Феминистское движение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:48, реферат

Описание работы

Феминизм (фр. «feminisme», от лат. «femina» - «женщина»). В широком смысле - рвение к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества; в узком смысле – женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами. Синонимом можно назвать термин « эмансипация женщин».
Эмансипация (от лат. «emancipatio») - у римлян обозначало освобождение из-под отцовской власти. Отсюда вышло общее значение - освобождение от зависимости и ограничения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………....3
1. Основные этапы феминистского движения……………………………………….5
2. Первая волна феминизма……………………………………………………….......6
3. Вторая волна феминизма………………………………………………………….10
3.1 Женщины в 19 веке………………………………………………………………..10
3.2 Эмансипация начала 20 века……………………………………………………...13
3.3 Мужчины-феминисты……………………………………………………………..15
4. Современный этап………………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

ФЕМИНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ.ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

     Другими словами, женщины понимали, что воспитание и образование, равное с мужчинами, поставило бы их на одну ступень, дало бы возможность развиваться вровень с ними. Но этому препятствовало законодательство, которое они еще не могли изменить.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Вторая волна дамского движения.

     3.1 Женщины в 19 веке.

     Вторая  волна феминизма набирает силу во второй половине XIX в. Движение уже тесно связано с французским утопическим сенсимонизмом, а также с именованием Дж. Милля.

     Представители феминизма требовали обеспечения  равенства полов посредством  социально-экономических и юридических  реформ. Речь стали вести уже не лишь о естественном, но еще и  о социальном праве дамы, праве  на свободу, образование, труд.

     В это время многие дамы Новой Англии стали покидать свои домашние обители. Кто-то активно выступал с лекциями, кто-то занялся политикой, участвуя в дамских антирабовладельческих обществах, тысячи женщин нашли себе работу вне дома – на текстильных фабриках. Не считая того, для женщин открыли несколько высших учебных заведений. Маргарет Фулер в докладе «Женщина в девятнадцатом столетии» пишет, что «многие дамы задумываются над тем, что им нужно из того, чего у них нет, и что бы они имели, если бы знали, чего желают. Мужчины же размышляют над тем, способна ли дама быть лучше, и если способна, то стоит ли соглашаться на то, чтоб изменить условия её существования. Но человечество лишь тогда созреет для конфигураций, когда внутренняя и внешняя свобода дамы, как и мужчины, станет в его сознании правом, а не уступкой».

     Теоретический фундамент упрочил позиции феминизма. Он стал разнообразным по форме и  содержанию. К началу XX века активно  действовали суфражистки (от англ. «suffrage» - избирательное право), отстаивавшие политико-правовое равенство дамы, социалистки, защищавшие идеи равной оплаты дамского труда и роль женщин в профсоюзах, радикальные феминистки, пропагандировавшие идеи сознательного материнства и контроля над рождаемостью, христианские дамские благотворительные общества. В итоге медленных завоеваний всех этих феминистских потоков, к концу XIX – началу XX века публичные стереотипы и нормы уже дозволяли даме выходить за пределы дома с тем, чтоб получить образование и работу.

     Пропорционально возрастающим знаниям, возрастает и  самосознание женщин, они уже не просто претендуют на равное с мужчинами  положение, но порой видят свою главную  роль в развитии общества. Так Френсис Райт (1795-1852) в «Курсе общественных лекций» говорит о том, что «какое бы место ни занимали дамы на пути развития рода человеческого, они этот путь определяют», а «мужчинам суждено то возноситься, то низко падать в зависимости от того, высоко либо низко положение дамы, и даже облеченные властью, вооруженные знанием, они, в силу особенностей, присущих их полу, постоянно находятся на поводу даже у самой заурядной женщины».

     И женщины понимали, что необходимо искоренять не только неравенство по закону, но и устоявшийся в сознании людей ложный тезис о мужском превосходстве. Об этом пишет Сара М. Гримке (1792-1873). В «Письмах о равенстве полов и положении женщин» она касается вопросов о несправедливой оплате дамского труда, о толковании Библии мужчинами в свою пользу, о замужестве, как единственной цели девушки. Она считает неверным и противоестественным посвящать всю свою жизнь ведению дома и ублажению супруга, и «пока не будет отвергнут тезис о превосходстве парней, до тех пор не поменяется отношение к даме ни со стороны общества, ни внутри её самой, не забрезжит надежда на возрождение её величия и восстановление прав предопределенных ей как существу разумному и ответственному».

     Дамы равномерно отвоевывают себе экономическую значимость, утраченную еще в доисторические времена, поскольку вырываются из дома и, работая на заводе, по-новому принимают роль в производстве. Таковой переворот становится вероятным благодаря машине, ибо разница в физической силе меж работниками мужского и дамского пола в большинстве случаев нивелируется. Поскольку резкий скачок индустрии просит еще больше рабочих рук, чем могут предложить работники мужского пола, привлечение женщин становится нужным. Это и есть та великая революция, которая в 19 в. преобразует участь женщины и открывает перед ней новую эру.

     В развитии идей феминизма немаловажную роль сыграл суфражизм начала 20 в. - движение за предоставление дамам избирательных прав, которые открыли бы им доступ к политической деятельности, обеспечили социальное равенство. Сьюзен Б. Энтони (1820-1906) пишет, что «отсутствие права голоса значит невозможность строить и налаживать свою жизнь либо распоряжаться ею. Не имеющие права голоса постоянно обязаны делать ту работу, получать ту заработную плату, занимать то место, которые определяют для них те, кто имеет право голоса. Не имеющий этого права находится в положении нищего: бери, что дают, по другому не получишь ничего». Считалось, что дамам не необходимо право голоса для защиты самих себя, т.к. их обеспечивают мужчины. Статистические данные свидетельствуют, что большее количество женщин сами зарабатывали себе на жизнь. Они обязаны были работать в лавках и на фабриках за ничтожную плату. Дамы-работницы, занятые в разных сферах, время от времени объединялись в профсоюзы и устраивали забастовки, чтобы добиться справедливости от собственных владельцев так же, как это делали мужчины. Но нет упоминаний ни об одном успешном выступлении женщин. В газетах их осмеивали и писали, что если работницам не нравится заработок, то они «вольны взять расчет и выйти замуж». Если бы женщины могли участвовать в выборах, они бы в собственном городке «поддерживали равновесие политических сил». «Есть множество женщин, которые точно так же, как мужчины, вполне способны быть директорами либо управляющими школ, и, тем не менее, хотя три четверти учителей – дамы, практически все они назначаются на второстепенные должности, получая при этом половину либо в лучшем случае две трети того, что зарабатывает мужчина. И все дело лишь в том, что они дамы. Конкретно для того, чтоб миллионы женщин, зарабатывающих на жизнь, могли так же, как мужчины распоряжаться своим трудом, они обязаны быть наделены правом голоса. Сейчас, когда произошла великая революция в экономике и дама может работать и зарабатывать там же, где это делает мужчина, нельзя не придти к выводу, что она обязана обладать равными с мужчиной возможностями, чтоб защитить себя. Речь идет о праве голоса – знаке свободы и равенства. Без этого ни один гражданин не в состоянии сохранить то, что имеет, ни тем более получить то, чего не имеет»

     Об  актуальности требований говорит появление во второй половине 19 в. – начале 20 в. бессчетных феминистских организаций в ряде государств. В 1888г. был создан интернациональный совет женщин, к началу 20 в. в него входили Соединенные Штаты, Великобритания, Австралия, Норвегия, Нидерланды.

     В 1904 г. Ассоциация женщин была создана в Берлине, в альянс были готовы вступить ассоциации из Канады, Германии, Дании, Швеции. В 1911 г. Альянс насчитывал 24 национальные организации. Во всех странах-участницах Союза раз в год проводились тысячи митингов, миллионы забастовок со словами правды о положении женщин.

     В 1904 г. – интернациональный союз за избирательные права женщин (современное заглавие – «Международный союз женщин-сторонниц равных прав и обязанностей»), к которым присоединился Всероссийский альянс равноправных женщин (основан в 1905 г.)

     «В  их распоряжении интеллектуальный потенциал  образованных женщин, способных решить всякую возникшую дилемму. Есть руки, готовые взять на себя выполнение хоть какой утомительной работы, больше того, дамы готовы на любые жертвы, поскольку ими движет неопровержимая логика требований и вдохновляет неотразимая мощь возрастающих рядов приверженцев дамского равноправия»

     С таким настроением женское движение вступило в новый век.

     3.2 Эмансипация начала 20 века.

     Эмансипация, как уже говорилось, в начальном  смысле обозначает освобождение от власти супруга и отца. Испокон веков  женщина, выходившая замуж, как бы «переходила  из рук в руки», то есть из-под  опеки отца попадала в собственность  супруга. Практически, она всю жизнь была зависима от мужчин и не имела личной свободы. Многие дамы бунтовали против такого положения, как, к примеру, писательница Жорж Санд в начале 19 в., взявшая мужской псевдоним и носившая мужскую одежду.

     Но  большая часть феминисток видели причину такого положения в сложившейся экономической ситуации. Дамы многие века обязаны были выходить замуж по расчету, за более богатых мужчин, которые смогли бы обеспечить её и будущих детей. То есть зависимость дамы определялась её экономической несостоятельностью, обусловленной обязанностью рождать, воспитывать детей и вести хозяйство. Многие дамы не хотели с этим мириться.

     Соджернер Трут (1799-1883), бывшая рабыня, была уверена, что «женщина, не любя мужчину, идет под венец потому, что у него есть возможность зарабатывать средства, а она её лишена. Но если дама на равных может соперничать с мужчиной, то она пойдет замуж по глубочайшей и искренней любви». Так считали феминистки в 19 веке, а в начале 20 века, в 1910 г. Маргарет Сангер (1883-1966) считала целью собственной жизни – «дать каждой даме право распоряжаться своим телом». В 1915 г. Она начала широкомасштабную компанию, мишень которой – преодолеть законодательные преграды на пути распространения медиками противозачаточных средств и информации об их использовании. Она считала право на добровольное материнство «ключом к храму свободы». М.Сангер пишет, что большая часть женщин из рабочих семей не располагает сколько-нибудь достоверными знаниями о противозачаточных средствах и, следовательно, рождают детей с такой быстротой, что их семьи, и их класс в целом оказались очень бессчетными. Отсюда и многие тяготы, которыми обременено общество в целом. В свою очередь они порождают нужду, болезни, тяжелые условия жизни и общую бедность посреди рабочих. И дама первой же страдает от голода, она ужаснее одета, рабочий день её не имеет предела, даже если её не гонят на фабрику для того, чтоб пополнить скудный заработок супруга. Это её здоровье страдает в первую очередь и уже не восстанавливается от домашней работы, подорванное неизменными беременностями и неизменным уходом за детьми. К сверхурочному тяжелому труду дамы не относятся законы о восьмичасовом рабочем дне; никакие законы не защищают её слабого здоровья от болезней, вызванных беременностями и родами. Физическая ослабленность, материальное неблагополучие дополнялись экономической зависимостью женщин. Оплачиваемая работа вне дома представлялась решением множества проблем, с которыми сталкивались дамы. Но приблизительно для двух третей всех работавших в 1900 г. Женщин действительность обернулась не финансово самостоятельностью и ублажение личных интересов, а изнурительной работой за мизерную плату или в качестве прислуги, или в условиях фабричных цехов. На рубеже веков в США 20,6% женщин старше 16 лет работали.

     Поскольку большая часть работниц не входили в профсоюзы, некоторые феминистки решили исправить это положение. Были созданы лиги потребителей, выявляющие те торговые и промышленные компании, где плохо обращались с дамами. А в 1903 г. была образована Лига дамских профсоюзов – с её помощью представительницы среднего класса боролись за улучшение условий труда. Лига поддерживала забастовки с ролью женщин, оказывала существенную помощь бастующим в защите прав арестованных, организации пикетов, бесплатных кухонь и социальных пособий.

     В итоге Конгресс США санкционировал проведение детализированного исследования, посвященного положению работающих женщин и детей. Был сделан доклад «Женщины и дети, работающие по найму  в США», который изучался с 1908 по 1911 года, состоял из 19 томов. Это привело к основанию в 1920 году дамского бюро при департаменте труда США.

     Дамы  медленно, но правильно отвоевывали свои права. В период I Мировой Войны 1914-1918гг. Феминистки повсюду прекратили свою деятельность, возобновив её быстро после войны. В 1925г. Был создан «Объединенный неизменный комитет дамских организаций» (с 1934 г. – «Комитет связи интернациональных дамских организаций»). Движение за женское равноправие развернулось в 1920-х годах и в ряде государств Азии.

     В США в 1918 г. вышел закон о федеральной поправке к Конституции о женском избирательном праве в Палате представителей, но Сенат отклонил поправку. И лишь благодаря усилию активисток движения, спустя год, а для неких штатов немного позднее, 26 августа 1920 г. 19-я поправка стала частью конституции США после ратификации тридцатью шестью штатами.

     Получение женщинами США и Европы избирательных прав, а также рост их занятости привели к спаду феминистского движения, которое вновь начинает активизироваться после окончания II Мировой Войны.

     3.3 Мужчины – феминисты.

     Первым  феминистом, наверняка, можно назвать Пулена де ля Барра. Но это, скорее, исключение из правила. Большая часть мужчин не признавали женщин равными себе еще довольно длительное время. Они утверждали, что дама обязана оставаться в руководстве у мужчины, что дама – существо неполноценное, во-первых, потому что её физическая сила составляет всего только две трети от мужской силы, а во-вторых, потому что интеллектуально и морально она ниже его в той же пропорции. Между тем, «антифеминисты» воспевали женщину за её женственность, ценили её как свою рабыню и свое зеркало, увеличивающее значимость мужчины вдвое.

     Торнстайн Веблен (1858-1929) в «Теории праздного  класса» (1899) так обрисовывает предназначение дамы, приписываемое ей мужчинами: «Долгом дамы было проводить свой досуг таковым образом, чтоб весь свет видел, что мужчина, глава семьи, способен содержать человека, чье существование полностью посвящено заботе о его удобстве, его доме и поискам удовольствий. Дама обязана была потреблять большее количество продуктов вне зависимости от жизненной необходимости, лишь для того, чтоб показать способности мужчины как добытчика». Считалось, что зарабатывать на жизнь производительным трудом «не женское дело». Её дело – дом, который она обязана украшать и основным украшением которого она обязана являться.

     Мужчины видели женское предназначение, «женскую природу» в единственном занятии – обслуживании их самих, дамам практически навязывалось теплично-кухонное воспитание, на благо и наслаждение их повелителей. Об этом пишет и Джон Стюарт Милль (1806-1873) в «Порабощении женщин»: «Все дамы с детских лет воспитываются в вере, будто в идеале характер дамы резко различается от характера мужчины: женскому характеру присуще не своеволие, не умение управлять собой, а покладистость, уступчивость давлению со стороны. Мораль говорила им, будто эмоциональной внутренней сущности дамы соответствует предназначение жить для остальных, умение целиком отвлечься от себя и не иметь другой жизни, не считая растворения в нуждах близких».

     По  сути дела, путеводной звездой при  воспитании дамы и формировании её характера стало мировоззрение, угодное мужчинам. Но даже все мужчины  разом не способны понять и поэтому  не могут с помощью закона предъявить дамам, - в чем, фактически, истинное их предназначение.

     Но  прогрессивные адекватно мыслящие мужчины понимали, что принцип, регулирующий отношения между двумя полами, а именно узаконенное подчинение одного пола другим, несправедлив в собственной базе и является одним из препятствий на пути человечества к совершенству. И этот принцип следовало заменить принципом равенства, не допускающим никакой власти либо преимуществ ни для одной из сторон, равно как и признания несостоятельности какой-либо из них.

     Женщины пребывали в положении, отличном от иных угнетенных классов, поскольку хозяева требовали от них не лишь преданного служения, но и чувств. Многие женщины совместно с мужчинами боролись за отмену рабства, это была одна из форм борьбы за равноправное общество. «Когда напишут правдивую историю движения врагов рабства, множество её страниц будет посвящено дамам, поскольку борьба рабов была в большой степени и борьбой женщин», - пишет Фредерик Дуглас (1817-1895). Но многие из тех, кто, наконец, нашел, что чернокожие владеют определенными правами точно так же как остальные члены человеческого общества, еще предстояло убедить, что дамы тоже могут на что-то претендовать.

Информация о работе Феминистское движение