Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:40, реферат
Принято считать, что экономическая социология возникла в России в 80-е гг. ХХ в. Иногда даже утверждали, что эта новая наука у нас и была создана. На самом деле экономическая социология имеет длительную историю своего формирования и развития, причем как на Западе, так и в России. Мы бы даже утверждали, что с самого начала социологической науки развивается и ее ветвь экономическая социология. Если вспомнить Конта, то его позитивная социология была создана как нечто противополагающееся не только философии, но и политической экономии, именно Конт и заявил о претензиях социологии на изучение хозяйства, при этом обвинив экономистов в схоластике и метафизике. Конт признавал только одну науку, способную изучать экономику, социологию.
РОССИЙСКИЙ
ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
ИМЕНИ Д.
И. МЕНДЕЛЕЕВА
Доклад на тему:
«Экономическая
социология: объект и предмет исследования»
Алибаев
Н.Ф.
Принял
преподаватель: Семенова Т.Н.
Москва-2011 г.
Принято считать, что экономическая социология возникла в России в 80-е гг. ХХ в. Иногда даже утверждали, что эта новая наука у нас и была создана. На самом деле экономическая социология имеет длительную историю своего формирования и развития, причем как на Западе, так и в России. Мы бы даже утверждали, что с самого начала социологической науки развивается и ее ветвь экономическая социология. Если вспомнить Конта, то его позитивная социология была создана как нечто противополагающееся не только философии, но и политической экономии, именно Конт и заявил о претензиях социологии на изучение хозяйства, при этом обвинив экономистов в схоластике и метафизике. Конт признавал только одну науку, способную изучать экономику, социологию.
Эта идея была продолжена во французской социологической школе, и уже в 90-х гг. Дюркгейм, продолжая критиковать экономистов за их внушающую уныние картину экономического человека и общества, выступил с идеей создания экономической социологии как отрасли обществознания. В Германии социальная концепция хозяйства разрабатывалась еще раньше представителями немецкой исторической школы политической экономии В. Рошером, Г. Шмоллером, Л. Брентано, поэтому социология хозяйства Вебера и Зомбарта, представленная в начале ХХ в воспринималась, как само собой разумеющееся экономическая социология здесь формировалась не как противопоставление экономической науке, а как область, интегрирующая экономику, историю и социологию. Россия также не стояла в стороне от этого мирового процесса становления экономической социологии. Так, уже в 1904 г. в Москве выходит перевод первой монографии по экономической социологии Г. де Греефа "Социальная экономия" в русском изложении ("La sociologie economique") . К идеям де Греефа присоединяется М. М. Ковалевский, который сотрудничал с ним в Новом брюссельском университете. Он пишет: "... Хозяйственные явления, изучаемые политической экономией, получают надлежащее освещение только от социологии". Активно разрабатывал он в своей фундаментальной трехтомной работе "Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства" идею об обусловленности экономического развития социальными факторами, главным образом - ростом населения. Хотя Ковалевский нигде не подчеркивал этого, но по своей природе эта идея носит экономико-социологический характер. В начале века уже в учебных материалах встречается упоминание об экономической социологии, в учебнике социологии 1917 г. московского профессора В. М. Хвостова выделяется специальный раздел "Экономическая социология", куда он относит школу Маркса и Ле Плэ. Наконец, даже историки отечественной социологии (в частности Н. И. Кареев) уже тогда говорили о наших "социолого-экономистах".
В 1980-е гг. отечественная экономическая социология вступает в этап своей институционализации. Тогда впервые ясно было заявлено, что такая отрасль социологического знания необходима, и были даны первые представления о ее предмете. В 1984 г. в Новосибирске Т. И. Заславская и Р. В. Рывкина выступили с программной статьей "О предмете экономической социологии". Конечно, тогда экономическая социология еще ни в коей мере не претендовала на противопоставление себя экономической науке, речь шла очень осторожно о прикладной социологии хозяйства, которая дополняла бы экономическую теорию. В то же время в Новосибирском университете стал читаться курс экономической социологии, и далее была образована кафедра экономической социологии. Все это свидетельствовало о том, что экономическая социология приобретает статус научной и учебной дисциплины.
В
1990-е гг. наступает, можно сказать,
настоящий триумф экономической
социологии в России - вряд ли какая-либо
отрасль социологии развивалась
более успешно в то время. В
геометрической прогрессии растет число
публикаций, многие журналы, социологические
и экономические, выделяют специальные
разделы по экономической социологии.
Экономическая социология становится
полноправной отраслью социологии, кроме
того, теперь с ней считаются и экономисты,
проводятся конференции и семинары. О
признании экономической социологии официальной
наукой свидетельствует и тот факт, что
во многих университетах создаются профильные
кафедры и отделения экономической социологии,
а в институтах академии наук соответствующие
отделы. В 1990-е гг. экономическая социология
выходит на уровень не только статей и
сборников, но появляются и крупные монографии.
В 1991 г. выходит работа Т. И. Заславской
и Р. В. Рывкиной "Социология экономической
жизни: очерки теории", в 1995 г. монография
Г. Н. Соколовой "Экономическая социология"
(2-е, доп. изд. в 1998 г.) . В 1998 г. Р. В. Рывкина
издает работу "Экономическая социология
переходной России: люди и реформы".
Но в 1990-е годы звучат и новые имена: В.
В. Радаев после большой серии статей по
экономической социологии в 1997 г. публикует
в Москве монографию "Экономическая
социология: курс лекций" (на наш взгляд
именно эта работа является лучшей в своем
классе) , в том же году А. В. Дорин издает
в Минске книгу "Экономическая социология"
(на русском языке) , в 1998 г. В. И. Верховин
(МГУ) публикует монографию "Экономическая
социология". Кроме того, в 1990-е выходит
и целый ряд методических пособий по экономической
социологии для студентов.
Как
определить предмет
экономической социологии?
- Это самостоятельная
область исследований, которая использует
богатый арсенал социологических подходов
и внимательно относится к тому, что происходит
в экономической теории.
- Это дисциплина, изучающая всю совокупность
социально-экономических процессов, касаются
ли они рынков или государства, домохозяйств
или отдельных людей.
- Это направление, использующее самые
разные методы сбора и анализа данных,
включая методы социологических опросов.
И самое главное, это особый подход, опирающийся
на специфические представления о действии
человека, развитии хозяйства и общества.
- Экономическая социология сторонится
модели человека, предложенного традиционной
экономической теорией. "Экономический
человек" слишком эгоистичен и изолирован
от других людей, непомерно рационален
и информирован. Он действует как автомат,
подчиненный логике экономического интереса.
В то время как экономическая социология
не превращает человека в социологический
автомат, столь же бездумно подчиняющийся
предписанным нормам. Человек в экономической
социологии способен становиться актором
и поступать вопреки обстоятельствам,
переключаться с одной логики действия
на другую, проявляя одновременно волю
и гибкость. Это человек, способный на
стратегию - последовательные и рефлексивные
действия, пристраивание собственного
будущего. При этом "наш" человек
не висит в безвоздушном пространстве.
Он включен в сплетение формальных и неформальных
сетей, входит в качестве начальника или
подчиненного в разные организации, действует
в составе социальных групп, принадлежит
к локальным и национальным общностям.
Стоит ли говорить, что с такими взглядами
экономическая социология обречена на
успех.
Попробуем теперь дать исходную формулировку предмета экономической социологии. Мы определяем его в духе М. Вебера: экономическая социология изучает экономическое действие как форму социального действия. «Экономическое действие» представляет собой осуществление контроля над ограниченными ресурсами ненасильственными методами в целях удовлетворения своих потребностей. А «социальное действие» — это форма деятельности, которая, во-первых, содержит в себе внутреннее субъективное смысловое единство; во-вторых, по этому смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на эти действия. Иными словами, с социальным действием мы имеем дело тогда (и только тогда), когда оно внутренне мотивировано, а его субъект
ожидает от других людей определенной ответной реакции. Социальное действие в
данной трактовке выступает основанием и одновременно внутренним элементом
экономического действия.
Раскрытие предмета экономической социологии через веберовские категории
экономического и социального действия определяет этот предмет с позиций
методологического индивидуализма. И важно сразу же оговориться, что последний резко
отличается от методологического индивидуализма, принятого в экономической теории.
Индивидуализм homo economicus непосредственно сопряжен с его автономностью, с
относительной независимостью принимаемых решений и установлением опосредованной
социальной связи – преимущественно через соотнесение результатов действия.
Социологический индивидуализм – явление другого методологического порядка.
Индивид
рассматривается здесь в
в разнородные социальные структуры. Общество в данном случае не просто витает как
абстрактная предпосылка, но зримо присутствует в ткани индивидуального действия.
Всякий социологический индивидуализм, таким образом, в сильной степени относителен. И веберовский подход правомерно называть индивидуализмом в противовес, скажем, холизму Э. Дюркгейма. На фоне же учений экономистов-неоклассиков такое определение оказывается очень условным.
В новой экономической социологии специфика экономсоциологического подхода
определяется тремя связанными положениями.
1. Экономическое
действие есть форма
2. Экономическое
действие укоренено в
3. Хозяйственные институты являются социальными конструкциями.
О первом положении мы уже говорили. Оно означает, во-первых, что экономическую социологию интересует не только наблюдаемое поведение, но и субъективная позиция хозяйственного агента – его мотивы, определения ситуации, вырабатываемые людьми концепции контроля [conceptions of control] – совокупность значений и смыслов, позволяющих интерпретировать происходящее и объяснять свои собственные поступки. А во-вторых, это значит, что мотивы хозяйственного агента выходят за пределы сугубо экономических целей. И принципиальными источниками хозяйственной мотивации, наряду с экономическим интересом, выступают социальные нормы и принуждение.
Подобное понимание означает включение экономического действия в социальные
контексты и признание его социальной укорененности (встроенности) [embeddedness of
economic action]. Экономическое действие предполагает существование отношений –
повторяющихся и предсказуемых связей между хозяйственными агентами, среди
которых важную роль играют культурные и властные отношения. Далее, люди вступают в
эти отношения не с чистого листа, им предпосланы институциональные устройства
[institutional arrangements] в виде общезначимых норм и правил, регулирующих
хозяйственные взаимодействия. И любой рыночный контракт предусматривает наличие
таких правил, реализующих властные зависимости и несущих на себе следы культурных
контекстов. Кроме этого, действия хозяйственных агентов во многом определяются
существованием различных социальных структур. К их основным типам относятся:
• сети межиндивидуального взаимодействия;
• организационные структуры;
• социальные группы;
• локальные и национальные сообщества.
Таким образом, экономическое действие институционально оформлено и осуществляется
в рамках институциональных ограничений, а способы действия являются продуктом
функционирования социальных структур, а не предпочтений изолированного индивида. При этом степень и способы укорененности экономических действий в разных сообществах могут быть принципиально различны, они определяются сложными
констелляциями факторов экономического, технологического, политического и культурного свойства.
Наконец, хозяйственные институты рассматриваются как социальные конструкции.
Институты и структуры не только выступают как нечто предзаданное действиям человека,
ограничивающее и стимулирующее эти действия. Они сами выступают как конфигурации систем действия, конструируются акторами, способными к мобилизации ресурсов и
Информация о работе Экономическая социология: объект и предмет исследования