Формы и методы администрирования в социальных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Наука не может ограничиваться только изучением влияния различных факторов на отдельно взятую сферу, необходимо исследовать общие законы и принципы не просто взаимодействия, а целостного интегрального воздействия во имя достижения цели – обеспечения безопасности членов общества и повышения качества их жизни. Этим и обусловлена актуальность выбора данной темы.
Исследование общих закономерностей, принципов социального воздействия, создания и функционирования всей системы позволяют обеспечивать цели общества как единой системы и выступают главной задачей данной науки.

Содержание

Введение 2
Глава I. Организация и управление социальной работой 4
1.1 Организация в социальной работе 4
1.2 Система управления органами социальной защиты населения 7
Глава II. Научно-теоретические основы управленческой деятельности 14
2.1 Сущность социального управления 14
2.2 Законы и принципы социального управления 17
Глава III. Формы и методы администрирования в социальных учреждениях 26
3.1 Общая характеристика методов управления 26
3.2 Классификации методов управления в социальных учреждениях 31
Заключение 39
Список литературы 42

Работа содержит 1 файл

курсовая АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

     5. Морально-этические методы – способы нравственного регулирования поведения работников (премирование грамотами и т. д.).

     В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и  их сочетания (комбинации). Эти методы управления органически дополняют  друг друга, находятся в состоянии  динамического равновесия.

О.В. Заяц предлагает следующую классификацию методов управления:

1. Административные  методы 

     Вступая  в  производственный  коллектив,  человек принимает  на  себя  определенные  обязанности  и  ответственность  за  качественное  выполнение соответствующей работы и за результаты работы коллектива, в целом (в какой-то мере). При помощи административных  методов  определяются:  место  коллективов  и  отдельных  работников  в  системе производства и управления; их права, обязанности и мера ответственности; способы координации их действий и взаимосвязи в процессе производства и управления.

Административные (или  организационно-распорядительные)  методы  управления  имеют следующие  особенности:

    • оказывают  прямое  воздействие  на  волю  подчиненных,  что  проявляется  в  однозначности отдаваемых распоряжений и в обязанности выполнения любого административного акта;
    • носят безвозмездный характер, не предусматривающий стимулирования;
    • требуют наличия и использования контроля исполнения;
    • требуют не наилучшего решения проблем, а выполнения строго определенных действий.

Преимущества  административных  методов  управления: 

    • они  эффективны  в  примитивных ситуациях; 
    • позволяют  установить  строгую  дисциплину; 
    • обеспечивают  выбранную  технологию
    • производства и управления.

К недостаткам  относится:

    • не способствуют развитию творческого начала личности;
    • приводят к  концентрации  власти; 
    • требуют  обязательного  оформления  всех  принимаемых  решений,  что
    • отрицательно влияет на время их реализации; часто негативно оцениваются персоналом.

     Административные  методы  управления  подразделяются  на:  организационные (регламентирование,  нормирование,  инструктирование),  распорядительные  и  дисциплинарные методы. Организационные методы ориентированы на использование в типичных ситуациях.

     Сущность  регламентирования  заключается  в  установлении  статуса  и  целей функционирования, полномочий, прав и  ответственности, правил и  критериев  оценки деятельности объекта регламентирования. В  качестве  объекта  регламентирования  может  рассматриваться:  организация  в  целом

(основной  регламентирующий  документ -  устав   организации);  структурное  подразделение  (положение  о  подразделении);  должность  в  аппарате  управления (должностная  инструкция); отношения  между организацией и персоналом (правила внутреннего распорядка, правила приема на работу);  технология  выполнения  управленческих  работ (технологический  паспорт,  схемы документооборота в организации и подразделениях).

     Нормирование  как  метод  управления  использует  нормы,  имеющие  конкретное  числовое выражение,  и  нормативы,  которые  носят  общий,  типовой  характер  и  являются  основой  для разработки норм.

Выделяют  следующие основные виды нормирования:

1.  численности,  т.е.  определения  количества  людей,  необходимых  для   выполнения определенной работы;

2.  выработки  и обслуживания, т.е. определения  количества выполняемых производственных  операций в единицу времени,  количества единиц произведенной  продукции, количества обслуженных  клиентов или оказанных услуг за определенное время;  

3.  управления, т.е. определения количества подчиненных  у одного руководителя;

4.  расхода  ресурсов, т.е. определения количества  ресурсов, расходуемых при выполнении  какой-либо работы.

     Целью  инструктирования  является  ознакомление  работников  с условиями работы, принятыми решениями,  стоящими  перед ними  задачами,  последствиями невыполнения какого-либо  задания. Виды  инструктирования:  ознакомление,  совет,  объяснение,  предостережение, разъяснение.  По  форме осуществления инструктирование  подразделяют  на  устное  и  письменное, индивидуальное и коллективное. 

     Распорядительные  методы  применяются  при  необходимости  вмешаться  в  процесс производства  и  управления  для  устранения  существующих  отклонений  или  для  реализации представившихся возможностей. Они осуществляются в следующих формах:

1.   приказа -  документа,  в   котором  сформулированы  цели,  содержание,  объем  и  сроки  выполнения  заданий,  указаны   исполнители  и  условия   выполнения  этих  заданий,  а  также  определено  должностное лицо,  осуществляющее  исполнения;  издает  приказ руководитель  организации или должностное лицо,  которому  делегированы соответствующие полномочия;

2.  постановления,  которое  принимается  на  уровне  всего  предприятия   совместно администрацией и общественными организациями;

3.  распоряжения -  устного  или  письменного   требования  к  подчиненным   выполнить определенные виды  работ с целью решения каких-либо  вопросов (издаются, как правило,  функциональными руководителями или линейными руководителями среднего уровня);

4.  указания,  которое  осуществляется  в   устной  форме,  используется  на  низшем  уровне управления.

     Дисциплинарное  воздействие регламентируется КЗоТ и применяется в случае невыполнения работником  своих  функциональных  обязанностей.  Право на  его осуществление имеет только руководитель, выступающий в роли работодателя. 

2. Экономические  методы 

 Материальная  мотивация  используется  как   в  форме материального вознаграждения  за количество и качество труда, так и в форме материальных санкций (штрафов)  за несоответствующее  его  качество и недостаточное  количество. При  этом используется как индивидуальная, так и коллективная материальная заинтересованность. Поэтому экономические методы,  с  одной  стороны,  должны  стимулировать  деятельность предприятий независимо  от формы собственности,  направленную  на  удовлетворение  потребностей  населения;  с  другой  стороны,  они должны служить стимулом для персонала этих предприятий.

Применяются экономические методы управления на трех уровнях: 

1)  управление  предприятием  со  стороны   государства –  основные  экономические   методы этого уровня являются  налогообложение, госзаказ, финансирование;

2)управление  структурными  подразделениями   предприятия –  хозяйственный внутрипроизводственный расчет, налогообложение;

3)управление  персоналом - материальные вознаграждения, штрафы, налогообложение. 

     Наиболее  универсальным экономическим методом  управления является налогообложение. С его помощью государство может, меняя ставки налогов, регулировать активность как юридических, так  и  физических  лиц,  стимулируя  этим  развитие  определенных  отраслей  и  отдельных предприятий, привлекая туда инвестиции и квалифицированный персонал.

     Госзаказ  как  метод  управления  подразумевает  выделение  предприятию  финансовых  и материальных ресурсов для производства необходимой государству продукции. Финансирование (в  виде  субсидирования  или  кредитования)  подразумевает  финансовую поддержку государством предприятий, в развитии которых оно заинтересовано. Хозяйственный внутрипроизводственный расчет —  закрепление ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности; предоставление самостоятельности посредством наделения руководства подразделения  соответствующими полномочиями;  разрешение  использовать  заранее оговоренную часть прибыли;  применение  штрафных  санкций при невыполнении  подразделением  своих обязательств.

3. Социально-психологические  методы 

 Социально-психологические  методы  управления -  в  своей  совокупности предназначены  для создания  и  поддержания  такого  социально-психологического  климата  в  организации,  чтобы работник, с одной стороны, делал все необходимое для достижения целей организации, а, с другой, имел бы все возможности для саморазвития в выбранном им направлении. Среди социально-психологических методов можно выделить  развитие  социальной инфраструктуры  предприятия,  социальные  исследования,  соревнование,  преодоление и использование конфликтов, методы комплектования малых групп, методы морального поощрения и порицания, влияние и убеждение.

     В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и  их сочетания (комбинации). Эти методы управления органически дополняют  друг друга, находятся в состоянии динамического равновесия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Основным  элементом организации социальной работы является система управления. Система – это целостное образование, состоящее из множества взаимодействующих  элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом. Система социального управления состоит из разных специалистов, объединенных в органах управления, использует целую совокупность методов управления, в том числе средства вычислительной и организационной техники, объединяет различные виды информации (экономической, социальной, политической, организационной и т. п.), позволяющей установить надежную связь между субъектом и объектом управления, учесть все изменения внутренней и внешней среды.

     Наличие устойчивого равновесия между субъектом  и объектом управления, способность субъекта управления отвечать на вызовы постоянно изменяющейся среды (внутренней и внешней) являются основополагающими закономерностями управления, обусловливающими все остальные общие законы и принципы.

     Нарушение равновесия между объектом и субъектом управления приводит к кризису управления. Такой кризис возможен по ряду причин: внутренняя и внешняя среда объекта управления очень подвижны, динамичны, изменения зависят от многих взаимосвязанных факторов, учесть и предвидеть которые становится все труднее.

     Все это предъявляет повышенные требования к субъекту управления, который должен точно улавливать суть происходящих перемен в общественной жизни (объекте  и субъекте воздействия). В общественной жизни наблюдается постоянное наращивание потенциала субъективности, складывающегося из коллективного интеллекта общности в целом, его отдельных социальных организаций и людей.

     Социальная  структура подразумевает совокупность устойчивых социальных связей между  структурными элементами, социальными группами, существующими в организации, ее работниками.

     Широкое  распространение  получила  точка  зрения,  что  существует  применимый  к  любой организации  процесс  управления,  заключающийся  в  реализации  функций,  которые  должен выполнять всякий руководитель.

     Все руководители  выполняют определенные функции, но  это не  значит,  что большое число руководителей  заняты выполнением одной и той  же работы. Управленческая работа подразделяется посредством  горизонтального  разделения,  и  конкретный  руководитель  становится  во  главе отдельного  подразделения (отдела).  Некоторым  руководителям  приходится  заниматься координированием  работы  других  руководителей,  которые,  в  свою  очередь,  также  координируют работу руководителей, пока, наконец, мы не спускаемся до уровня руководителя, координирующего работу  неуправленческого  персонала –  людей  физически  производящих  продукцию  или оказывающих услуги.

     Управление  – процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый  для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

     Программно-целевой  метод управления в социальной сфере  – одно из важнейших направлений  современного реформирования системы  управления государственной службой  Российской Федерации. Названный метод  трансформирует сметное финансирование, ориентированное на расходы государственного органа, программно-целевое планирование, направленное на достижение результата и основанное на оценке стоимости оказания конкретных услуг конечному потребителю, развитие контрактных отношений между государственными органами, которые определяют политику и выступают заказчиками и государственными органами, непосредственно представляющими услуги. Согласно планам правительства, программно-целевой метод должен стать главным механизмом управления государственными инвестициями, особенно имеющими социальный статус. Он предполагает способ выработки и осуществления плановых управленческих решений, основанных на комплексном анализе проблемы и построении совокупности мер и действий (в форме программы, проекта), направленных на достижение поставленной цели.

     Программно-целевой  подход в управлении социальной защиты населения увязывает цели с ресурсами, что отражается в специальном  документе – программе, проекте. Главное отличие программно-целевого подхода от планового целенормативного заключается в учете ресурсов, необходимых для достижения установленных целей. Если для классического целенормативного подхода неважно, каким объемом ресурсов достигается цель, то для программно-целевого подхода эффективность использования ресурсов при достижении цели становится центральным вопросом.

Информация о работе Формы и методы администрирования в социальных учреждениях