориентаций, установок и нормативных представлений, образующих группу лиц.

Содержание

I. Программа социологического исследования
1. Методологический раздел программы
1.1 Описание проблемной ситуации…………………………………………………...3
1.2 Определение объекта и предмета СИ……………………………………………...8
1.3 Определение цели и задач СИ……………………………………………………...8
1.4 Формулировка гипотез……………………………………………………………...9
1.5 Теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий......................9
2. Методический раздел программы
2.1 Обоснование выборки…………………………………………………………….15
2.2 Обоснование методов сбора социологической информации…………………..15
2.3 Календарный план…..…………………………………………………………….15
2.4 Метод обработки данных…………………………………………………………15
II. Отчет по проведенному социологическому исследованию
1. Таблица результатов
2. Анализ результатов по задачам..…………………………………………………16
3. Анализ результатов по гипотезам…………………………………..……………30
4. Вывод………………………………………………………………………………32
5. Методические рекомендации………………………………………………….…32
6. Практические рекомендации………………..……………………………………33
7. Приложение 1. Интервью……………………………...…………………………34
9. Список литературы…………………………………………….…………………39

Работа содержит 1 файл

2сплоченность.doc

— 746.50 Кб (Скачать)

Вывод: На основании полученных в ходе исследования данных можно сделать вывод, что причинами возникновения межличностных конфликтов, является,  на 2-курсе расхождение во взглядах(60%), несовместимость одногруппников  вследствие различия характера(43,3%), самое меньшее количество студентов считают, что причинами возникновения межличностных конфликтов являются половозрастные различия(6,6%), религиозные,  национальные различия(3,2%). Студенты 3-курса приравнивают к причинам возникновения конфликтов (64,2%)- расхождение во взглядах   и (61,9%)- несовместимость одногруппников  вследствие различия характера. Студенты 4-курса ответили на этот вопрос , (54,8%)- расхождение во взглядах  ,(16,12%)- расхождение во взглядах  , (48,3%)- несовместимость одногруппников  вследствие различия характера, также как и студенты 2,3 курса, студенты 4-курса считают что причинами возникновения межличностных конфликтов не являются половозрастные, религиозные,  национальные различия.

 

Вопрос№8. Как чаще всего решаются конфликты в Вашей группе?

а) замалчивание конфликта, желание избежать его во, чтобы то ни стало

б) поиски компромисса

в) участие высшего  руководства в решении проблем

г) конфликты решаются совместно

Вывод: В результате увиденной диаграммы, можно прийти к выводу, что чаще всего конфликты решаются в группе, с помощью поиска компромисса на 2-курсе(46,6%), (30%)- замалчивание конфликта, желание избежать его во, чтобы то ни стало, меньшее количество процентов отдают(3,3%)-за участие высшего руководства в решении проблем, (26,6%) решают конфликты совместно.

Студенты 3-курса ответили, что (47,6%)-ищут компромиссы в конфликтах, (35,7%)- замалчивание конфликта, желание избежать его во, чтобы то ни стало,(14,2%)- конфликты решаются совместно. На 4-курсе (41,9%)- поиски компромисса,(29%) ответили замалчивание конфликта, желание избежать его во, чтобы то ни стало, конфликты решаются совместно.

 

Вопрос№11. «Кто на Ваш взгляд, чаще всего бывает инициатором конфликтов?»

а) лидер

б) староста

в) преподаватель

г) куратор

д) другие члены группы

е) свой вариант ответа

 

Вывод: В ходе исследования было выявлено, что большинство студентов 2-курса относят к инициаторам конфликтов других членов группы(66,6%), (13,3%) относят лидера, (20%) опрошенных предложили свой вариант ответа. На 3-курсе также как и на 2-курсе (66,6%) ответили, что инициаторами являются другие члены группы, (2,3%)- лидер,(11,9%)- староста, (9,5%)- преподаватель, (4,76%)- куратор, (4,76%)- опрошенных предложили свой вариант ответа. На 4-курсе (51,6%)- другие члены группы, (3,2%)- лидер,(29%)- староста,(12,9%)- преподаватель,(3,2%)- опрошенных предложили свой вариант ответа.

В результате можно прийти к общему выводу, что большее количество студентов считают инициаторами конфликтов других членов группы.

 

Задача №3. Выявить , на основе оценок респондентов ,существует ли зависимость сплоченности    студ.групп:

а) от курса;

б) от пола;

К данной задаче относятся вопросы №12,13,14.

 

Вопрос №12. Существует мнение, что разный уровень интеллектуальной подготовки общего кругозора не способствует сплоченности групп, а наоборот ведет к конфликтам. Согласны ли Вы с этим мнением?

а) да, безусловно

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) нет

д) свой вариант ответа

Вывод: В ходе исследования было выявлено, что 40,47% опрошенных студентов 3-курса согласились с этим утверждением, 40%  респондентов на вопрос интеллектуального уровня подготовки общего кругозора не способствует сплоченности групп, а наоборот ведет к конфликтам, ответили – скорее да, чем нет. На вопрос нет, ответило 19,35% опрошенных. 3,3% опрошенных предложили свой вариант ответа.

 

Вопрос№13. «Оцените, пожалуйста, уровень интеллектуального развития большинства членов группы».

а) высокий

б) выше среднего

в) средний

г) ниже среднего

д) низкий

е) свой вариант ответа

 

Вывод: Из выше предложенной диаграммы видно, что студенты 2-курса ответив на заданный вопрос, считают, что уровень интеллектуального развития большинства членов группы средний(60,8%), выше среднего ответили (13,3%), (3,3%).Студенты 3-курса придерживаются такой же точки зрения, что уровень интеллектуального развития большинства членов группы средний (45,2%) , 38%-выше среднего, 2,3%- к высшему уровню, 14,2% к низшему. На 4-курсе 51,6% ответили средний  уровень, 35,48%- выше среднего, 9,6%- к высшему и 3,2% ответили что низший уровень наблюдается на их потоке.

 

Вопрос№14.«Как Вы считаете, в каком коллективе конфликты неизбежны?».

а) преимущественно в  мужском

б) преимущественно в  женском

в) в смешанном

г) не зависит от пола

 

 


 

 

 
Вывод: На основе выше изложенного в диаграмме видно, что на конфликты не зависят от пола, также считают 2-курс (33,3%), преимущественно в мужском-(26,6%),  преимущественно в женском-(23,3%), в смешанном-(16,6%). На 3-курсе придерживаются примерно такой же точки зрения,  (40,4%)- не зависит от пола,(11,9%) в смешанном, (35,7%) преимущественно в женском, (11,9%)-преимущественно в мужском,. На 4-курсе  (32,2%) -не зависит от пола, (19,35%)-в смешанном, (25,8%)-преимущественно в женском, (22,5%)- преимущественно в мужском.

 

Задача №4 Факторы  влияющие  на сплоченность (конфликтность) в студенческой группе.

а) коллективное посещение культурных заведений (вне занятий), встречи

в неформальной обстановке;

б) совместное решение поставленных задач (в рамках учебы);

в) личностные качества лидера ( староста группы);

г) социолога- психологические характеристики членов группы;

 

К данной задаче относятся вопросы № 9,10,19,20,15.

Вопрос № 9  «Есть ли в Вашей группе лидер?»

а) да

б) нет

 

Вывод: В ходе исследования было выявлено, что 26,6% опрошенных студентов 2-курса согласились с этим утверждением, 73,3%  респондентов ответили отрицательно. На 3-курсе  9,5%- подтвердили что в их группе есть лидер ,(90,4 %) наоборот не согласились с этим. На 4-курсе  (35,4%)- ответили положительно, (64,5%)- опровергли этот вопрос.

 

Вопрос №10.По Вашему мнению, Ваш староста обладает лидерскими качествами?

а) скорее да

б) скорее нет

в) свой вариант ответа

 

 

Вывод: На основе выше изложенного в диаграмме видно, что староста не всегда может обладать лидерскими качествами. 2-курс (23,3%),считают что их староста обладает такими качествами, (60%) не согласились с этим мнением. На 3-курсе положительный ответ повысился-(35,7), а отрицательный понизился  (57,1%);не зависит от пола,(11,9%) в смешанном, (35,7%) преимущественно в женском, (11,9%)-преимущественно в мужском,. На 4-курсе придерживаются примерно такой же точки зрения ,что и на 2 курсе(22,5%) и (61,2%). И свой вариант предложили всего (39,14%).

 

Вопрос №19. Проводите ли Вы свободное от учебы время со своей группой?

а) да, часто

б) да, иногда

в) нет

 

Вывод: В ходе исследования было выявлено, что студенты 2,3,4 курса, мало проводят , свое свободное время со своей группой всего(16,1%), большинство из них ,все таки время от времени ,предпочитают проводить время совместно с группой. 2-курс( 43,3%), 3-курс(71,4%),4-курс(41,9%).А вот остальные участники исследования ,выбрали отрицательный ответ.2-курс(53,3%), 3-курс(19%),4-курс(54,8%).

 

Вопрос №20 В каких культурных заведениях Вы предпочитаете  проводить время со своей группой?

а) кинотеатр

б) театр

в) музей

г) дворец культуры

д) свой вариант ответа

Вывод: На основе выше изложенного в диаграмме видно, что многие студенты предпочитают отдыхать в кинотеатре, так на пример на 2-курсе(30%); на 3- курсе (21,4%);на 4- курсе (29%).Очень низкий процент показывает на то ,что студенты не посещают культурные заведения, а наоборот предложили свой вариант ответа.2-курс (46,6%);3-курс(54,7%);4-курс(29%)

 

Вопрос № 15. Кто распределяет работу в коллективе?

а) непосредственно куратор  группы

б) по большей степени сами ,но учитывая мнение куратора

в) непосредственно сами

Вывод: В ходе исследования было выявлено ,что на 2-курсе работу в коллективе распределяют непосредственно сами студенты-(56,6%), (33,3%) все таки придерживаются мнения куратора. И всего(10%) работу распределяет куратор группы . На 3-курсе придерживаются такой же точки зрения (50%)_ распределяют работу  сами, (35,7%)- учитывая мнение куратора и (14,25%)- непосредственно сам куратор . на 4-курсе очень низкий процент того , как распределяет работу куратор, всего(9,6%) ,большинство распределяют работу сами-(67,7%) и лишь (22,5%) учитывают мнение куратора.

 

Вывод :  На основе выше изложенного в диаграмме видно ,что на 2-курсе (10%)-хотят поменять куратора, (26,6%) –возможно ,хотели бы поменять куратора,(63,3%)- хотят оставить все неизменным. На 3-курсе (35,7%) ответили «да», (19%) –ответили «возможно», (45,2%)- все устраивает. На 4-курсе придерживаются такому же мнению (35,4%)- «да», (32,2%) «возможно» и « нет ,меня все устраивает.

 

Задача №5. Выявить, степень влияния и программ мероприятий ,проводимых службой АГНИ, на межличностных отношениях.

К данной задаче относятся вопросы №16,17,18.

 

Вопрос №16.Знаете ли Вы, что в АГНИ есть психологическая служба?

а) да

б) нет

Вывод:   В ходе исследования было выявлено ,что на 2-курсе всего (16,6%) знают о психологической службе, и (83,3%) – не знаю. На 3-курсе (38%) ответили «да»,(61,9%)-ответили «нет». На 4-курсе (29%)- ответилт»да», (70,9%) ответили-«нет».

Следующей нашей задачей  было необходимо выявить степень  влияния психологической службы на межличностные отношения в  группе. Для  этого респондентам, были заданы следующие вопросы

 

Вопрос №17. Обращались ли Вы в психологическую службу из-за конфликтов или проблем в группе?

а) да

б) нет

 

Вывод: Из выше предложенной диаграммы видно, что 2 и 3 курс не обращались, за помощью в психологическую службу, на 4-курсе (6,64%)- все таки обратились за помощью, (93,5%) –не обращались.

 

 

Вопрос №18. Если да ,то помогла ли Вам, психологическая служба, регулировании конфликтов?

а) да

б) нет

Вывод: Из диаграммы видно, что на 4-курсе (3,3%) обратившимся в психологическую службу, помогла в регулировании конфликтов в внутри группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ результатов по гипотезам

Гипотеза 1. Решение возникающих задач в студенческих группах не может обходиться без конфликтных ситуаций – было доказано.

Мы провели социологическое исследование в виде анкетирования на тему «Факторы влияющие на сплоченность(конфликтность) студенческого коллектива» в котором приняло участие 100 человек. Из них 30 человек –студенты 2-курса, 3-курса - 42, 4-курса- 31.

Конфликт – это  неотъемлемая часть существования и жизни студенческой группы, они неизбежны и встречаются почти в любой структуре данных групп, поэтому студенты и считают, что решение задач в студенческих группах не может обходиться без конфликта.

Рис.1. Вступали ли Вы в конфликты в Вашей группе?

Вывод: Из рис.1 видно, что по мнению большинства студентов, основная масса студентов 2-курса (76,6%) не вступали в конфликты, (23,3%) вступали в конфликты в течении года. В отличии от 2-курса студенты 3-курса более вступали в конфликты(73,8%), 26,1%) студентов не вступали в конфликты. Студенты 4-курса вступали в конфликты почти на ровне, как вступали(51,6%) и не вступали(48,3%). 

 

Гипотеза 2. Чаще всего инициаторами конфликтов бывают другие студенты – была доказана.

Рис.2. Кто на Ваш взгляд, чаще всего бывает инициатором конфликтов?

Вывод: Как видно из рис.2,  большинство студентов 2-курса относят к инициаторам конфликтов других членов группы(66,6%), (13,3%) относят лидера. На 3-курсе также как и на 2-курсе (66,6%) ответили, что инициаторами являются другие члены группы, (2,3%)- лидер,(11,9%)- староста, (9,5%)- преподаватель, (4,76%)- куратор. На 4-курсе (51,6%)- другие члены группы, (3,2%)- лидер,(29%)- староста,(12,9%)- преподаватель.

 

Гипотеза 3. В каком коллективе конфликты, в большей степени неизбежны - было доказано.


 

 

 

 

 

 

Рис.3. Как Вы считаете, в каком коллективе конфликты неизбежны?.

 

Вывод: Мнение студентов, сошлись в том, что конфликты не зависят от пола, так считает 2-курс (33,3%), преимущественно в мужском-(26,6%),  преимущественно в женском-(23,3%), в смешанном-(16,6%). На 3-курсе придерживаются примерно такой же точки зрения,  (40,4%)- не зависит от пола,(11,9%) в смешанном, (35,7%) преимущественно в женском, (11,9%)-преимущественно в мужском,. На 4-курсе  (32,2%) -не зависит от пола, (19,35%)-в смешанном, (25,8%)-преимущественно в женском, (22,5%)- преимущественно в мужском.

 

  1. Вывод

В студенческой группе  конфликт рассматривается как противоречие организационно - обучающих отношений, принимающее характер прямых социальных столкновений между индивидами и группами отношений. Студенческий конфликт имеет свою структуру:  в любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации,  цели  и наличие субъектов.

Причины возникновения конфликтов в студенческих группах следующие:

 расхождение во взглядах

 лидерство

 социальные различия

 время проведенное вместе

 размер группы

 возрастные различия

          внешние условия

 зависть к успехах  одногруппников

           половозрастные различия;

 религиозные, национальные различия.

В ходе исследования подтвердилась  поставленная гипотеза о том, что  конфликты в студенческих группах чаще всего возникают по поводу, расхождения во взглядах, несовместимости одногруппников  в следствии различия характера . Эти две причины занимают наибольший удельный вес среди других причин.

Информация о работе Факторы, влияющие на сплоченность студенческого коллектива