Формы, методы и средства обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:41, доклад

Описание работы

Форма педагогическая - устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию (дополнительные занятия, инструктаж, викторина, зачет, лекция, диспут, урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др.).

Работа содержит 1 файл

16.doc

— 43.50 Кб (Скачать)

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Форма педагогическая - устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию (дополнительные занятия, инструктаж, викторина, зачет, лекция, диспут, урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др.). Любая форма состоит из одних и тех же компонентов: целей, принципов, содержания, методов и средств обучения.

Все формы находятся  в сложном взаимодействии. В каждой из форм по-разному организуется деятельность учеников. На основании этого выделяют формы деятельности учащихся: индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные, массовые). На наш взгляд, профессиональнее рассматривать формы организации обучения не по количеству учащихся, участвующих в образовательном процессе, а по характеру связей между ними в процессе познавательной деятельности.

Индивидуальная  форма - углубленная индивидуализация обучения, когда каждому дается самостоятельное  задание и предполагается высокий  уровень познавательной активности и самостоятельности каждого  ученика. Данная форма целесообразна при выполнении упражнений, решении задач разных типов, программированном обучении, углублении знаний и ликвидации в них пробелов.

Названные формы  организации учебной деятельности весьма ценны и эффективны только во взаимосвязи.

Групповая форма - предусматривает разделение группы учащихся на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий: выполнение лабораторных и практических работ, решение задач и упражнений.

Фронтальная форма - предполагает совместную деятельность всей учебной группы: учитель ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал, учащиеся работают над одной проблемой. Преподаватель спрашивает всех, беседует со всеми, контролирует всех и т.д. Всем обеспечивается одновременное продвижение в учении.

Рассмотрим некоторые из форм более подробно.

Урок - коллективная форма обучения, которой присущи  постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация  учебной работы над одним и  тем же для всех учебным материалом.

Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам:

1. уроки-лекции (практически - это монолог учителя  на заданную тему, хотя при  известном мастерстве учителя  такие уроки приобретают характер  беседы);

2. лабораторные (практические) занятия (такого рода  уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);

3. уроки проверки  и оценки знаний (контрольные  работы и т.п.);

4. комбинированные  уроки. Такие уроки проводятся  по схеме:

- повторение  пройденного - воспроизведение учащимися  ранее пройденного материала,  проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д.

- освоение нового  материала. На этом этапе новый  материал излагается учителем, либо  «добывается» в процессе самостоятельной  работы учащихся с литературой.

- отработка навыков  и умений применения знаний на практике (чаще всего - решение задач по новому материалу);

- выдача домашнего  задания.

Факультативные  занятия как форма обучения были введены в конце 60-х - начале 70-х  гг. в процессе очередной безуспешной  попытки реформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми.

Экскурсии - форма  организации обучения, при которой  учебная работа осуществляется в  рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения.

Домашняя работа - форма организации обучения, при  которой учебная работа характеризуется  отсутствием непосредственного  руководства учителя.

Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.

Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. 

 Все разнообразие  методов обучения можно разделить  на пять следующих групп:

методы устного  изложения знаний учителем и активизации  познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа, метод иллюстрации демонстрации при устном изложении изучаемого материала (вербальные методы).

методы закрепления  изучаемого материала: беседа, работа с учебником.

методы самостоятельной  работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы.

методы учебной  работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия.

методы проверки и оценки знаний, умений и навыков  учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль, тестирование. 

 Рассказ - это метод повествовательно-сообщающего  изложения изучаемого материала  учителем и активизации познавательной  деятельности учащихся. 

 Под школьной  лекцией следует понимать такой  метод обучения, когда учитель  в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя при этом приемы активизации познавательной деятельности учащихся. 

 Рассказ,  школьная лекция, объяснение относятся  к числу монологических или  информационно-сообщающих методов  обучения. 

 Беседа же  является диалогическим методом  изложения учебного материала.  Сущность беседы заключается  в том, что учитель путем  умело поставленных вопросов  побуждает учащихся к рассуждению,  к анализу в определенной логической  последовательности изучаемых фактов и явлений и самостоятельному формулированию соответствующих теоретических выводов и обобщений. 

 Сущность  метода иллюстрации и демонстрации  состоит в том, что в процессе  учебной работы учитель использует  иллюстрации, т. е. наглядное  пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, и выступать в качестве источника новых знаний. 

 При устном  изложении знаний учитель создает  проблемные ситуации, ставит перед  учащимися познавательные задачи и вопросы, которые им следует решить в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала.Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности учащихся при устном изложении знаний дает прием, который ставит их перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры и положения с тем, что изучалось ранее. Весьма существенное значение имеет также умение учителя придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым и интересным. 

 Важнейшие  приемы изложения нового материала:

постановка темы нового материала и определение  вопросов, которые должны осмыслить  и усвоить учащиеся

изложение материала  учителем с применением иллюстраций  и демонстраций, а также приемов  активизации мыслительной деятельности школьников

обобщение изложенного  материала, формулирование основных выводов, правил, закономерностей. 

 Самостоятельная  работа учащихся, включаемая в  процесс обучения (по Б.П. Есипову)  это такая работа, которая выполняется  без непосредственного участия  учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий. 

 Лабораторные работы - это такой метод обучения при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.  

 Сущность метода упражнений состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. 

 Сущность  уплотненного опроса заключается  в том, что учитель вызывает  одного ученика для устного  ответа , а четырем - пяти школьникам  предлагает дать письменные ответы  на вопросы подготовленные заранее  на отдельных листках (карточках).  

Сре́дства обуче́ния — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Общепринятая  современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

Печатные (учебники и учебные пособия, книги для  чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)

Электронные образовательные  ресурсы (часто называемые образовательные  мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)

Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации  настенные, магнитные доски)

Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)

Тренажеры и  спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)

Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.)

Есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.). Он в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения.

Наглядные пособия  обычно классифицируются на три группы:

Обьемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)

Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.)

Проекционный  материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)

Информация о работе Формы, методы и средства обучения