Формы подготовки социального работника в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 22:23, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является разработка практических рекомендаций специалистам управления социальной защиты населения по оптимизации работы с многодетной семьей.
Задачи:
1.рассмотреть проблемы многодетных семей на современном этапе;
2.изучить методики работы специалиста управления социальной защиты населения с многодетной семьей

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…3
ПРОБЛЕМЫ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ..4
МЕТОДИКИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА С МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕЙ…………………………………………………………………………10
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТАМ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕЙ……………………………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа содержит 1 файл

Формы подготовки социального работника в России.doc

— 173.50 Кб (Скачать)
      № п/п       Показатели  семьи Баллы
      1       Состав  семьи        
              мать, отец, дедушка, бабушка       5
              только  мать и отец       4
              мать  и отчим, отец и мачеха       3
              одна  мать, один отец       2
              нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники       1
      2       Санитарно-жилищные условия семьи        
              благоустроенная отдельная квартира       5
              квартира  с родителями супруга(и)       4
              более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами       3
              комната в коммунальной квартире, общежитии  с удобствами       2
              комната в общежитии, в бараке без удобств       1
      3       Доход семьи        
              могут практически ни в чем себе не отказывать       5
              денег в основном хватает, но для покупки  товаров длительного пользования  берут в кредит или в долг       4
              на  повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности       3
              живут от зарплаты до зарплаты       2
              денег до зарплаты не хватает       1
      4       Педагогический  стиль семьи        
              постоянная  поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия       5
              слепая  любовь, гиперопека, эмоциональная  навязчивость       4
              первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям       3
              равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни       2
              напряженно-конфликтные  отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям       1
      5       Уровень социального здоровья семьи        
              атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви       5
              здоровый  образ жизни без особой эмоциональной  окраски: без ссор и без большой  привязанности, живут "по привычке"       4
              в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке       3
              судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих супругов       2
              стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение       1
      6       Ценность  детей в семье        
              дети - главная ценность в семье       5
              дети - равнозначимая ценность наряду с  супружеством       4
              дети  дополняют супружеские отношения       3
              дети - элемент социального статуса: "как  у всех"       2
              дети - обуза, доставляют много дополнительных забот, беспокойства       1
      7       Отношения семьи со школой        
              высокая включенность в жизнь школы, посильная  помощь школе, высокая информированность  о школьных делах ребенка       5
              обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях       4
              интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери       3
              критика педагогических методов школы, уклонение  от посещения родительских собраний       2
              отсутствие  интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком школы (в целях эксплуатации его труда, по другим причинам)       1

      Инструкция  по определению обобщенного показателя уровня социального благополучия семьи  как института воспитания      Общая сумма баллов - 105.        При анализе конкретной семьи сумма баллов:     - ниже 21 характеризует семью группы повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);         - от 22 до 30 характеризует семью в пределах допустимой нормы  - более 31 балла характеризует благополучные семьи (чем больше баллов, тем устойчивее благополучие).       Задача в работе с неблагополучной семьей заключается в изменении ее статуса, нормализация межличностных отношений, морально-психологического микроклимата и устранение недостатков семейного воспитания. В связи с этим необходима работа по повышению педагогической грамотности родителей, вовлечение их в воспитательный процесс. [10 ]          Важным является использование в практике работы с неблагополучными многодетными семьями следующих форм работы:    - регулярные педагогические консультации (набор тем консультаций будет зависеть отданных, полученных при диагностике межличностных отношений. Среди них: педагогическая запущенность подростков, причины и роль семьи в ее преодолении; типичные трудности школьников в освоении отдельных предметов и их предупреждение; влияние различных факторов на формирование вредных привычек и их преодоление; эмпатические умения, их выработка и роль в преодолении межличностных отношений в семье; выработка экспрессивных умений у родителей как средства предотвращения конфликтов между ними и др.);          - организация деятельности психолого-педагогических практикумов (поведение и нравственное развитие подростка; отклонения в поведении подростков и пути их преодоления; причины отклонений в поведении подростков; организация поведения учащихся; коррекция поведения учащихся и другие);           - постоянно действующие семинары «В семье трудный ребенок» (программа может включать практикумы по составлению психолого-педагогической характеристики и путям его (ребенка) перевоспитания);  - использование форм нетрадиционного проведении родительских собраний.            Мы считаем важным использовать в работе с семьей следующих тем нетрадиционных родительских собраний: "Законы семьи, законы жизни класса", "Психофизическое развитие подростков (трудный возраст)", "Детская агрессивность", "Семья и наркотики", "Влияние дисгармоничных семейных отношений на подростковую наркоманию".    Одной из форм работы с родителями многодетных семей является выпуск брошюр, памяток по воспитанию с целью повышения педагогической грамотности.

      Практические  рекомендации для социального работника по работе с детьми из многодетных семей "группы риска" по профилактике и преодолению девиантных форм поведения.      Работа с детьми, имеющими девиантное поведение начинается с работы с семьей этого ребенка. Нам представляется важным проанализировать методы работы социального педагога при работе с детьми, имеющими девиантное поведение с целью выявления положительных сторон и недостатков.           Опытный социальный работник умеет "видеть" в каждой неблагополучной семье скрытые негативные факторы, которые зримо проявляются намного позже. Интуиция грамотного специалиста лучше иного теста позволяет определить основные семейные проблемы и трудности, непосредственно влияющие на воспитание и поведение подростка. Впрочем, не следует переоценивать возможности интуиции. Во избежание ошибочных выводов необходимо проверять свои предположения с помощью проверенных методических приёмов. В противном случае существует опасность навешивания ярлыков на детей и их родителей, что может привести к их полной дезадаптации и отказу от сотрудничества.   Известный метод сбора информации о семье - формализованные бланки и анкеты, посвященные конкретной семейной группе. Строгая структурированность этих материалов позволяет выйти в процессе их заполнения на типологию семей, что весьма важно для принятия адекватных профилактических мер и поддержки детей с отклоняющимся поведением. Недостатком этой диагностической методики является то, что формализованная информация может упустить какие-либо существенные качественные особенности семьи, не включённые в структуру данной анкеты. В частности, возможное наличие у членов семьи скрытых проблем, к примеру, психических заболеваний, судимостей, суицидов, венерических болезней, вынесение которых на всеобщее обсуждение нежелательно. Выявить эти факторы средствами формализованной анкеты бывает не всегда возможно. И здесь на помощь социальному работнику приходит интуиция. Третий метод работы социальных работников можно назвать реагирующим. Особенности работы в этой парадигме заключаются в выполнении функции "идеального родителя". Например, в "вытаскивании" подростков из неприятных ситуаций, проведении профилактических бесед, как с группой детей, так и индивидуально. Такие социальные работники готовы в любой момент взять на себя роль заботливого родителя и принять меры по защите девиантного подростка.        Ещё один метод, используемый социальными работниками в своей работе с неблагополучной семьей и девиантными детьми, - это чрезмерное расширение границ своих функциональных обязанностей и незаметный переход на территорию смежной профессии, например, психологии.   На этом пути может возникнуть распространённая ошибка социального педагога: установление излишне близких доверительных, даже панибратских, отношений с ребёнком и родителями. Эту ситуацию может ещё более усложнить возникающее иногда стремление специалиста к кооперации с ребенком против родителей или с родителями против ребёнка.  Использование различных упражнений с девиантными детьми будет способствовать повышению самооценки и развитию социальных навыков общения у дезадаптивных детей и подростков, что является важным направлением в педагогической корректирующей работе с данной категорией детей.

      Таковы  разработанные практические рекомендации для специалиста управления социальной защиты населения в реализации технологий работы с многодетными семьями. На мой  взгляд, применение этих рекомендаций повысит эффективность реализации технологий работы социального работника в условиях отделения социальной защиты населения.   Таким образом, работа социального работника с многодетной семьей является комплексной; большое значение имеет не только предоставление адресной социальной помощи, но и профилактические меры, направленные на предупреждение трудностей, что в свою очередь повышает эффективность работы социального работника с многодетной семьей.

 

Заключение

      Социальная  работа - это не только профессия, но и призвание человека. На практике мы неоднократно убеждались в том, что разные люди по-разному определяют и решают социальные проблемы. Это во многом зависит от уровня профессионализма, системы повышения квалификации, а также нравственных качеств специалиста.

      В России до настоящего времени не сформировалось достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, в которой основным субъектом  выступают профессиональные социальные работники. Пока им чрезвычайно трудно выполнять свое предназначение, используя свои профессиональные навыки и умения, реализовать истинные цели социальной работы: помочь человеку в трудной жизненной ситуации стать социально самодостаточным, социально развитым и социально активным членом общества, способствующим устойчивому социальному развитию человеческого сообщества.

      Одной из важных проблем в подготовки специалистов по социальной работе в России является интеграция теории и практики. В данном направлении необходимо:

      - внедрение практикумов как формы занятия

      - проведение исследований и полевого образования

      Практическая  реализация данных положений, по-моему  мнению, позволит изменить систему  подготовки специалистов по социальной работе в лучшую сторону. Кроме того, это позволит повысить уровень социальной защиты населения, что отразится на тех категориях граждан, которые нуждаются в ней.

 

Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы

 

      1.Бергер, В. Нуклеарная семья как первооснова цивилизации в исторической перспективе / В. Бергер // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. - 2003. - № 3. - с. 93-100. 

      2.Гуров, В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей / Валерий Николаевич Гуров. - М.: Педагогич. общ-во России, 2005. - 320 с.  

      3.Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие / Тамара Владимировна Лодкина. - М.: Изд. центр "Академия", 2003. - 192 с. 

      4.Попеное, Д. Как восстановить нуклеарную семью в современном обществе / Д. Попеное // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. - 2003. - № 3. - с. 101-106.  

      5.Солнышкина, М.Г. Роль социальных технологий в становлении и развитии теории и практики социальной работы / М.Г. Солнышкина // Отечественный журнал социальной работы. - 2003. - № 2. - с. 30-33.  6. Социальная работа: Теория и организация: Учеб. пособие / Под ред. П.П. Украинец. - Минск: ТетраСистемс, 2005. - 288 с.    7. Теория и методика социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Союз, 1999. - 118 с.          8. Фирсов, М.В., Студенова, Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Михаил Васильевич Фирсов, Елена Геннадьевна Студенова. - М.: Владос, 2004. - 320 с. 

      9.Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей: Учеб. пособие / Евдокия Ивановна Холостова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2006. - 212 с. 

      10.Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей: Учеб. пособие / Татьяна Ивановна Шульга. - М.: Дрофа, 2005. - 254 с.

Информация о работе Формы подготовки социального работника в России