Характеристика социальных групп в дисциплине «Социология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

В данной работе разработано лекционное и семинарское занятие по теме"Процесс образования социальных групп"

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1.Характеристика социальных групп в дисциплине «Социология»6
1.1.Понятие социальных групп…………………………………………….6
1.2. Процесс образования социальных групп……………………………9
1.3. Классификация социальных групп………………………………….15
Глава 2. РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО И СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Процесс образования и классификация социальных групп»…………………………………………………………………………….24
2.1. Методика преподавания социологии в ВУЗе………………………24
2.2. Лекционное и семинарское занятие, как ведущие формы организации учебного процесса……………………………………………...28
2.3. Разработка лекционного и семинарского занятия по теме: «Процесс образования и классификация социальных групп»………………………...49
Заключение…………………………………………………………………74
Библиографический список……………………………………………….77

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 128.06 Кб (Скачать)

Другие  классификации социальных групп

«На протяжении последнего полувека в социологии обсуждается вопрос о группах членства и референтных группах. Эту классификацию ввел в научный оборот Г. Хаймен, большую роль в ее исследовании, особенно в изучении референтных групп, сыграли Г. Хаймен и Г. Келли. Критерием этой классификации является тип связей индивида с группой»26.

«Референтная группа —  реальная или воображаемая социальная группа, выступающая для индивида в качестве эталона, с которым он сопоставляет свое социальное положение, поведение и установки»27. Традиционно считалось, что референтная группа противостоит группе членства и в псе индивид не может входить; она референтна именно потому, что он стремится стать ее членом. Сейчас в социологической литературе допускается и иная трактовка, в соответствии с которой референтной может считаться и группа членства индивида. К примеру, для молодого человека, вошедшего в социальную группу предпринимателей, коммерсантов, она является в полной мере референтной.

«Сама по себе референтная группа выполняет функции не только социального сравнения, но и социализации, принятия социальных норм и ценностей желаемой группы. Референтная группа может выступать также ориентиром социального перемещения индивида. В случае, если референтная группа является воображаемой, она может быть отнесена к числу номинальных групп»28.

«Номинальные группы (от лат. nomen — имя, наименование) являются условными и статистическими, т.е. они не предполагают обязательных, тем более непосредственных связей между людьми. Это могут быть группы по возрасту, месту жительства, ценностным ориентациям и др. Выделение номинальных групп проводит сам исследователь, в этом смысле оно является искусственным. Тем не менее, часть номинальных групп близка к реальным и может обладать качествами контактности и сплоченности. Так, студенчество России — это группа, которая имеет и реальный, и номинальный (статистический) характер»29.

«По заданности положения социальные группы могут делиться на объективные и субъективные. Первые характеризуются тем, что их позиция задана, определена независимо от воли, сознания, желания или потребности (скажем, социальный класс, который занимает свое место в общественной жизни, выполняет особую роль в системе производства, организации деятельности и т.д.). Вторые возникают и существуют постольку, поскольку формируются сознательными действиями людей»30. Все общественные организации или объединения кем-то сознательно, т.е. целенаправленно, сформированы, идет ли речь о политической партии или научном обществе. Современные неформальные движения, объединения, клубы, союзы, «круглые столы» — это субъективные группы. Как бы ни были они различны по содержанию деятельности, месту, занимаемому в обществе, составу и т.п., их характеризует «субъективность» положения. Одним из особенно значимых и весьма специфичных типов групп, занимающих важное место в структуре общества, являются социальные организации. Они относятся к числу формальных групп и занимают некоторое срединное положение между социальными общностями и социальными институтами. Поскольку общество и его социальные группы в своей жизнедеятельности не в состоянии обойтись без социальной организации, необходимо выяснить ее сущность, функции, актуальные проблемы развития.

Вывод:  «Учебный курс «Методика преподавания социологии» предполагает знакомство педагогических кадров высшей школы с основными целями подготовки студентов, отраженных в Государственном образовательном стандарте третьего поколения по социологии, Государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», проблемами структурирования социологического знания, соотношения национального и интернационального компонентов в самом содержании социологии, со специфическими приемами и методами преподавания в сфере социологии. Значимость этой дисциплины обусловлена необходимостью подготовки будущих специалистов для чтения общих и специализированных курсов в высших учебных заведениях, которые все шире внедряются в учебные планы разных специальностей и направлений»31.

Одной из главных тем в  процессе изучения дисциплины «Социология» является:  «Процесс образования и классификация социальных групп». Все люди (независимо от расы или культуры) находят самовыражение в групповой жизни. Младенец становится человеком, как только занимает свое место в семье, а отсутствие человеческой группы самым отрицательным образом сказывается на личности ребенка. Двигаясь в семейном цикле, ребенок постепенно усваивает присущие другим группам взаимосвязи, которые, постоянно изменяясь, будут сопровождать его во взрослой жизни.

«Существует несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие «группа», но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае термин «группа» обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте: индивиды, едущие в одном вагоне, проживающие в одном городе и т.д. В научном смысле такое территориальное сообщество определяется как «агрегация» - некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий»32.

Второй случай - это применение понятия группы к социальной общности, объединяющей индивидов с одной  или несколькими схожими характеристиками. Примерами таких общностей могут  служить мужчины, выпускники школ и  т.д. С научной точки зрения для  определения общности людей с  одной или несколькими сходными характеристиками точнее подходит термин «категория».

«Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других»33.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО И СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ  ПО ТЕМЕ: «Процесс образования и  классификация социальных групп».

2.1.Методика преподавания социологии в ВУЗе

    «Согласно Государственным требованиям (ДС.08) к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности 040201 – Социология выпускник должен изучить дисциплину «Методика преподавания социологии», так как по окончании вуза он получает специальность «Социолог. Преподаватель социологии»»34.

    Существует три  основных цели социологии как дисциплины и деятельности социологов: 1) поиск новых социологических знаний; 2) применение социологических знаний для решения практических проблем; 3) передача социологических знаний. На достижение первой цели направлена научная социология; второй – прикладная социология, третьей – методика преподавания социологии.

    Научная социология  как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX в. и с тех пор проделала огромный путь развития. Она стала одной из признанных отраслей научного знания; социологические кафедры и лаборатории заняли достойное место в университетской науке многих стран. Вместе с развитием социологии как науки пришло понимание необходимости методики преподавания социологии и подготовки профессиональных кадров преподавателей-социологов.

    В современных  условиях методика преподавания социологии стала одной из базовых при подготовке дипломированных специалистов по специальности 040102 – Социология, так как одним из необходимых навыков квалифицированного специалиста должно являться умение донести знания до аудитории слушателей. В этой связи главной целью данной дисциплины является обучение студентов навыкам педагогической работы со слушательской аудиторией, педагогическим и психологическим методикам общения.

    Россия накопила  огромный опыт в области гуманитарного  преподавания в целом, что позволяет ставить ее в один ряд с ведущими державами мира. Однако в области социологического образования ее успехи заметно ниже. Более того, несмотря на то, что само преподавание социологии имеет долгую историю, методика преподавания социологии находится только в начальном периоде своего становления. Работы по методике преподавания социологии появляются достаточно редко и касаются лишь отдельных аспектов данной сферы деятельности.

    В настоящее  время существенно расширились  возможности преподавания социологии. Связано это с тем, что в последние два десятилетия произошло расширение масштабов социологического образования в России, и в нашу страну пришло понимание того, что социологическое видение мира – это тот инструмент, при помощи которого люди добиваются успеха в любой области, так как имеют комплексное знание и понимание целостности общественных отношений, социокультурных факторов, традиций и обычаев народа, а также социальных проблем с видением их корней, путей решения и последствий.

Цель курса: сформировать у студентов представление о работе преподавателя социологии, методических принципах и средствах методического обеспечения и организации учебного процесса, преподавания социологических дисциплин; теоретически и методически подготовить студентов к самостоятельной преподавательской деятельности.

Задачи курса:

    – охарактеризовать  особенности профессиональной деятельности преподавателя;

    – познакомить  студентов с историей преподавания социологии в России и зарубежных странах, с основными принципами и системами организации преподавания социологии;

    – ознакомить  студентов с основными формами организации и методического обеспечения аудиторной и внеаудиторной учебной работы по преподаванию социологии;

    – раскрыть  теоретические и методические особенности изложения основных разделов курса социологии;

– подготовить студентов  к педагогической практике, к самостоятельной

разработке основных методических документов (программа курса, план

лекции, планы семинарского и практического занятий, других технологий и учебной работы);

    – отработать  приемы установления контакта с различными видами аудитории, как студенческой, так и специальной профессиональной социологической.

   Курс призван подготовить  студентов к преподавательской деятельности на уровне квалификационных требований, предъявляемых к преподаванию в высших учебных заведениях. Данный курс базируется на знаниях, приобретенных студентами в процессе освоения таких дисциплин, как общая социология, история социологии, психология, социальная психология, социология культуры, социология образования, социология коммуникации, русский язык и культура речи и др. Одновременно курс тесно связан с учебными дисциплинами педагогического комплекса – социальной педагогикой и общей педагогикой. Особенность данного курса состоит в том, что он призван подытожить методическое содержание всех преподаваемых на факультете учебных курсов.

Требования к уровню освоения содержания курса

    В результате  усвоения курса студенты должны:

    – знать методические  требования, предъявляемые к основным  формам

учебной работы по преподаванию социологических дисциплин;

    – уметь ориентироваться  в методических особенностях  основных форм

учебной работы по преподаванию социологических дисциплин;

    – знать основные  методические требования при подготовке учебных материалов и учебных документов преподавателя (учебная программа, план

лекции, занятия, учебное  пособие, учебник и т. п.);

    – располагать  знаниями о теоретическом и  методологическом значении

в процессе преподавания социологии, ее основных категорий, принципов,

разделов;

    – знать методические  особенности раскрытия основных тем курса социологии;

    – иметь целостное  представление о социологии как  учебной дисциплине и преподавании ее как учебной деятельности;

    – знать содержание  и технологию методики преподавания  социологии

исходя из учета своеобразия  педагогической деятельности;

    – уметь формулировать  и решать педагогические задачи  при разработке

и реализации учебных программ курсов по социологии;

– получить практические навыки работы с учебными материалами (планами, программами, учебниками, лекциями, играми, практическими занятиями и др.) для оценки качества преподавания социологии.

 Итак, «условием успешности студентов в будущей педагогической деятельности является наличие способностей соответствующих квалификационной характеристики выпускника – социолога, в которой определено, что специалист – социолог должен быть подготовлен к работе на преподавательских и административных должностях в образовательных учреждениях. По методике преподавания студентам предстоит сдача Государственных квалификационных экзаменов и защита выпускной квалификационной работы. Вследствие этого, данный курс является основным в цикле профессионально-педагогических дисциплин по квалификации «преподаватель социологии»»35.

2.2. Лекционное  и  семинарское занятие, как  ведущие формы организации учебного  процесса.

К организационным формам обучения, которые одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов, относят:

• лекции,

• семинары, просеминары, спец. семинары,

• коллоквиумы,

• лабораторные работы,

• практикумы и спец. практикумы,

• самостоятельную работу,

• научно-исследовательскую работу студентов,

• производственную,

• педагогическую;

• дипломную практику и др.

 Среди перечисленных  форм работы в вузе важнейшая  роль отводится лекции, которая  одновременно является самым  сложным видом работы и поэтому  поручается наиболее квалифицированным  и опытным преподавателям (как  правило, профессорам и доцентам),  а так же семинар, на этой форме обучения студенты показывают, как усвоили они материал.

Информация о работе Характеристика социальных групп в дисциплине «Социология»