Этнические стереотипы и мультикультурализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:07, реферат

Описание работы

Цель реферата раскрыть такие понятия, как национальные предрассудки, этнические стереотипы, стереотипизация и мультикультурализм. Описать их свойства, структуру, значимость и закономерности распространения в мировой общественности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………...3
Понятие и свойства этнических стереотипов………………………………..4
2. Национальные предрассудки. Виды этностереотипов………………….7
3. Мультикультурализм…………………………………………………………………………10
Варианты реакций на культурное многообразие…………………………12
5. Достоинства и недостатки мультикультурализма……………………...16
Выводы…………………………………………………………………………………………………19
Библиографический список……….……………………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

referat.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

9.     Прагматическая аргументация состоит в признании мультикультурализма как эффективного и прибыльного коммерческого и маркетингового средства.

Недостатки зачастую оказываются оборотной стороной достоинств. Оппоненты мультикультурализма  подчеркивают следующие «изъяны»:

1.     Основным считается «угроза» национальному единству и гражданской гармонии, возможность усиления межгруппового и межрасового недоверия, усложнение процесса ассимиляции;

2.     Ассоциируется с идеологией «политкорректности» (ее перегибами и преувеличениями) и практикой «квотирования» при приеме в вуз, поступлении на работу;

3.     «Возвышает» значение одних групп и «умалчивает» другие;

4.     Способствует легализации сексуальных меньшинств и «пропаганде» неподобающих сексуальных отношений; соответственно, его можно считать безнравственным и растляющим;

5.     Подвергая критике историю страны («старую Америку» или «устои России»), может подорвать и ее исторические достижения и успехи.

6.     Способствует институционализации культурных различий и этнизации( процесс усвоения индивидом духовных ценностей того этноса, к которому он принадлежит.  ) социальных отношений; угрожает либеральным ценностям, в частности приоритету прав индивида.[ 5 ]

   Дискурс мультикультурализма противоречив. К его достоинствам относят сохранение культурного плюрализма, признание и защиту многообразных меньшинств, отказ от ксенофобии, шовинизма, расовых предрассудков. Недостатки проявляются в этнизации социальных отношений, институционализации культурных различий, игнорировании либерального принципа приоритета прав индивида. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы. 

    Чаще  всего этнический стереотип возникает  из-за ограниченности межэтнического общения: черты, присущие единичным представителям другой этнической группы, распространяются на всю группу.

    Стереотипизация становится «плохой» в том случае, когда имеет своей основой  предвзятость, предубеждённость по отношению  к какому-либо этносу и его конкретным представителям, искажает какие-то особенности и черты людей и поэтому выступает серьёзным препятствием для взаимопонимания между представителями разных наций.

    На изменение стереотипов могут повлиять такие факторы, как: условия и особенности социализации человека; уровень образования и интеллектуального развития; личный опыт контактов и взаимодействия со стереотипизируемым объектом. Также огромное влияние на формирование и изменение стереотипов оказывают аффекты и эмоции.

    В наше время интерес к проблеме мультикультурализма, независимо от того, носит ли он теоретический  или эмпирический характер, связан с тем, что культурные различия в обществе, организованном в форме государства, не только не исчезают или сглаживаются, но, напротив, проявляют явные тенденции к нарастанию.

    Существуют  различные, порой диаметрально противоположные точки зрения на роль и перспективы мультикультурализма. Для одних мультикультурализм — это необходимое условие, фундамент мирного межкультурного сосуществования. По мнению других, чрезмерное увлечение идеями мультикультурализма может привести к потере самобытности культур. В понимании третьих, настроенных наиболее критично, мультикультурализм в современном мире представляет собой новый тип «модернизированного расизма».

    Актуальность  темы подчеркивается всей нынешней заинтересованностью  данными вопросами, как в отдельных  станах, так и во всем мире. Ситуации, возникающие вследствие необъективных оценок, суждений и предрассудков могут привести как к неприязни и непониманию, так и к более глобальным конфликтам.

    Библиографический список. 

            1. Головачева О.С. Мультикультурализм как модель поликультурного общества и его применимость в современной России. – Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. http://jurnal.org/articles/2008/art.php?art=polit69.htm (18.08.2008)

          2. Крысько В.Г. Этническая психология. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 320с.

           3.  Мамонова В.А. Мультикультурализм: разнообразие и множество. – Журнальный клуб Credo New «Интелрос» (№2. 2007). http://www.intelros.ru/2007/07/06/vamamonova_multikulturalizm_raznoobrazie_i_mnozhestvo.html

         4. Низамова Л.Р. Мурьтикультурализм. – Экономика Социология Менеджмент. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/127521.html

           5. Низамова Л.Р. Мультикультурализм в России: факторы отторжения и возможности применения. - Электронная библиотека Социологического факультета МГУ им. М.В. Ломаносова.

     http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---0kongress--00-0-0-0prompt-10---4------0-1l--1-ru-50---20-help---00031-001-1-0win

           6. Платонов Ю.П. Психология национального характера. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 240с.

           7.   Стефаненко Т.Г. Этнические стереотипы – функции и свойства. – «Пси-фаетор». http://psyfactor.org/lib/stereotype8.htm

          8.  Чандран Кукатас. Теоретические основы мультикультурализма. – «Институт Катона». http://www.cato.ru/pubs.php?idcat=343&parent_id=2  (08.05.2007) 
     
     
     
     
     
     


Информация о работе Этнические стереотипы и мультикультурализм