Эссе по обществознанию

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 17:43, сочинение

Описание работы

10 эссе по обществознанию.

Работа содержит 1 файл

10 примеров сочинений.docx

— 32.60 Кб (Скачать)

«Человек  немыслим вне общества» (Л.Н. Толстой) 

Лев Николаевич Толстой – великий русский  писатель второй половины XIX – начала XX вв. Его творчество поражает читателя глубочайшими философскими смыслами.

   «Человек  немыслим вне общества» - как  это понять? Чтобы грамотно сформулировать  ответ необходимо, прежде всего,  дать определение понятиям «общество»  и «человек». 

   Человек  - существо биосоциальное, обладающее мышлением, членораздельной речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда, воплощающее в себе высокие моральные и интеллектуальные свойства. Само определение подсказывает нам, что человек прочно связан с обществом, которое содействует и помогает ему стать личностью и отстоять свою индивидуальность.

   Общество  – обособившаяся от природы  часть материального мира, но  тесно связанная с ней, состоящая  из индивидуумов (людей), обладающих  волей и сознанием и включающая  в себя способы взаимодействия  людей и формы их объединения.  Здесь осуществляется социализация, т.е. процесс усвоения человеком  определённой системы знаний, норм  и ценностей, позволяющих ему  функционировать в качестве полноправного  члена общества. Ребенок с момента  рождения попадает не только  в природную, но и в социальную  среду, которая готовит его  к дальнейшей самостоятельной  жизни, начиная со становления  самых элементарных функций: питание,  передвижение и т.д. 

   Общество  содержит в себе смысл, разум  и волю. Оно легитимно, в нем  концентрируется сущность человеческого  бытия: все, что отличает человека  от чисто природного существа  и обнаруживает его разумную  и духовную природу. Оно формирует  человеческую личность: устойчивую  систему социально значимых характеристик  человека как члена общества.

   Министр  иностранных дел РФ Сергей  Лавров – выдающаяся личность. Его отличает высокий ум, компетентность, воспитанность. Именно общество  социализировало его, позволило  ему раскрыть свой духовный  и нравственный потенциал. Оно  предоставило ему свои «интеллектуально-нравственные»  дары – все лучшие ценности, которое накопило. Он получил  блестящее образование (МГИМО), стал  принимать участие в политической  жизни России. Я считаю, что именно  такие люди должны стоять на  столь высших государственных  постах.

   Вне общества  нет смысла, и каждый член общества  получает возможность взаимодействовать  со смыслами только в социальном  пространстве. Чисто индивидуальный  смысл, оторванный от общественных  установок, не может существовать, и будет полной бессмыслицей. Даже высшие истины религии  тесно связаны с обществом.  В «Евангелии» Христос говорит:  «… Где двое или трое собраны  во имя Моё, там Я посреди  их». 

   Природой  заложено так, чтобы человек  взаимодействовал с себе подобными. Человек с момента своего появления не может существовать вне общественных связей и отношений. Главное значение общества состоит в том, что в его рамках выживание человеческого рода, жизнедеятельность людей обеспечены более надежно и более эффективно, чем при изолированном существовании каждого человека. Более высокая гарантированность жизнеобеспечения заставила наших предков вести совместную жизнь. В эпоху традиционного общества люди сообща занимались земледелием, собирательством, скотоводством. Затем к этой деятельности добавились ремесла, человек стал заниматься творчеством и таким образом происходит совершенствование общества вплоть до современности…

   Среди  духовных испытаний для совершенствования  по системе «дзен» в Японии  существует процедура «моритао» - помещение человека на неделю и более в пещеру и строгий запрет разговаривать там даже с самим собой. По свидетельству лиц, прошедших это испытание, жажда общения к концу изоляции становилась просто невыносимой, и дальнейшая встреча с любым человеком, беседа на любую тему доставляла отшельнику острейшую радость. Отсюда вывод, что влечение человека к установлению контакта с другими людьми есть социальная потребность.

   В настоящее  время люди не пренебрегают  коммуникацией. В эпоху информационно-компьютерных  технологий человек все больше  погружается в коммуникативную  среду, черпает из нее важную  и значимую для себя информацию, которая делает его умнее, начитаннее, помогает реализовать себя в  жизнедеятельности, применять полученные  знания на благо и развитие  общества. Коммуникация – это  и есть основа общества, когда  люди понимают друг друга, сотрудничают  и реализуют разные проекты.  Наше общество развивается. С  ним должен развиваться и человек.  Я полностью согласен с высказыванием  Льва Николаевича Толстого, что  «человек немыслим вне общества». 

 

«Имею право или  обязан?» 

   Конституция  РФ предусматривает как соблюдение  прав, так и соблюдение обязанностей  всех людей, находящихся на  территории РФ. Но что же всё-таки первично: права или обязанности?

   Возьмём  Конституцию. Статья 30 гласит: «Каждый  имеет право на объединение,  включая право создавать профессиональные  союзы для защиты своих интересов». В этом пункте говорится только  о правах, но дальше следует  пояснение: «Свобода деятельности  общественных объединений гарантируется». Раз «гарантируется», значит, кто-то  обязан обеспечить соблюдение  этого права. Так можно разобрать  любую статью, любой закон, и  права одного всегда будут  обязанностями другого. 

   Можно  вспомнить, что ни в одной  Утопии не было слоя общества  начисто лишённого обязанностей. При коммунизме люди пытались  построить общество равных возможностей, равных прав, но ни в коем случае не лишить, ради благоденствия это общество обязанностей.  

   Таким  образом, обязанности присутствуют  всегда, а вот права нет. Практически  бесправными были рабы в Риме  и шудры в Индии. Государство  видело в них лишь рабочую  силу.

   Права  надо заслужить. Именно труд, как  сказал Ф. Энгельс, вывел обезьяну  в люди. И, проходя по спиралям  эволюционного процесса, человек  приобретает всё новые обязанности,  выполнять которые всё трудней  и трудней. Но, вместе с тем,  и новые права. 

   Я считаю, что обязанности стоят выше  прав ( и этот вопрос НЕ аналогичен вопросу «Что было раньше - яйцо или курица?» ). И, только выполняя свои обязанности по отношению к другим, я имею право требовать от других соблюдения моих прав. 

 

«Создает  человека природа, но развивает и образует его общество»  (В.Г. Белинский). 

Человек - это существо биологическое и  социальное. Всю свою жизнь он проходит процесс социализации- приобщению к  традиционным ценностям, устоям окружающего  мира. Этот процесс ограничен двумя  полюсами: рождением и смертью. С  раннего детства человека окружают первичные агенты социализации: семья, детский сад, школа. Формирование характера  и мировоззрений - вот главные  задачи первичных агентов. Вторичные  агенты социализации, такие как вузы, профессиональные учреждения, рабочее  место, формируют картину огромного  окружающего мира и места человека в нем. Благодаря агентам социализации человек становится личностью, проявляет  свои индивидуальные особенности и  способности во взаимодействии с  людьми. Человек может определить кто он, сравнивая себя с другими  людьми, прислушиваясь к мнению других. По теории Маслоу существует пирамида человеческих потребностей. Фундаментом пирамиды является биологические потребности (жажда, голод, сон, продолжение рода); в середине пирамиды находятся социальные потребности (труд, самореализация); и самыми верхними являются духовные потребности (познание, мировоззрение). Все потребности тесно связаны между собой. Человек не может жить без еды, воды, и воздуха, потом же он не может жить без общения с другими людьми. Истории известны факты о том, что без общения с людьми человек сходит с ума, а не развивая свои интеллектуальные способности, он перестает быть личностью и живет на природном уровне, удовлетворяя биологические потребности.

   Таким образом, фундаментальной  основой человека является его  биологическая сущность, а стержневой  основой — социальная. Я полностью  согласна с мнением известного  литератора В.Г.Белинского о том,  что «создает человека природа,  но развивает и образует его  общество». 

 

«Революция  – это переход  от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью»  (Роберт Оуэн) 

  Революцию  часто называют общественным  взрывом, именно поэтому, на  мой взгляд, революция не решает  полностью тех проблем, которые  возникли в жизни. 

   В историческом  прошлом России самой значительной  была революция в октябре 1917 года. Наиболее важным её результатом  стало начало строительства коммунизма, что означало радикальное изменение  жизни всей страны. И если это  – та самая правда, справедливость  и честность, о которой говорит  Оуэн, то почему сейчас Россия  всеми силами пытается приобщиться  к западной модели развития  и делает всё, чтобы стать  капиталистической страной в  полном смысле этого слова?  И это при том, что в советское  время Россия многого добилась: стала сверхдержавой, первой осуществила  полет человека в космос, победила  во Второй мировой войне. Получается, что революция не привела нашу страну к истине. Более того, к концу 1991 года Россия оказалась на грани экономической катастрофы и голода.

   Нужно  ли говорить о социальных революциях, если даже в ходе научно-технической  революции в современном мире  возникает множество вопросов. Среди  них и экологические проблемы, и рост безработицы, и терроризм. 

   С одной  стороны, в ходе НТР совершенствуется  здравоохранение, спасаются от  смерти усилиями врачей самые  безнадёжные больные, а с другой  стороны, производится оружие  массового поражения, в том  числе, бактериологическое. Средства  массовой информации ежедневно  освещают миллионы событий, происходящих  во всех уголках планеты, информируя, образовывая людей, но в то же время СМИ выступают в качестве манипулятора человеческим сознанием, волей, разумом.

   Можно  привести еще множество примеров  революций, но вывод останется  однозначным: революция – это  многосторонний и противоречивый  процесс, в ходе которого решаемые  проблемы заменяются другими,  часто еще более сложными и  запутанными.

 

"Власть, лишенная авторитета, хуже, чем явное  безвластие" 

   В обществе, где правит власть, лишенная авторитета  у народа, правовое и демократическое  государство существует только  на бумаге. Как писал Оноре  де Бальзак: "Власть, над которой  глумятся, близка к гибели". И  в действительности, в таком государстве  обществом управляют лишь личные  интересы, стремление к неравенству,  нарушению чужих прав и закона, деспотизм. 

   В рамках  этой позиции необходимо раскрыть  проблемы устранения вседозволенности  и отношения народа к государственному  аппарату и его работе.

   Есть  у государства функции, которые  ни при каких условиях не  могут быть переданы не государственным  структурам. Это функции обеспечения  национальной безопасности и  государственного суверенитета (вооруженные  силы, пограничная стража, борьба  с преступностью и др.). И от  качества, результативности, а также  методов их исполнения, зависит  степень уважения народом государственной  власти и доверия к ней. 

   Одним  из главных показателей эффективности  работы государственного аппарата  является борьба с преступностью,  то есть борьба с вседозволенностью  и установлением в обществе  принципа справедливости. В цивилизованном  современном государстве самым  важным условием торжества справедливости  является неотвратимость наказания.  Ведь если за деяние предусмотрено  наказание, а нет системы, которая  исполняет и следит за его  исполнением, то люди будут  решать свои проблемы преступными,  а не правовыми методами. А  власть, при которой человек живет  в постоянном страхе за свою  жизнь и своих близких, никогда  не добьётся авторитета у народа. Ещё один главный фактор добросовестной  работы власти - воплощение в жизнь  принципа равенства граждан перед  законом и судом. Как писал  А.И. Герцен: "Массы хотят остановить  руку, нагло вырывающую у них  кусок хлеба, заработанный ими, - это их главная потребность.  К личной свободе, и независимости  слова они равнодушны; массы любят  авторитет, их ещё ослепляет  оскорбительный блеск власти, их  ещё оскорбляет человек, стоящий  независимо; они под равенством  массы понимают лишь равномерный  гнёт".

   Реализация  в человеческих отношениях равенства,  как и многих других социальных  ценностей, осуществляется через  право. Равенство - изначально  присущее праву - свойство с  историческим изменяющемся содержанием. Разным цивилизациям на разных этапах их исторического развития присущи свой круг отношений и участвующих в них субъектов, попадающих под действие правового равенства. В современном обществе необходимо, чтобы власть обеспечивала равенство в правах, перед законом и судом всех граждан, независимо от обстоятельств.

Информация о работе Эссе по обществознанию