Эффективность государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 08:12, реферат

Описание работы

Целью данного научного исследования является поиск и обо-значение ресурсов, которые могли бы быть использованы в повыш-нии эффективности государственного управления, и рассмотрение механизмов, способствующих этому, учитывая специфику нашего государства.
Для достижения данной цели мною были поставлены следу-ющие задачи:
1.Определить само понятие “управление”.
2.Рассмотреть специфику государственного управления.
3.Выявить составляющие эффективности государственного управления.
4.Дать характеристику процесса формирования и факторам, исконно влияющим на государственное управление в Российской Федерации.
5.Обозначить пути повышения эффективности государ-ственного управления в Российской Федерации.

Содержание

Введение _________________________________ 3 - 6


Глава 1. " Общетеоретические проблемы эффективности государственного управления." 7 -34_________


1.Управление, как социальное явление ________________7 - 12
2.Специфика государственного управления __________ 13 - 15
3.Цели, функции и принципы государственного
управления_______________________________ 16 - 25

1.4 Особенности государственного управления в

Российской Федерации_________________________ 26 - 34


Глава 2. " Механизмы повышения эффективности государственного управления." _______35 - 70______


2.1 Социально-политический аспект эффективности _____35 - 38

2. Эффективность, как способ антикризисного
существования и развития ______________________ 39 - 44

2.3 Субъективный фактор повышения эффективности

государственного управления. _____________________45 - 57

2.4 Информационный аспект повышения эффективности _ 58 - 65

2.5 Региональный аспект повышения эффективности _____66 - 70


Заключение ___________________________ 71 - 76


Библиография _________________________ 77 - 80

Работа содержит 1 файл

эффективность гос управления.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

          Безусловен тот факт, что информационные системы, информа-ционные технологии могут привести к повышению произво-дительности государственного управления. Однако, технология - это не сам успех, необходимо компетентное, энергичное, ответственное руководство. Важно оценить варианты предполагаемого использования информационной технологии с точки зрения органи-зационной системы в целом.(2 с. 810) В свою очередь, ответ-ственность и эффективность управления находятся в тесной связи и взаимозависимости. Ответственность - это субъектная состав-ляющая эффективности управленческой деятельности. Фиксируя эту взаимозависимость, можно дать следующее ее определение: ответственность - это нацеленность и способность субъекта к эффективному (результативному) выполнению обязанностей и достижению целей его деятельности в соответствии с разделяемыми им общественными ценностями.

  

    2.5 Региональный аспект повышения эффек-тивности государственного управления. 

        П.А. Столыпин, выступая 8 июня 1906 г. в Государственной Думе, говорил: "Власть не может считаться целью. Власть - это средство для охранения жизни, спокойствия и порядка. Поэтому, осуждая всемерно произвол и самовластие, нельзя не считать опасным безвластие правительства. Не нужно забывать, что бездействие власти ведет к анархии, что правительство не есть ап-парат бессилия и искательства" (56) 

      Перед определением механизмов  повышения эффективности государственного  управления следует еще раз  определить критерии эффективности  - это способность государственных  структур на различном уровне  успешно решать экономические, социальные, финансовые, организационные и другие задачи, достигать поста-вленных целей, согласовывать и координировать экономические и политические интересы различных групп населения, действуя при этом в строго определенном правовом пространстве.

     

      Для  России, как для федеративного  государства существует вполне  оправданная модель развития, заключающаяся  в следующем: в переходный период, в реформируемом обществе особенно  нужна сильная центральная власть, располагающая надежными рычагами управления. Тем не менее, нельзя не давать себе отчет в том, что жизнедеятельность данной стадии должна быть ограничена и на смену ей должны прийти сбалансированные механизмы в модель: Мощный федеральный "центр" с его властными полномочиями и финансовыми ресурсами должен взаимодействовать с сильными регионами, способными эффективно решать самостоятельно или совместно с "центром" основные вопросы, связанные с жизне-деятельностью людей. Придерживаясь такой точки зрения возникает вопрос о распределении полномочий в рамках этой модели. Здесь можно выделить 3 уровня взаимоотношений "центра" и регионов (8 с.131)  :

  • Экономические и социальные проблемы находятся в веде-нии регионов.
  • Выделяется круг проблем для совместного решения.
  • Собственно вопросы государственной важности ( оборона, внешняя политика и.т.д ) находятся в ведении федерального "центра".
 

 В  контексте мировой теории управления  все чаще проявляется тен-денция  к делегированию полномочий при  общем контроле, что представляет  собой весьма здравое  зерно и является способом разгрузки "центра" от региональных проблем, тем самым сконцен-трировавшись на проблемах стратегического значения.    

        Делегировать полномочия можно  по следующей схеме, то есть  все, что касается работы с  регионом должно быть распланировано следующим образом:

  • Приоритетность, то есть все проекты должны быть поделены на три категории:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             а.. Важнейшие.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  б.  Насущные.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   в.   Второстепенные.
  • Структура решения вопросов.
  • Промежуточные " летучки " (коррекция позиций).
  • Точная дата решения вопросов.
  • Личная ответственность в проекте.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

" Раб  нерадив. Не принудь господин повелением строгим к делу его - он сам не возьмется с охотой" - эта античная цитата четко отражает человеческую природу и природу управленческого воздействия. Действуя в соответствии с этой схемой, можно предположить, что взаимоотношения "центра" и регионов перейдут на качественно новый уровень, когда будет определена ответственность, рамки выполнения задач и круг ведения задачами с каждой стороны.Тогда взаимные обвинения должны перейти уже в правовое поле, которое будет регламентировать данные взаимоотношения и споры, возника-ющие в их ходе.

         Правильно делегируя полномочия, можно создать безупречный механизм, который будет поражать своей  эффективностью.

         Тем не менее, нельзя говорить  о универсальности данной схе-мы  ведь между регионами существуют различия и нужно разрабо-тать таких схем с определенными нюансами пропорционально коли-честву регионов. Но основной мыслью в данном контексте является то, что одним из  направлений повышения эффективности госу-дарственной власти в целом может стать укрепление ее региональ-ной составляющей.

   В столь непростой ситуации  представляется лишь один выход  из данной ситуации - укрепление  экономической и финансовой основы  регионов. Это действенный путь повышения эффективности региональной власти, которая получает возможность формировать нормальный бюджет и внебюджетные фонды и тем самым решать стоящие перед ней вопросы,  не выпрашивая деньги у Федерального "центра". Такие подходы могут быть реализованы на практике  применительно к депрессивным регионам. Им важно дать помощь на старте, предоставить на целевой основе капитал для запуска экономики , оживления производства. Но для этого нужны хорошо проработанные программы с четко поставленными целями и зада-чами. С этой целью возможно придется даже структурно пере-группировать финансовые ресурсы из федерального финансового фонда поддержки регионов. Их целесообразно разделить на две со-

ставляющие: фонд текущей поддержки (дотации  через систему трансфертов) и  фонд развития. Сегодня дотации, идущие на удовлетворение сиюминутных потребностей регионов, доминируют. Но они кардинально не решают проблему. К тому же нередки случаи, когда эти средства используются не по назначению. Во вся-ком случае, в нашей печати постоянно сообщается о том, что деньги «не дошли» до регионов, где-то «затерялись» и многочисленные контролирующие органы начинают их искать.

      Нужно предоставлять регионам  не безвозвратные дотаций, а  предоставлять кредиты под конкретные  проекты.. Для этого есть условия.  Регионы располагают природными  ресурсами, многие имеют развитую добывающую и перерабатывающую промышленность, владеют собственностью, имеют акции. Это означает, что кредиты есть чем материально обеспечивать. Такой порядок повысит ответственность регионов за более рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов, заинтересует их самостоятельно зарабатывать деньги, а не ждать дотаций из федерального бюджета.

    Еще один ресурс, пожалуй наиболее эффективный, если его реализовать. Превратить часть  доходов населения в инвестиции. Ведь население сегодня каждый месяц покупает валюты на сумму в несколько миллиардов долларов. На эти цели расходуется примерно четверть всех доходов. То есть деньги либо не работают, либо находятся в спекулятивном секторе экономики.

Успешное  экономическое и социальное развитие регионов - это центральный аспект повышения эффективности государственного управления. Именно на этой почве региональные структуры власти обретут уверенность, устойчивость и необходимую динамику. А это главные составляющие эффективности государственного управле-ния.  

Выводы  ко второй главе: 

        Механизмами повышения эффективности государственного управления являются:

    1. Умеренная децентрализация.
    2. Улучшение использования информационной составля-ющей государственного управления
    3. Улучшение качества государственных услуг и механизма их распределения.
    4. Необходимость включения масс в активную жизнедея-тельность.
    5. Реформирование государственной службы и развитие

                  человеческих ресурсов.

 

  Заключение. 

          Перестройка государственного управления требует прежде всего восстановления отношений доверия, взаимопонимания, искренности и честности между государством и гражданами, между государственными органами и всеми общественными структурами. Необходимо достигнуть  разумного соответствия между го-сударственно-правовым регулированием и естественностью жизни , ее опытом и традициями, устойчивостью и  адаптивностью, многослойностью и самоуправляемостью. Речь идет о широкой социализации государственного управления, в процессе и результате которой оно сблизится, сольется с обществом, станет  общественно актуальным компонентом его свободной, демократической  и эффективной организации и функционирования. Представляется, что государственное управление не может  быть просто изжито, отброшено народом,  а должно быть трансформировано в него, стать его составной частью и занять то место, которое  объективно обусловлено современным уровнем общественного развития и его собственными организующе-регулирующими возможностями.

Исходя  из анализа научной литературы, исторической практики и тенденций социального прогресса (в рамках и социализма, и капитализма, и смешанных форм), просматривается несколько направлений движения к данной цели.

      1.  Особая роль принадлежит,  разумеется, широким, открытым, полнокровным и активным прямым и обратным связям между всеми компонентами субъекта государственного управления, их решениями и действиями с одной стороны, и различными единичными и массовыми проявлениями жизни людей – с другой.

      2.  Государство только в том  случае может считаться адекватной формой выражения интересов гражданского общества, если оно посредством системы своих органов, служащих аппарата и участников управленческих процессов, во-первых, воспринимает всю совокупность всенародных, коллективных  и  личных, общих и специфических, долгосрочных и кратковременных, исторических и конкретных интересов населения страны; во-вторых, объективно, справедливо и оперативно оценивает актуальность и приоритетность интересов и представляет их в своих правовых велениях  и организационных действиях, равнозначно относится ко всем субъектам интересов; в-третьих, способствует своими ресурсами, возможностями, силой практической реализации интересов, реально обеспечивает удовлетворение запросов людей.

       3.  При анализе взаимосвязей государства и общества следует также учитывать, что социально-классовая и национальная структура общества находится в динамике, в стране идут активные миграционные процессы, меняются половозрастной состав населения и демографическая ситуация, а значит все время преобразовываются  потребности и  интересы людей, установки и мотивы их поступков и действий. Тем самым, равновесие отношений между государством и обществом не может быть устойчивым, раз заданным: оно будет постоянно нарушаться и должно  столь же постоянно восстанавливаться. Должный уровень социальности государственного  управления немыслим без сильно развитых в его системе механизмов познания общественной среды, адаптации и самосовершенствования.

       4. Высокие требования выдвигает  общество перед государ-ственным  управлением с точки зрения  уровня его  демократичности.  Причем, в самом понимании демократичности  вырисовываются два аспекта. Первый  определяет демократичность массовостью  и действенностью участия населения в выработке, принятии и реализации государственно-управленческих решений. Второй связывает  управление с государственной властью, что обеспечивает  и гарантирует практическую реализацию государственно-управленческих решений. Управление без опоры на власть , без ее введения в управленческие процессы, является  мнимым, призрачным, создает нередко видимость деятельности. Оба аспекта взаимозависимы и в общественном движении представляют ценность  тогда, когда выступают в единстве.

Информация о работе Эффективность государственного управления