Формы и методы администрирования в социальных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Наука не может ограничиваться только изучением влияния различных факторов на отдельно взятую сферу, необходимо исследовать общие законы и принципы не просто взаимодействия, а целостного интегрального воздействия во имя достижения цели – обеспечения безопасности членов общества и повышения качества их жизни. Этим и обусловлена актуальность выбора данной темы.
Исследование общих закономерностей, принципов социального воздействия, создания и функционирования всей системы позволяют обеспечивать цели общества как единой системы и выступают главной задачей данной науки.

Содержание

Введение 2
Глава I. Организация и управление социальной работой 4
1.1 Организация в социальной работе 4
1.2 Система управления органами социальной защиты населения 7
Глава II. Научно-теоретические основы управленческой деятельности 14
2.1 Сущность социального управления 14
2.2 Законы и принципы социального управления 17
Глава III. Формы и методы администрирования в социальных учреждениях 26
3.1 Общая характеристика методов управления 26
3.2 Классификации методов управления в социальных учреждениях 31
Заключение 39
Список литературы 42

Работа содержит 1 файл

курсовая АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

     Министерство  осуществляет  координацию  и  контроль  деятельности  находящихся  в  его ведении  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты  прав  потребителей  и  благополучия человека,  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  здравоохранения  и  социального  развития,

     Федеральной  службы  по  труду  и  занятости,  Федерального  агентства  по  здравоохранению  и социальному развитию, Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму, а также координацию  деятельности  Пенсионного  фонда,  Фонда  социального  страхования  и  Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

     В  связи  с  реструктуризацией  российского  правительства  было  принято  Постановление Правительства  РФ  от 27  мая 2004  г. N 252 "О  некоторых  вопросах  организации  деятельности Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  здравоохранения  и  социального  развития,  Федеральной службы  по  труду  и  занятости  и  Федерального  агентства  по  здравоохранению  и  социальному развитию" (приложение 2).

     Федеральной  службе  по  труду  и  занятости  передаются  территориальные  органы упраздненного Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения, по государственному  надзору  и  контролю  соблюдения  законодательства  РФ  о  труде  и  охране  труда (государственные  инспекции  труда  в  субъектах  РФ,  межрегиональные  государственные  инспекции труда) и по урегулированию коллективных трудовых споров, а также центры занятости населения.

     Федеральному  агентству  по  здравоохранению  и  социальному  развитию  передаются находившиеся  в ведении упраздненного Минтруда  РФ  остальные государственные учреждения  и федеральные государственные унитарные предприятия.

     Непосредственным  исполнителем,  в  том  числе  и осуществляющим  организацию предоставления  социальных гарантий,  социального обслуживания  социально незащищенным категориям граждан является Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию. 

     Постановление Правительства РФ об организации  данной организации было принято 30 июня 2004  г. N 325 "Об  утверждении Положения о Федеральном агентстве по  здравоохранению и социальному развитию" (приложение 3).

     Федеральное агентство по здравоохранению и  социальному развитию является федеральным  органом исполнительной  власти,  осуществляющим функции по  оказанию  государственных  услуг и управлению  государственным  имуществом  в  сфере  здравоохранения  и  социального  развития, включая  оказание  медицинской  помощи,  предоставление  услуг  в  области  курортного  дела, организацию  судебно-медицинских  и  судебно-психиатрических  экспертиз,  оказание  протезно-ортопедической  помощи,  реабилитацию  инвалидов,  организацию  предоставления  социальных гарантий,  установленных  законодательством  РФ  для  социально  незащищенных  категорий  граждан, социальное  обслуживание населения, проведение медико-социальной  экспертизы, донорство  крови, трансплантацию  органов  и  тканей  человека.  Федеральное  агентство  находится  в  ведении Министерства здравоохранения и социального развития.

     В России существует трехуровневая система органов власти: федеральный, региональный, местный.

     Исполнительная  система органов власти имеет  строгую иерархию, включает в себя все уровни при соблюдении принципа обязательности выполнения нижестоящими органами решений вышестоящих.

     Проверку деятельности персонала (заслушивание отчетов, проведение рейдов-проверок), контроль выполнения работы структурных подразделений учреждения (подготовка отчетов, анализ статистических данных), изучение предложений, заявлений, жалоб граждан в системе социальной защиты населения выполняет районное (городское) управление (комитет, департамент) социальной защиты населения (УСЗН).

     Эта структура является функциональным органом администрации района (города), ответственным за реализацию на территории района единой государственной политики по вопросам социальной защиты и социального обеспечения населения, социально-трудовых отношений и охраны труда, назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, государственного ритуального пособия и других.

     В своей деятельности УСЗН подчиняется  администрации района, (города), комитету (департаменту) социальной защиты населения  субъекта Российской Федерации.

     УСЗН  взаимодействует с учреждениями района на основе принципа самостоятельности  и ответственности перед органом местного самоуправления, сотрудничает с ними, оставляя за собой право получать оперативную и долгосрочную информацию и ведомственную статистику. Управление социальной защиты населения:

    • занимается на территории района (города) реализацией положений Федеральных законов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О статусе военнослужащих», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О погребении и похоронном деле», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; Указов Президента РФ о поддержке бывших несовершеннолетних узников концлагерей, многодетных семей, работников МВД и др.;
    • разрабатывает и руководит реализацией районных программ адресной социальной защиты малообеспеченных категорий населения, инвалидов, многодетных семей, женщин и детей;
    • контролирует своевременность и правильность расходования выделенных на эти цели средств;
    • координирует и проводит работу по реабилитации инвалидов;
    • развивает в районе сеть и укрепляет материально-техническую базу учреждений социального обеспечения для пожилых людей, инвалидов района, а также специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям;
    • совместно с районными службами контролирует выполнение на территории района комплексных межотраслевых мероприятий по решению проблем семьи, охране материнства и детства, укреплению и всесторонней защите и поддержке семьи и детей;
    • реализует на территории района (города) проекты и программы государственной молодежной политики, развивает и поддерживает социальные службы и учреждения, которые оказывают услуги детям, подросткам и молодежи.

     Начальник Управления социальной защиты населения (УСЗН) руководит подведомственными  учреждениями и организациями в  пределах своих полномочий. Он разрабатывает  структуру и штат управления с учетом поставленных целей и задач в пределах выделенных ассигнований и установленной численности. Начальник назначается и снимается с должности распоряжением главы района (города) в порядке, установленном законодательством. Начальник УСЗН несет персональную ответственность за выполнение возложенных на управление задач, обязанностей и функций.

     В структуру УСЗН входят, как правило, следующие подразделения:

    • отдел трудовых отношений и охраны труда;
    • отдел по работе с семьей, женщинами и детьми;
    • отдел жилищных субсидий;
    • отдел кадров;
    • общий отдел;
    • планово-финансовый сектор;
    • отдел государственной социальной помощи;
    • отдел по делам ветеранов, реабилитации инвалидов и дезадаптированных групп населения.

     УСЗН  координирует и контролирует деятельность подведомственных подразделений: центров социального обслуживания; домов-интернатов, центров психологической помощи и т. д.

Глава II. Научно-теоретические основы управленческой деятельности

2.1 Сущность социального  управления

 

     Социальное  управление рассматривается как вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности.

     Сущность  социального управления связана  с весьма неоднозначным смыслом, вкладываемым в понятие «социальное». Как известно, это понятие рассматривается и в широком смысле, когда им охватываются все существующие в обществе явления и процессы, во всех сферах (тождественно понятию «общественное»), и в узком смысле как охватывающее явления и процессы, относящиеся лишь к одной сфере общественной жизни – социальной, аккумулирующей в себе экономические, политические и другие сферы.

     Соответственно  разный смысл придается и социальному  управлению: управление в любых общественных системах или разновидность управленческой деятельности, воздействующая на явления и процессы лишь социальной сферы общественной жизни.

     Социальным  управлением может именоваться  вся совокупность видов управленческой деятельности, относящихся к разным сферам общественной жизни, то же, но уже  в широком смысле тождественным понятию «управление общественными системами и процессами».

     В узком значении социальное управление определяется, как процесс воздействия  на социальную среду для достижения поставленных целей, в широком –  сфера деятельности людей.

     Выделим основные признаки социального управления, применяемые в социальной деятельности.

     Общие характеристики социального управления:

    • существует при наличии совместной деятельности людей или общностей;
    • обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
    • направлено на достижение определенной управленческой цели;
    • характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
    • субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;
    • объект управления подвластен субъекту, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;
    • реализуется в рамках определенного механизма.

Виды  социального управления:

    • государственное;
    • местное (муниципальное);
    • общественное самоуправление;

Элементы  социального управления:

    • субъект управления;
    • объект управления;
    • управленческие связи (прямые и обратные).

Стадии  процесса управления:

    • анализ управленческой ситуации;
    • выработка и принятие решения;
    • организация и исполнение решения;
    • контроль выполнения;
    • подведение итогов, внесение коррективов.

     Прежде  всего, необходимость социального управления обусловлена фактом разделения труда в группах людей, крупных коллективах (ассоциациях), в масштабе государства, а также потребностью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.

     Управленческая  деятельность призвана обслуживать  реализацию целей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений. Ее можно определить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.

     Управленческий  труд – вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации. Назначением управленческого труда является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива (ассоциации) по решению стоящих перед ним задач. Предметом управленческого труда является информация, средством – организационная и вычислительная техника, результатом – управленческое решение.

     Объективная необходимость управленческого  труда порождает особую группу работников – управляющих.

     В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров.

     Социальное  управление осуществляется в технических  и биологических системах. Сразу  скажем, что нас интересует такое  воздействие, которое осуществляется в социальных системах и может  быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с целью его сохранения или перевода в новое желательное состояние.

     Отметим, что воздействие в социальных системах может быть разным по объему, содержанию, направленности, силе власти. В зависимости от этого меняется содержание понятия «управление».

     Управленческая  деятельность отличается интеллектуальным характером, поскольку всегда есть процесс выработки, принятия и практической реализации управленческих решений, призванных изменять состояние и течение  общественных процессов, уровень использования социальных ресурсов общества, а опосредованно – сознание и поведение людей. Она должна адекватно отражать социальную действительность, вскрывать имеющиеся ресурсы находить средства и резервы, выбирать оптимальные способы совершенствования социальных систем и перевода их на новый уровень.

     В управленческой деятельности содержится и эмоционально-психологический  компонент с ярко выраженной доминантой воли. Каждый человек, занятый управлением, постоянно совершает мыслительные и волевые операции анализа, оценки, решения, подчинения и исполнения, команды и контроля и т. д. Это создает в социальных организациях особый социально-психологический микроклимат, активно влияющий на сознание, чувства, жизненные ориентации человека и формирует определенный тип поведения и деятельности. Постоянное напряжение воли, груз ответственности, дисциплинированность, подчинение собственного «я» управленческой функции – вот естественные компоненты, которые присущи управленческой деятельности в нормальном органе управления. Если этого нет, формируемые и реализуемые таким органом управляющие воздействия вряд ли могут пользоваться авторитетом у людей и в должной мере влиять на их сознание и поведение.

Информация о работе Формы и методы администрирования в социальных учреждениях