Формы и методы реализации социальных гарантий

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:27, реферат

Описание работы

1. Понятие социального государства
2. Соц. гарантии в области профессиональных рисков
3. социальные гарантии в области пенсионного обеспечения

Работа содержит 1 файл

Реферат по социологии труда.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

        Увеличение  доли пожилых людей в составе  населения превращается в один из важнейших факторов, влияющих на социально-экономическую  ситуацию в стране.

        Вместе с тем рассматриваемое явление еще не получило всесторонней оценки и адекватного отражения в нормативно-правовых актах, регулирующих социальную защиту граждан пожилого возраста. К сожалению, сегодня положение большинства представителей данной категории определяется негативными характеристиками: недостаточным уровнем материальной обеспеченности, неудовлетворительным состоянием здоровья, одиночеством, социальной невостребованностью, ограниченным доступом к общественным благам и услугам. Во многом это обусловлено и неразвитостью структур гражданского общества, призванных защищать их права и интересы.

        Важной  составной частью политики формирования доходов пожилого населения являются законодательно закрепленные льготы, неразрывно связанные с пенсиями, пособиями и социальным обслуживанием. Основание их предоставления - принадлежность гражданина к той или иной категории, наделенной особым правовым статусом. В настоящее время их 223. Для лиц пожилого возраста наибольшую актуальность имеют меры социальной защиты, установленные федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Наиболее значимые для них сегодня - льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, проезду на общественном транспорте и лекарственному обеспечению. Только в соответствии с Законом "О ветеранах" различными льготами пользуются около 34 млн. человек, большинство из которых - лица пожилого возраста. Ежегодно на покрытие этих льгот требуется свыше 450 млрд. руб.

        Между тем выполнение государством столь  большого объема социальных обязательств напрямую зависит от имеющихся экономических возможностей. Хотя преобладающая часть социальных выплат и льгот установлена на федеральном уровне, средства на реализацию более половины из них выделяются из региональных бюджетов.

        После принятия в 1998 г. соответствующего федерального закона, разграничившего ответственность между уровнями бюджетной системы, на финансирование Закона "О ветеранах" из центрального бюджета предусматривалось выделить: в 1999 г. - 706,8 млн. руб., 2000 .г. -1323,0 млн. руб. и 2001 г. - 5000,0 млн. руб. Увеличились отчисления и из бюджетов субъектов РФ, что, однако, не решило проблемы нехватки средств для реализации указанного закона на региональном уровне. В результате отмечались массовые нарушения требования законодательства о порядке медицинского обслуживания ветеранов, предоставления им льгот по оплате лекарственных средств и изделий медицинского назначения, путевок на санаторно-курортное лечение, бесплатного проезда на городском пассажирском и автомобильном транспорте общего пользования, 50%-ных скидок в оплате жилья и коммунальных услуг, других социально значимых льгот. Федеральный закон "О ветеранах" по-прежнему остается одним из самых затратных, и перспективы его полной реализации в ближайшие годы представляются сомнительными.

        Особую  обеспокоенность вызывают случаи ущемления  интересов пожилых людей при  совершении ими сделок по отчуждению принадлежащего им на правах собственности жилья взамен на оказание социальных и бытовых услуг. Около 15% бездомных сегодня - лица пожилого возраста, в числе которых немалая доля освободившихся из мест заключения. Их социальный статус препятствует полной реализации прав человека, поскольку при отсутствии постоянного места жительства они оказываются лишенными адекватного социального обеспечения и необходимых жизненно важных услуг.

        Реализация  государственной  политики в отношении  граждан старшего поколения

        Во  второй половине 90-х годов совершенствование  системы социальной защиты лиц пожилого возраста было одним из приоритетов государственной социальной политики. В 1995 г. принят ряд федеральных законов: "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", адресованных непосредственно лицам пожилого возраста и инвалидам. Позднее появились постановления и нормативные акты органов власти федерального и регионального уровня, позволившие конкретизировать положения федерального законодательства, приблизить их к местным условиям.

        Первой  попыткой комплексного подхода к  улучшению положения пожилых  людей на общегосударственном уровне стала подготовка федеральной целевой программы "Старшее поколение" на 1997-1999 гг. Но поскольку средства на нее не выделялись, срок ее действия продлили на 2000-2001 гг. В 1999-2000 гг. из федерального бюджета на реализацию программы было направлено 253,61 млн. руб., в 2001 г. планировалось 1062,0 млн. руб., из них 805 млн. - за счет дополнительных доходов бюджета, однако фактически за девять месяцев 2001 г. выделено 297,86'млн. руб.

        И тем не менее стала очевидной  целесообразность разработки аналогичной  программы на ближайшие годы. На обновленной концептуальной основе был подготовлен и представлен на утверждение правительства проект целевой программы "Старшее поколение" на 2002-2004 гг.

        Программы социальной защиты пожилых людей, предусмотренные  федеральным и региональными законодательствами, реализуют сами субъекты Федерации. Положительный опыт в этой сфере накоплен в Республике Татарстан, Краснодарском крае, Ивановской, Московской, Самарской областях, где, несмотря на имеющиеся различия в уровне бюджетной обеспеченности, изыскиваются дополнительные возможности для усиления адресной социальной поддержки пожилых людей. Принимаемые меры позволяют добиться ощутимых результатов, укрепить фундамент для дальнейшей деятельности в данном направлении.

        Решение проблем старшего поколения требует  комплексного подхода. А это невозможно без выработки единой концепции государственной социальной политики в отношении данной категории граждан. Содержание этой политики можно определить как совокупность мер политического, правового, экономического, медицинского, социального, научного, культурного, информационно-пропагандистского и кадрового характера. Ее стратегической целью должно стать повышение уровня и качества жизни пожилых людей на основе социальной солидарности и справедливости, формирование нового отношения к месту старости в жизненном цикле, утверждение в общественном сознании стереотипа значимости старшего поколения как носителя нравственных, эстетических, культурных ценностей.

        Один  из приоритетов концепции - укрепление системы социальных служб, работающих с пожилыми людьми, развитие социальной инфраструктуры, учитывающей их потребности, разработка соответствующих "технологий" ухода за ними. Сегодня далеко не каждая российская семья в состоянии нести бремя не только экономических, но и трудовых затрат по уходу за пожилыми членами семьи, особенно за престарелыми и долгожителями.

        Для пожилых граждан первостепенное значение имеют вопросы пенсионного  обеспечения. Планируемые радикальные преобразования в этой сфере не должны ухудшить их материальное положение. Особой правовой и экономической проработки требует вопрос о формировании накопительной составляющей и гарантиях размещения накопленных средств, предназначенных для выплаты пенсий. При отсутствии стабильности в финансово-экономической сфере, существовании высоких инвестиционных рисков, неразвитости страховых институтов важнейшей проблемой становится законодательное закрепление гарантий сохранности инвестируемых пенсионных ресурсов и обеспечения приемлемого уровня их доходности.

        В законодательство о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов предложено внести ряд изменений, уточняющих условия предоставления указанным лицам социальных, реабилитационных и иных услуг и предусматривающих введение эффективного контроля за их соответствием государственным стандартам.

        Единый корпоративный план, формируемый на основе бизнес-планов различных уровней, подкрепленный финансовыми и материальными ресурсами, обеспечивает реализацию корпоративной социальной политики, воплощаемой в соответствующих программах. Тюменская нефтяная компания стремится к максимальному повышению эффективности вложений, использованию дополнительных источников финансирования и средств, реинвестируемых в производство в рамках социальных программ, включающих и государственные.

        Исходя  из результатов анализа производственной, экономической и финансовой деятельности Компании, дочерних обществ и предприятий, а также перспективных планов рассчитываются и согласовываются базовые критерии социальных программ. Они определяют ежегодную сумму затрат на одного работающего, дополнительные затраты на членов семьи работника с учетом планируемой инфляции и других экономических показателей.

        При разработке основных корпоративных социальных программ принимаются во внимание характер производственной деятельности структуры, специфика региона и социальной политики, проводимой органами местного самоуправления. Если одна из структур Компании является градообразующим предприятием, в целях недопущения социального дисбаланса оценивается соотношение уровня социальных льгот, предоставляемых работникам компании и местных бюджетных и муниципальных организаций.

        Рассмотрим  процесс формирования бизнес-плана по реализации социальной программы на примере дочернего предприятия Тюменской нефтяной компании ОАО "Самотлорнефтегаз", расположенного в Нижневартовске.

        Общество  создано в 2000 г. как самостоятельная производственная единица с правом юридического лица, владеющая лицензией на разработку и добычу нефти на Самотлорском лицензионном участке.

        В структуру ОАО входят: головной офис, два нефтегазодобывающих предприятия (основные производственные единицы) и предприятие внутреннего- сервиса в рамках управления по компримированию газа. Для привлечения инвестиций с федеральными органами власти заключено Соглашение о разделе продукции (СРП). Общество освобождено от несвойственных нефтедобыче функций, все обслуживающие предприятия выведены из его состава в сервис и работают на договорной основе.

        С 2002 г. социальная политика ОАО "Самотлорнефтегаз" - одного из основных добывающих подразделений ТНК, приобрела более целенаправленный, адресный характер. Если в период становления Общества приходилось буквально спасать социальную сферу предприятий, средства в которую последние 10-20 лет практически не вкладывались, то сегодня ее положение качественно изменилось. Некоторое снижение по сравнению с 2000-2001 г объемов финансирования социальных программ объективно обусловлено спецификой задач, решаемых ТНК, методов их реализации, структурными преобразованиями и др.

        В 2000-2001 гг. социальные проекты финансировались без каких-либо ограничений со стороны руководящих органов, на основании заявок и расчетов предприятий, входящих в сферу корпоративного влияния ОАО "ТНК".

        Средства  направлялись в основное на создание и восстановление инфраструктуры Самотлорского месторождения, приобретение необходимого оборудования, материалов, электробытовых приборов, строительство и капитальный ремонт объектов соцкультбыта на месторождении и в городской черте, необходимых для создания нормальных условий труда и отдыха работающих; организацию горячего питания бригад ПРС, внедрение программа "Чистая вода", санаторно-курортное лечение работающих, отдых детей сотрудников и укрепление существующей системы здравоохранения непосредственно на месторождении. Активно реализовывалась жилищная программа, расширялась шефская и благотворительная помощь.

        Колдоговорное регулирование позволило значительно улучшить материальное положение неработающих пенсионеров, работников, уходящих на пенсию, ветеранов Великой Отечественной войны и локальных конфликтов.

        Основными направлениями социальной политики Общества и Компании в целом являются взрослый и детский отдых, реализация государственных гарантий, негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное медицинское страхование, обеспечение выплат, установленных коллективным договором, выполнение жилищной программы.

        Для решения комплекса этих сложных задач было принято решение о структурном преобразовании подразделения ОАО, ведающего вопросами социальной и кадровой политики, на основе формирования сквозной, вертикальной интегрированной структуры, осуществляющей разработку социальной политики ОАО "Самотлорнефтегаз" и контроль за ее реализацией на местах.

        Причина такой перестройки обусловлена необходимостью консолидации финансовых ресурсов, направляемых на осуществление социальных проектов, значимых для всех структурных подразделений Общества, квалифицированного выбора контрагентов, выполняющих различные услуги, и тесно увязана с генеральным планом реконструкции Самотлорского месторождения в целом. Сотрудники подразделений по кадровой и социальной политике, базирующихся в структурных единицах Общества, осуществляют непосредственный контроль за реализацией программ на местах, систематизируют данные о положении дел в низовых структурных подразделениях и вносят предложения в центральный департамент Общества.

        Накопленный в ОАО "Самотлорнефтегаз" опыт решения социальных проблем побудил руководство "ТНК" принять решение о разработке единого коллективного договора компании с учетом специфики каждого региона, где базируются ее предприятия.

Информация о работе Формы и методы реализации социальных гарантий