Характеристика социальных групп в дисциплине «Социология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

В данной работе разработано лекционное и семинарское занятие по теме"Процесс образования социальных групп"

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1.Характеристика социальных групп в дисциплине «Социология»6
1.1.Понятие социальных групп…………………………………………….6
1.2. Процесс образования социальных групп……………………………9
1.3. Классификация социальных групп………………………………….15
Глава 2. РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО И СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Процесс образования и классификация социальных групп»…………………………………………………………………………….24
2.1. Методика преподавания социологии в ВУЗе………………………24
2.2. Лекционное и семинарское занятие, как ведущие формы организации учебного процесса……………………………………………...28
2.3. Разработка лекционного и семинарского занятия по теме: «Процесс образования и классификация социальных групп»………………………...49
Заключение…………………………………………………………………74
Библиографический список……………………………………………….77

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 128.06 Кб (Скачать)

   Большие и малые  группы

   В первую очередь  коснемся тех типов групп, которые видны, что называется, «невооруженным глазом», — больших и малых. Большая группа отличается от малой главным образом тремя основными признаками: она включает в свой состав значительное число членов, характеризуется отсутствием обязательных личных контактов между ними и обладает относительно меньшей степенью внутренней сплоченности и организованности (в сравнении с малой группой). В качестве примеров больших групп можно назвать класс, нацию, телевизионную, театральную, киноаудиторию, город и т.д.

  Из приведенных примеров  нетрудно сделать вывод, что  большие в количественном отношении  группы имеют двойственное происхож-дение: случайное и закономерное. Названные три вида аудитории, в целом публика как разновидность большой группы, наконец, толпа появляются стихийно и в этом смысле случайно, чего не скажешь о социальных классах, национально-этнических, профессиональных, половозрастных группах, которые возникают в ходе исторического развития общества, общественного разделения труда и других социальных причин и закономерно действующих факторов.

   Что касается малой  группы, то наиболее удачным   определением, является определение,  данное Г.М. Андреевой: «Под  малой группой понимается немногочисленная  по составу группа, члены которой  объединены общей социальной  деятельностью и находятся в  непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов».  Наиболее типичные малые группы — семья, школьный класс, студенческая группа, производственная бригада и т.д.

Основным признаком малой  группы, вытекающим из специфики самого термина, является, естественно, немногочисленность ее состава (минимум — два-три человека, максимум — количество членов, вызванное потребностью совместной групповой деятельности). Другим, не менее значимым признаком выступает общая (совместная) социальная деятельность, поскольку она характеризует группу как элемент социальной структуры общества, системы отношений в нем. В этом плане характерно еще одно, весьма лаконичное определение малой группы, предлагаемое также Андреевой: «Малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов».

Первичные и вторичные  группы

  Следующая классификация  включает в себя первичные  и вторичные группы. Теория этих  групп впервые была сформулирована  Ч. Кули. Вводя в оборот понятие  первичных групп, он писал:  «Под первичными группами я  подразумеваю группы, характеризующиеся  тесными, непосредственными связями  (associations) и сотрудничеством. Они  первичны в нескольких смыслах,  но главным образом из-за того, что являются фундаментом для  формирования социальной природы  и идеалов индивида. Результатом  тесной связи в психологическом  плане является определенное  слияние индивидов в некое  общее целое, так что даже  самость индивида, по крайней  мере во многих отношениях, оказывается общей жизнью и целью группы».

   Первичная группа  — это разновидность малой  группы, обеспечивающая успешность  вхождения индивидов в другие  группы, в общество и их социализацию. Кули говорил о двух основных  функциях первичной группы: а)  формировать моральные нормы,  которые человек получает в  детстве и проносит сквозь  всю жизнь; б) выступать средством  поддержки людей. Первичная группа  возникает за счет прямых личных  контактов (facetoface — лицом к  лицу), отличается высокой плотностью  взаимосвязей членов группы и  идентификацией их с ней. Характерные  образцы первичной группы —  семья, группа друзей, сверстников,  соседская общность и др.

   Вторичные группы  являются разновидностями, как  правило, больших и формальных  групп (социальных институтов, организаций). В них чаще всего отсутствует  непосредственное взаимодействие  членов этого социального образования.  Так, для студента его академическая  группа является первичной, а  коллектив университета — вторичной  группой. Одно из основных отличий  вторичной группы от первичной  состоит в том, что она ориентирована  на достижение цели, тогда как  первичная — на установление  взаимосвязи между ее членами. 

Формальные и неформальные группы

   Деление групп  на формальные и неформальные впервые было предложено Э. Мэйо в ходе проведения им Хоториского эксперимента. Экспериментальная бригада, состоявшая из шести девушек - сборщиц реле, демонстрировала свои достижения в области роста производительности труда и сплоченности коллектива как раз потому, что, будучи формальной группой, приобретала постепенно неформальные черты и особенности.

  Формальным группам  присущи правила организации,  действия, в них «работают» запреты  и дозволения, санкционированные  обществом. Здесь отношения в  полном смысле слова оформлены.  Примерами формальных групп являются  социальные  организации, скажем  школьный учительский коллектив.  Главная функция формальной группы — обеспечить высокую упорядоченность и управляемость действий при достижении ставящейся цели. В формальной группе на основании принятых в ней норм четко заданы и распределены все позиции и роли ее членов.

  Неформальная группа (кстати, в определенных условиях  она может стать формальной) не  имеет жесткой нормативности,  поведение ее членов не регламентировано, что, впрочем, не означает отсутствия  порядка и организованности. Диапазон  неформальных групп огромен: от  кружка друзей, любителей искусства,  обществ милосердия, защитников  природы и культуры до нации  или иной этнической общности.

  Существует несколько  особенностей взаимодействия формальных  и неформальных групп. Одна  из них состоит в том, что  неформальная группа в ходе  постоянной, регулярной совместной (общей) деятельности ее членов  постепенно может приобретать  некоторые черты формальной группы (именно таким путем создаются политические партии и политические движения). Другая особенность заключается в возможности появления второй внутри первой. Именно такая ситуация и имела место в ходе Хоториского эксперимента, чему в немалой степени способствовала своей активностью неформальный лидер бригады сборщиц реле.

  Собственно, как раз  со времен этого эксперимента  и было замечено, что в рамках  формальных групп часто создаются  неформальные (например, в студенческой  группе или рабочей бригаде  возникают группировки, состоящие  из близких друзей, людей с  общими внепроизводственными интересами  — в западной социологии они  получили название «клики»). Это  имеет место и тогда, когда  в группе обнаруживается неформальный  лидер, пользующийся значительным  авторитетом у ее членов. Наличие  неформальных групп в структуре формальных может оказывать на последние далеко  не однозначное воздействие — как со знаком «плюс», способствуя их укреплению, так и со знаком «минус», расшатывая формальную группу изнутри.

Другие классификации  социальных групп

   На протяжении  последнего полувека в социологии  обсуждается вопрос о группах  членства и референтных группах.  Эту классификацию ввел в научный  оборот Г. Хаймен, большую роль  в ее исследовании, особенно в  изучении референтных групп, сыграли  Г. Хаймен и Г. Келли. Критерием  этой классификации является  тип связей индивида с группой.

Референтная группа —  реальная или воображаемая социальная группа, выступающая для индивида в качестве эталона, с которым он сопоставляет свое социальное положение, поведение  и установки. Традиционно считалось, что референтная группа противостоит группе членства и в псе индивид не может входить; она референтна именно потому, что он стремится стать ее членом. Сейчас в социологической литературе допускается и иная трактовка, в соответствии с которой референтной может считаться и группа членства индивида. К примеру, для молодого человека, вошедшего в социальную группу предпринимателей, коммерсантов, она является в полной мере референтной.

   Сама по себе  референтная группа выполняет  функции не только социального  сравнения, но и социализации, принятия социальных норм и  ценностей желаемой группы. Референтная  группа может выступать также  ориентиром социального перемещения  индивида. В случае, если референтная группа является воображаемой, она может быть отнесена к числу номинальных групп.

   Номинальные группы (от лат. nomen — имя, наименование) являются условными и статистическими,  т.е. они не предполагают обязательных, тем более непосредственных связей  между людьми. Это могут быть  группы по возрасту, месту жительства, ценностным ориентациям и др. Выделение номинальных групп  проводит сам исследователь, в  этом смысле оно является искусственным.  Тем не менее, часть номинальных  групп близка к реальным и  может обладать качествами контактности  и сплоченности. Так, студенчество  России — это группа, которая  имеет и реальный, и номинальный  (статистический) характер.

  По заданности положения  социальные группы могут делиться  на объективные и субъективные. Первые характеризуются тем, что их позиция задана, определена независимо от воли, сознания, желания или потребности (скажем, социальный класс, который занимает свое место в общественной жизни, выполняет особую роль в системе производства, организации деятельности и т.д.). Вторые возникают и существуют постольку, поскольку формируются сознательными действиями людей.       Все общественные организации или объединения кем-то сознательно, т.е. целенаправленно, сформированы, идет ли речь о политической партии или научном обществе. Современные неформальные движения, объединения, клубы, союзы, «круглые столы» — это субъективные группы. Как бы ни были они различны по содержанию деятельности, месту, занимаемому в обществе, составу и т.п., их характеризует «субъективность» положения. Одним из особенно значимых и весьма специфичных типов групп, занимающих важное место в структуре общества, являются социальные организации. Они относятся к числу формальных групп и занимают некоторое срединное положение между социальными общностями и социальными институтами. Поскольку общество и его социальные группы в своей жизнедеятельности не в состоянии обойтись без социальной организации, необходимо выяснить ее сущность, функции, актуальные проблемы развития.

После окончания изложения  материала, группе будут предложены темы для докладов по данной теме.

Примерные темы докладов для  выступлений на семинарском занятии  на тему «Процесс образования и классификация социальных групп»:

  1. «Малая социальная группа: форма и структура взаимодействия в малой группе».
  2. «Групповая динамика».
  3. «Социальная коллективность. Отношение между индивидом и группой»
  4. «Пример социальной группы - семья».
  5. «Взаимосвязь между социальными группами и социальными институтами».
  6. «Конфликты больших социальных групп».

Рекомендуемая литература для  подготовки к семинарскому занятию:

1. Радугин А.А., Радугин К.А. “Социология. Курс лекций” Москва «Владос». 2002. – 146с.

2. Н. Смелзер «Социология» М., 1994. -530с .

3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечепуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник./ Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003.- 355 с.

4. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.- 144с.

5. Эфендиев, А.Г. Общая социология, учеб. - М.:ИНФРА-М, 2000. - 654 с.

Вывод: одной из ведущих  форм организации образовательного процесса, является лекция. В данном пункте была разработана лекция по теме «Процесс образования и классификация  социальных групп».

Здесь изложено пошаговое  проведение данного занятия, в ходе которого студенты полностью будут  ознакомлены с данной темой. Изложение  материала будет проходить строго по плану занятия, указанного выше. Для самостоятельной работы им будет  предложены рассмотрение основных понятий  по данной теме и перечень тем для  докладов.

 

Разработка семинарского занятия по теме: «Процесс образования  и классификация социальных групп».

Семинар (от лат. seminarium —  рассадник, переносное — школа), один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам  учебных исследований под руководством преподавателей.

Перед началом семинарского занятия, студенты будут ознакомлены  с целью и задачами проведения данного занятия. После чего им будет  дано время для повторения.

Тема семинарского занятия: «Процесс образования и классификация социальных групп».

Время проведения: 4 часа

Цель: Более подробно понять суть темы, рассмотреть и остановиться на основных проблемах социальной группы.

Задача: Закрепление и  углубление знаний, полученных студентами во время лекции и самостоятельной  работы.

Занятие будет проходить  с помощью таких, приёмов работы как: Семинар-дискуссия (90 минут), опрос основных понятий по теме «Процесс образования и классификация социальных групп» (30 минут), заслушивание докладов по теме «Процесс образования и классификация социальных групп»(90 минут), контрольное тестирование по теме «Процесс образования и классификация социальных групп». (30 минут).

Вначале семинарского занятия, аудитория будет опрошена по теме «Процесс образования и классификация социальных групп» (Перечень вопросов для семинара См. Приложение А), помимо основных вопросов по лекции, будут заданы дополнительные вопросы для дискуссии.

Информация о работе Характеристика социальных групп в дисциплине «Социология»