Формы и методы социальной работы по решению проблем пожилых людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать проблемы пожилых людей и выявить наиболее эффективные формы и методы социальной работы, направленные на их решение.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить социальный статус и социальное здоровье пожилых людей в российском обществе;
- выявить направления социальной работы в решении проблем пожилых людей;
- рассмотреть систему учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста;
- изучить новые формы социального обслуживания пожилых граждан;
- проанализировать деятельность геронтологических и социально-оздоровительных учреждений Владимирской области для пожилых и престарелых граждан.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми
1.1. Социальный статус и социальное здоровье пожилых людей
в российском обществе ………………………………………………………… 5
1.2. Направления социальной работы с пожилыми людьми ………………….. 9
1.3. Система учреждений социального обслуживания граждан
пожилого возраста ……………………………………………………………… 13
Глава 2. Формы и методы социальной работы по решению
проблем пожилых людей
2.1. Новые формы социального обслуживания пожилых граждан ………… 18
2.2. Геронтологические и социально-оздоровительные учреждения
Владимирской области для пожилых и престарелых граждан ……………… 23
Заключение ……………………………………………………………………… 27
Список литературы ………………………………

Работа содержит 1 файл

Социальная работа с пожилыми людьми Курс раб..doc

— 161.50 Кб (Скачать)

      Таким образом, в реальном социуме существуют и взаимодействуют самые разнообразные взгляды на пожилых людей, их роль и место в обществе, т.е. реализуется неоднозначная идеология пожилого человека, которая в значительной мере формируют реальные отношения к ним на уровне обыденного сознания.  

    1.2. Направления социальной  работы с пожилыми людьми 

      Известно, что на уровне официальной идеологии  в нашей стране принята концепция  обеспечения условий благополучной  жизни не на принципах «спокойного доживания», а на основе полнокровного участия пожилых людей в жизни общества в силу своих возможностей и желаний.

      Свидетельством  этому является принятие Россией  основных международных документов, связанных с социальной политикой в отношении пожилых людей, формирование проекта Концепции государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения на период до 2010 года, разработка ряда ведомственных документов Министерства труда и социального развития по различным вопросам ее реализации, созданная в стране система органов социальной защиты населения и т.д. Несмотря на имеющиеся крупные недостатки в этой работе, Правительство РФ в целом, и Минтруда в частности прилагают значительные усилия для ее совершенствования. Такое положение дел следует считать фактом социальной практики настоящего времени.

      Следовательно, важнейшей задачей социальной политики и, как механизма ее реализации, социальной работы является приведение в соответствие официальной идеологии пожилого человека и обыденной психологии его реального восприятия в обществе, повседневного отношения к нему.

      Важным направлением социальной работы в отношении пожилых людей является формирование их позитивного имиджа с толерантным отношением к тем негативным проявлениям их поведения, которые обусловлены возрастом6.

      Одним из направлений социальной работы в отношении пожилых людей является развитие и совершенствование инфраструктуры специализированных социальных институтов, функцией которых является их обслуживание. За последние годы такая инфраструктура создана; в основном, она удовлетворяет базовые потребности пожилых людей, однако утверждать о том, что она высоко и достаточно развита, было бы неправомерным.

      Так, например, степень наполняемости  того или конкретного социального  учреждения для пожилых людей  весьма высока, что далеко не всегда обеспечивает реализацию так необходимого для них индивидуального подхода. Организация работы учреждений, обслуживающих пожилых людей, не всегда организована в соответствии с их нуждами, а чаще всего – в связи с нуждами самой организации. Бюрократические правила выдачи тех или иных справок, записи к врачу или другому консультанту зачастую лишь усугубляют ослабленное здоровье и психику пожилых людей.

      Оптимизация инфраструктуры социальных служб для пожилых людей может иметь следствием снижение социальной напряженности в их среде и переориентацию на ценности нового времени. Это следствие весьма важно для региональных руководителей, участвующих в выборах различного уровня в связи с привлечением на свою сторону значительного числа дисциплинированных и активных избирателей, к которым, безусловно, относятся пожилые люди. Такое взаимодействие власти и избирателей в лице пожилых людей может пойти на пользу обеим сторонам7.

      Важнейшим направлением социальной работы в отношении пожилых людей является профессионализация кадров, работающих в соответствующих учреждениях. Известно, что социальная работа является молодой и становящейся профессией; специально подготовленные кадры только начинают поступать в сферу ее воздействия.

      Обобщение запросов на научную литературу из различных регионов страны по различным проблемам социальной работы, в том числе и с пожилыми людьми показывает, что наибольшей популярностью пользуется именно методическая литература. Отметим, что повышенный спрос на методики работы является показателем не только потребности в изучении опыта коллег, но и признаком недостаточного уровня профессиональной подготовки отдельных работников. Специалисты более высокой квалификации и опыта работы сами разрабатывают методические рекомендации по работе с пожилыми людьми и делятся ими с коллегами.

      Практически неоспоримым является утверждение  о необходимости налаживания непрерывной системы переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих в социальной сфере, и в том числе, с пожилыми людьми. Такая подготовка может быть организована непосредственно в регионе, на уровне переподготовки, профессиональной подготовки (второе высшее образование), повышения квалификации, организации научных исследований. Образовательный компонент социальной работы и социальной педагогики развивается в основном в высших учебных заведениях, что делает крайне необходимой устойчивую связь между региональными департаментами (управлениями) социальной защиты и образования. Учитывая, что проблемы пожилых людей носят комплексный характер, такая связь должна быть налажена и между другими управлениями (департаментами): социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры и т.п.8

      Одним из направлений социальной работы с  пожилыми людьми является использование  их собственного потенциала. Эта задача решается путем привлечения наиболее активных людей к работе с такими же пожилыми людьми как они сами. Создание клубов, студий, кружков, мастер - классов для пожилых людей – эти и другие механизмы достаточно хорошо используются в отдельных регионах страны.

      Известно, что общественные объединения граждан являются более гибкими и мобильными, с высокой инициативой и восприимчивостью к новым изменяющимся условиям. Именно эти организации способны реализовывать в своей деятельности общинный характер социальных услуг, реализовывать соседские взаимоотношения между людьми, что традиционно ценится пожилыми людьми значительно выше, чем формальные отношения с социальным «чиновником».

      С другой стороны, общественные объединения  граждан и неправительственные организации имеют различную социальную направленность, т.е. действуют в разных секторах социальной сферы. Это позволяет «перекрывать» разнообразные социальные потребности пожилых людей, существенно разнообразить ту помощь, которая им так необходима.

      Использование их потенциала на основе активного  участия в пожилых людей в общественной жизни и в восстановлении их социального статуса нуждается в определенном государственном или муниципальном финансировании. Вполне возможна и, по-видимому, необходима реализация системы социального заказа на выполнение той или иной программы; региональный или муниципальный грант, спонсорская помощь деятельности общественных объединений пожилых людей и т.д. В любом случае, поиск механизмов развития активности общественных объединений пожилых людей зависит от политической воли и творчества региональных и муниципальных руководителей9.

      В качестве вывода отметим, что в теоретическом  плане многие проблемы социальной работы с пожилыми людьми решены; наука  имеет ответы на весьма актуальные вопросы обеспечения активного  взаимодействия пожилого человека и социума. Другой вопрос, насколько рекомендации теории социальной работы известны практикам и руководителям социальной сферы, конкретных институтов социальной работы в том или ином регионе. К нему же примыкает вопрос - насколько используются эти рекомендации, будучи адаптированными к местной специфике. Согласимся, что эта проблема уже не является проблемой пожилых людей; это – традиционная проблема взаимосвязи науки и практики. Кроме того, существует ряд проблем пожилых людей, которые нуждаются в углубленных и комплексных, междисциплинарных научных исследованиях.  
 

    1. . Система учреждений социального обслуживания граждан

    пожилого  возраста

      

      Социальное  обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении  медицинской, правовой, социально- психологической и натуральных видов помощи, помощь в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам пожилого  возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

      Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

        Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

      Чтобы сформировать единый подход к решению  вопроса о наименовании учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также в целях дальнейшего совершенствования организационно-методического руководства по социальной защите граждан пожилого возраста и инвалидов разработана Номенклатура учреждений социального обслуживания данной категории граждан, которая распространяется на действующие и вновь создаваемые учреждения и представляет собой упорядоченную совокупность наименований действующих учреждений (отделений), а также порядок образования наименований вновь создаваемых учреждений (отделений).

      Социальное  обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов содержит различные формы, виды и типы учреждений и услуг для удовлетворения потребностей этой категории граждан, и поэтому возникла необходимость в систематизации наименований учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

      По  форме собственности все учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов подразделяются на государственные учреждения, муниципальные и учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов иных форм собственности.

      В зависимости от специализации учреждения по форме оказания социальных услуг делятся на специализированные учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и комплексные учреждения.

      Специализированные  учреждения (отделения), оказывающие  социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам, подразделяются на стационарные, учреждения полустационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, учреждения (отделения) социального обслуживания на дому; учреждения (отделения) срочного социального обслуживания граждан пожилого возраста, учреждения (отделения), оказывающие социально-консультативную помощь, и специальные дома для одиноких престарелых (социальные квартиры), представляемые муниципальным жилищным фондом социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов.

      Среди учреждений социального обслуживания пожилых людей особое место занимают стационарные учреждения системы социальной защиты населения, основным видом которых являются  дома-интернаты.

      Дом-интернат – медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного пребывания в нем престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Сравнительно недавно стало практиковаться создание в домах-интернатах отделение для временного проживания старых и нетрудоспособных людей. Они могут проживать в этом учреждении от 2 до 6 месяцев в связи, например, с выездом их родственников в длительные командировки или продолжительной болезнью. Сюда же помещаются по направлению врача одинокие старые люди, которые прошли курс лучения в больнице, но ещё недостаточно окрепли и для полного выздоровления нуждаются в уходе и медицинском наблюдении.

      Все дома-интернаты в зависимости  от контингента проживающих в  них граждан подразделяются на три  вида: дома-интернаты для престарелых  и инвалидов, дома-интернаты для инвалидов и пансионаты для ветеранов труда. Особый вид  – психоневрологический пансионат.

      В доме-интернате первого вида проживают  как престарелые, так и инвалиды не достигшие престарелого возраста, а в доме-интернате второго вида – только инвалиды в возрасте от 18 до 40 лет. Пансионат для ветеранов труда предназначен для проживания в нём граждан, длительное время трудившихся на производстве. В психоневрологическом интернате живут престарелые и инвалиды, страдающие определенными хроническими психическими заболеваниями.

      В дом-интернат для престарелых и  инвалидов принимаются пожилые  граждане, достигшие пенсионного возраста, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону содержать их. Отдельные престарелые и инвалиды, имеющие трудоспособных родственников, могут быть приняты в дома-интернаты в порядке исключения по решению руководящих органов социальной защиты населения. Приему подлежат престарелые и инвалиды, нуждающиеся по состоянию здоровья в бытовом обслуживании, уходе и медицинской помощи при отсутствии у них показаний к стационарному лечению в учреждениях здравоохранения.

      Немногочисленные  сведения о степени удовлетворения потребностей населения в этих учреждениях довольно разноречивы. Так, в России потребность городского населения в размещении в дома-интернаты определена на уровне 32 места на 1000 человек старше 60 лет. Международный показатель потребности в домах-интернатах: 40-66 мест на 100 человек старше 60 лет10.

Информация о работе Формы и методы социальной работы по решению проблем пожилых людей