Феминистское движение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:48, реферат

Описание работы

Феминизм (фр. «feminisme», от лат. «femina» - «женщина»). В широком смысле - рвение к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества; в узком смысле – женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами. Синонимом можно назвать термин « эмансипация женщин».
Эмансипация (от лат. «emancipatio») - у римлян обозначало освобождение из-под отцовской власти. Отсюда вышло общее значение - освобождение от зависимости и ограничения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………....3
1. Основные этапы феминистского движения……………………………………….5
2. Первая волна феминизма……………………………………………………….......6
3. Вторая волна феминизма………………………………………………………….10
3.1 Женщины в 19 веке………………………………………………………………..10
3.2 Эмансипация начала 20 века……………………………………………………...13
3.3 Мужчины-феминисты……………………………………………………………..15
4. Современный этап………………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

ФЕМИНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ.ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

     Одним из ревностных сторонников немедленной  и безусловной отмены рабства  был Уильям Ллойд Гаррисон (1805-1879), он также считал, что «права не имеют расы и пола». В сочинении «Злой умысел» он говорит о том, что «мужчины, очевидно, обосновывают свою вину – тем, как воспринимают, как относятся к женскому движению. Тот, кто сделал зло по неведению, не упорствует в собственном заблуждении, поняв, что он на ложном пути. Неведение не есть свидетельство вины. Это только свидетельство недостатка знания».

     Совсем с другой стороны подошли к «женскому вопросу» Ф.Энгельс (1820-1895) и А.Бебель (1840-1913), который они определили как дилемму общественного признания. Однако, в отличие от предшественников, они, говоря об эмансипации, обращались не столько к индивидууму, сколько к массам. К массам женщин - наемных служащих. В марксистском анализе «женского вопроса» тема дамского труда – основная. И это естественно, поскольку начиная со второй половины XIX века дамский труд становится все более массовым, что принципиально меняет как положение дамы, так и спор о нем. Утверждается, что задача освобождения дамы совпадает с более общей задачей освобождения пролетариата.

     В работе «Происхождение семьи, частной  принадлежности и государства» (1884) Ф.Энгельс разглядывает существующую моногамную структуру как инструмент воплощения мужского превосходства. Дается базовое марксистское объяснение эксплуатации женщин. По его мнению, эта эксплуатация коренится в двух вещах – в частной принадлежности и в исключении женщин из публичного производства». Он считал, что «господство мужчины в браке есть обычное следствие его экономического господства и само собой исчезает совместно с последним».

     Аналогичные взоры прослеживаются и у А. Бебеля в труде «Женщина и социализм» (1885), он верил, что полная эмансипация  женщин возможна лишь при социализме. Бебель пишет: «Женский пол в собственной  массе страдает в двойном отношении: во-первых, он страдает вследствие социальной и публичной зависимости от мужчин – эта зависимость может быть ослаблена, но не устранена формальным уравнением женщин перед законом и в правах. Во-вторых, он страдает и от экономической зависимости, в которой находятся дамы вообще и пролетарские дамы в особенности, вровень с пролетариями-мужчинами». Он был уверен, что освобождение человечества нереально без социальной независимости и равноправного положения полов.

     Таким образом, к началу XX века феминистское движение смогло охватить широкие слои общества, стало более массовым и организованным, подкреплялось идейной основой и сочувствием со стороны более прогрессивных парней. Дамы смогли добиться для себя уже значимых прав и создали предпосылки для дальнейшей реорганизации общества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Современный этап.

     Фурор суфражизма на время остановил общее развитие дамского политического движения, которое следующие четыре десятилетия находилось в состоянии спячки. Но, несмотря на все заслуги феминизма, по-прежнему во всех сферах жизни главенствовали мужчины. Оказалось, что равноправия на бумаге недостаточно, нужно было изменить отношение к даме и в сознании людей. Пробуждение, либо «женское возрождение» началось в 60-е годы. Его эпицентром стали США, где в эти годы наблюдалась активизация демократических действий, направленных на ликвидацию разных форм дискриминации. Женское движение обрело новые, часто радикальные формы, что нашло отражение в его названии – «женское освободительное движение» (Women’s liberation).

     Новая волна борьбы за эмансипацию была обусловлена структурными переменами в социуме и, до этого всего, - значимым увеличением доли дамского труда  в публичном производстве. Так, к 1960 г. В США дамы составляли более одной трети трудовых ресурсов страны, при этом 54% трудящихся женщин были замужними, а 33% имели детей, что свидетельствует об экономических факторах, побуждавших женщин включаться в общественную производственную практику.

     Феминистское  движение 60-х – начала 70-х годов получило несколько экстравагантную окраску, проявляясь в вызывающих, даже шокирующих обычно настроенную общественность непривычных лозунгах, формах выражения протеста. Стремясь к пробуждению дамского самосознания, освобождению публичного представления от инерции патриархально нацеленных нравственных установок, феминистки употребляли, к примеру, приемы «площадного театра». В листовках появившейся в 1968 г. американской организации под скандальным заглавием «Ведьма» говорилось: «Все, что репрессивно, имеет только мужскую ориентацию, завистливо, отмечено пуританством и авторитарностью, обязано стать мишенью вашей критики. Ваше орудие – ваше бескрайнее красивое воображение. Ваша сила исходит от вас самих как от женщин, и она многократно усиливается от совместной работы с вашими сестрами. Ваш долг – освободить ваших братьев (желают они этого либо нет) и самих себя от стереотипов половых ролей».

     Шокирующий  характер носили не лишь формы феминистского  протеста, но и его содержание. Критике  подвергались те устои общества, которые способствовали, по мнению феминисток, закреплению неравноправного положения женщин: замужество, материнство и т.п. Логика рассуждений сводилась приблизительно к следующему: «В браке, согласно закону, мужчина и дама – одно лицо, то есть само бытие либо правовое существование дамы прекращается с началом её замужества. Ибо «одно» постоянно подразумевает мужское господство».

     Экстремизм  феминистского движения имел положительные  и отрицательные последствия. С одной стороны, он содействовал пробуждению дамского самосознания, а с другой – давал повод для дискредитации, дозволял оппонентам обвинять феминисток в том, что у них комплекс неполноценности, нездоровое пристрастие к власти, склонность к половой распущенности и т.д.

     Феминизм, как и всякое другое политическое движение, не мог избежать радикализма, «левизны» как собственного рода болезни роста. Потребовалось время, чтоб пришли зрелость оценок, умеренность и взвешенность действий, наконец, теоретическая обоснованность. Этому в значимой степени способствовало создание сети так называемых дамских исследований (women’s studies), призванных сразу вести просветительскую работу и подводить научный фундамент под движение за освобождение женщин. Дамские исследования стали неотъемлемой частью учебных программ многих институтов, возникло много специализированных научно-исследовательских центров.

     В 70-е годы повсеместно в западных институтах появляются центры «женских»  либо «феминистских» исследований с  особыми программами, включающими  профессионалов по биологии, физиологии, антропологии, этнографии, философии, истории, филологии. В них переместился спор, разделивший феминистов на приверженцев «эгалитарного» подхода и проповедников «женской субъективности». С распространением дамских исследований спор этот не только не разрешился, но развел оппонентов в различные стороны.

     Свой  выход из этого тупика предложили исследователи, строившие анализ, исходя из сопоставления «мужской» и  «женской» ролей в различных  ситуациях в различные периоды. Они предложили ввести новое понятие «гендер» (от англ. «gender» – род). В российском языке это понятие можно раскрыть лишь смысловой фразой: «социальные дела пола», либо социально закрепленное разделение ролей на мужские и женские. Они стремятся перевести анализ отношений пола с биологического уровня на социальный, чтоб, наконец, отрешиться от постулата о «природном назначении пола», показать, что понятие «пол» принадлежит к числу таких же смыслообразующих понятий, как «класс» либо «раса».

     В 70-80-е годы интернациональным обществом приняты документы, которые призывают к ликвидации всех форм дискриминации дамы. В них дама признается таковым же полноценным субъектом истории, как и мужчина, а её личность оценивается выше, чем её «природное назначение», в них подчеркивается, что рождение детей, продолжение рода – это право, а не обязанность дамы.

     Начатая в 60-е годы «женская революция» шла  под лозунгом: «Если дама имеет  право на половину рая, то она имеет  право и на половину власти на земле!» - в 80-90-е годы вынудила власть имущих потесниться и впустить, наконец, и женщин во все структуры управления обществом. Эти структуры из однополых мужских стали преобразовываться в «смешанные». Суфражистки, бабушки американок конца 20 в., порадовались бы увеличению числа женщин – членов политических партий. В 1969 г. дамы занимали лишь 3,5% должностей в штатах, к 1986 г. Эта цифра выросла до 13%. В местных органах власти их консульство составляло 4% в 1975 г. и 10% в 1981 г. Доля женщин в парламенте США составляет 11,2%, в Великобритании – 7,8%. И эти числа продолжают расти, хотя и совсем медленно. Таким образом, «женская революция» изменила представление о роли дамы в современном обществе.

     Феминизм  распространился по свету с такой быстротой лишь потому, что повсюду мог употреблять уже существовавшие традиции публичной деятельности. Феминизм воспринял основополагающие нормы эры гуманизма и Просвещения, согласно которым человек есть существо, воздействующее на окружающую среду и на самого себя, изменяя и творя. Но в патриархальном обществе мужчина присвоил себе активную роль и право на воплощение этих особенностей человеческого рода. Целью феминизма является, таковым образом, освобождение женщин от ограничений, навязанных мужчинами, предоставление ей равных возможностей участвовать в творческом процессе, в истории.

     Феминизм  вырос из остальных движений, направленных на реформирование общества. В США  одним из предков феминизма стало  движение за освобождение чернокожего  населения, иным – студенческое движение. В Великобритании и западноевропейских странах современный феминизм уходит своими корнями в радикальное студенческое движение 60-х годов.

     С приобретением опыта политической деятельности дамы стали более уверенными в себе и в собственных силах. Создается впечатление, что современное движение за освобождение женщин шло сходным методом. На начальном его этапе разворачивалась борьба за достижение одних и тех же конкретных целей – таких как право на аборт, право развода, правовое преследование насильников и мужчин, избивающих собственных жен.

     Ключевым словом было «право выбора»: женщины стремились сами распоряжаться своей жизнью и, до этого всего – своим телом.

     Еще одной принципиальной сферой деятельности женского движения на современном этапе стал рынок труда. Тут борьба женщин ведется за право на получение работы, равенство возможностей продвижения по ступеням карьеры, равную оплату за равный труд. Выдвигается требование отмены законодательных актов, призванных как бы «защищать», а на самом деле дискриминационных по отношению к ним.

     Таким образом, феминизм вызывает значительные и необратимые конфигурации в жизни дамы, во всем, что имеет отношение к её социальному статусу, её сексуальному функционированию, её месту в обществе. Эти процессы оказывают существенное влияние на рост самосознания, как женщин, так и мужчин.  
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Действие политических, экономических, социальных конфигураций на положение женщин было совсем противоречивым. Обычно женщину возводили на пьедестал, видели её роль основным образом в разработке и сохранении домашнего очага, в воспитании детей. Но это не мешало применять дамский труд на тяжелых работах и закрывать глаза на неравенство в заработной плате парней и женщин. Когда возросла потребность в рабочей силе, женщины пополнили ряды наемных работников. И это притом, что длительное время замужняя дама не могла владеть собственностью, подписывать контракты от собственного имени и даже распоряжаться своей заработной платой.

     Потребовались столетия, прежде чем в развитых странах Европы и Америки были провозглашены равные права людей независимо от пола (в США – в 1920г.).

     Общество  стало равномерно отходить от твердой  привязки тех либо других экономических  и поведенческих норм по признаку пола, от обычных понятий о построенном  на гендерном факторе разделения домашних, родительских обязанностей и трудовой активности вне дома.

     Равенство мужчин и женщин – это вопрос равенства человеческого существования. Недопустима дискриминация между мужчинами и женщинами. Исторический опыт просит относиться ко всем, как к людям, соблюдать права человека безотносительно пола. 


Информация о работе Феминистское движение