Этносоциология в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 17:11, реферат

Описание работы

Данная работа направлена на рассмотрение основных понятий этносоциологии в Российской Федерации с точки зрения социологии, в том числе проблеме миграции и ассимиляции народов.
Изучение данной темы кажется мне очень актуальным, так как предмет этносоциологии является изучением социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, а в стремительно развивающемся и увеличивающемся обществе эти аспекты требуют тщательного контроля и понимания.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Предмет этносоциологии: опыт концептуализации……………..4
Взаимозависимость развития этнических групп…………...…...11
Русские в Молдове: социально-демографические трансформации................................................................................14
Заключение………………………………………………………..….19
Список литературы……………………………………………..……20

Работа содержит 1 файл

Реферат по Социалогии.docx

— 46.77 Кб (Скачать)

Иерархия  этносоциальных синтезов выстраивается  по принципу оборачивания и снятия противоположностей, погружающего актуальное противоречие в основание системы. Например, генетическая клеточка российской цивилизации может усматриваться не только в славяно-тюркском, но и в предшествующем ему славяно-утрофиннском синтезе. Более внимательный анализ системогенеза российского социума, несомненно, дает возможность выделить иные генетически значимые частные этносоциальные синтезы: славяно-норманнский, греко-славянский и т. п. Выявление различных разновидностей этносоциальных синтезов, по-видимому, также можно рассматривать как способ спецификации этносоциальных процессов. При таком способе региональная локализация межэтнического сообщества предполагается известной, а внимание акцентируется на ведущих этносах, которые во взаимодействии, делают его динамику.

Европейский процесс является одним из этносоциальных подпроцессов в системе евразийского процесса, а последний — в системе глобального этносоциального процесса. Отдельные этносоциальные процессы и подпроцессы взаимосвязаны и могут быть адекватно поняты с учетом своего места в глобальной этносоциальной сети. Проиллюстрируем это на примере Ямальского процесса.

Ямальский процесс можно определить как процесс взаимосвязанного развит интерэтнического сообщества коренных малочисленных народов Ямало-Ненецкого автономного округа и - на этой основе - регионального межэтнического сообщества в целом. В исторически обозримой ретроспективе Ямальский процесс был инициирован появлением на территории региона самодийского населения и поглощением автохтонного оседлого населения охотников и морских зверобоев.

Этносоциальное противоречие между ненцами и ханты получило развитие в про взводных, вторичных внутрирегиональных и межрегиональных противоречиях. По. этому оно может быть использовано в качестве источника и движущей силы развития Ямальского процесса в целом. В настоящее время перспективной представляется возможность оказания содействия в развитии этносоциальной субъектности северных ханты, повышение уровня их организованности и сознательности. Подъем этносооциального статуса северных ханты станет импульсом для позитивной этносоциальной динамики ненцев и других этнических групп, входящих в состав Ямальского сообщества.

Исторически сложившиеся межэтнические отношения, рассматриваемые в процессе своего развития, могут стать объектом этносоциального прогнозирования и управленческого воздействия. Поскольку развитие межэтнических отношений во многих регионах обладает исторически сложившейся конкретной спецификой, можно говорить о локальном этносоциальном процессе как процессе развития относительно замкнутого регионального межэтнического сообщества, воспроизводящего и разрешающего на новых этапах развития базисные для него этносоциальные противоречия.

Маркировать эти устойчивые этносоциальные процессы удобнее всего по территории протекания. На наш взгляд, можно говорить об Алтайском процессе, направляемом в настоящее время Международным координационным советом "Наш общий дом - Алтай". В какой-то мере обоснованным может быть выделение Саянского и Байкальского процессов, других подобных процессов, в рамках которых на протяженна столетий развиваются и разрешаются характерные для регионов противоречия.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что в качестве предмета этносоциологии правомерно рассматривать развитие общества как этносоциальный процесс Этносоциальные процессы не тождественны этносоциальным изменениям. Пониматься они должны не как взаимосвязь социальных и этнических процессов, а как взаимодействия развивающихся этносоциальных общностей. Типология этносоциальных процессов, соответственно, должна осуществляться по генетически значимым для региональных межэтнических сообществ этносоциальным синтезам, а маркироваться они могут по территориям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РУССКИЕ В МОЛДОВЕ: СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ  ТРАНСФОРМАЦИИ

 

В 2010 г. исполнилось 20 лет с момента объявления Молдавией  о своем суверенитете. Местное русское население в одночасье оказалось отгороженным от России государственными границами, а в Республике Молдове (РМ) получило статус этнического меньшинства. Значительная часть русских покинула страну, оставшиеся попытались адаптироваться к новым условиям жизни.

До распада  СССР в течение многих десятилетий  положение русских в Молдавии было сравнительно благоприятным. Русские  составляли значительную часть столичных жителей, были широко представлены в ключевых сферах деятельности, в том числе в управлении, русский язык играл доминирующую роль. В постсоветский период Молдова вошла в число тех бывших союзных республик, где позиции русских изменились наиболее радикально, а падение их численности выглядело весьма значительным. В статье предпринята попытка показать некоторые кардинальные трансформации в положении русских, выяснить, что представляет собой нынешнее русское население этого нового государства, каковы шансы сохранения здесь русской диаспоры.

 

Динамика численности русского населения

 

Произошедшие  в 1990-е гг. изменения привели к  коренным демографическим переменам. По переписи населения РМ в 2004 г. число ее жителей составило 3 388 тыс. человек, что на 208 тыс. меньше, чем в 1989 г. (по сопоставимым территориям, без учета численности населения Приднестровской Молдавской Республики). Особенно уменьшилась численность (в 1,7 раза) русского населения. По данным 2004 г., русских насчитывалось немногим более двухсот тысяч, 57% от их числа в 1989 г. Столь заметное уменьшение было детерминировано их миграциями за пределы страны, этнотрансформационными процессами, когда часть русских, особенно в национально-смешанных семьях, поменяла свою этническую идентичность, а также процессами депопуляции. Уровень смертности русских, начиная с 1994 г., заметно превышал их рождаемость. В итоге, резкое снижение абсолютной численности русского населения привело к уменьшению их доли в населении страны - с 9,8% в 1989 г. до 5,9% в 2004 г. (см. Перепись населения..., 2006. С. 301, 326).

Произошла смена урбанизационной динамики с положительной на отрицательную. К 2004 г. соотношение городского и сельского населения в РМ было совсем иным, нежели накануне распада СССР. Доля горожан, которая в советской Молдавии неуклонно росла, понизилась с 47 до 39%, что отчасти было связано с отделением Приднестровья, включающего крупные города Тирасполь, Бендеры, Рыбница и др. Причем снижение доли городского населения по-разному затронуло этнические группы. Если в 1959 г. доля русских в составе городского населения была высокой (30,4%), то к 2004 г. Она снизилась до 12,7%. Среди селян русские в 1959 г. Составляли 4,4%, а в 2004 г. – 1,7%.

По данным этносоциологического исследования 2007 г. среди горожан 20% русских (и 18% молдаван) высказали желание уехать. Тех, кто не собирался никуда уезжать, среди русских - 56%. Видимо, на этот показатель значительно влияние оказывает возрастная структура русского населения с большим числом пожилых людей, для которых решение о миграции уже трудно осуществимо. Доля русс , не принявших определенного решения, - 24%; молдаван - 22%.

Направления возможной миграции русских и  молдаван существенно различаются и меняются во времени. Так, по данным исследования 2003 г. (N 600), почти 70% русских потенциальных мигрантов были ориентированы на Россию, 13% — на страны дальнего зарубежья. Большинство (46%) молдаван ориентировались на переезд в дальнее зарубежье; в Россию - 29%. В 2007 г. (Л/ 600) направленность потенциальных миграционных потоков несколько изменилась: у молдаван, при сохраняющейся доминирующей ориентации на страны дальнего зарубежья, заметно сократилось стремление к переезду в Россию. То же можно сказать и о русских: ориентированных на переезд в Россию стало меньше, а на дальнее зарубежье больше.

В наши дни  политическая и социально-экономическая  ситуация стремительно меняется, у людей расширяются границы выбора, и мигранты, не ориентированные на смену постоянного места жительства, зачастую ограничиваются временным выездом из страны. В 2007 г. в городах почти половина опрошенных русских (47%) хотела бы

уехать  из Молдавии на заработки или уже  работает за границей. Часть из них (26%) ориентирована на то, чтобы вернуться через какое-то время назад. А вот каждый 5-й

опрошенный хотел бы устроиться за границей на постоянное жительство. Направленность потенциальной миграции русского населения показала, что самой притягательной страной приложения труда у его представителей является Россия, куда хотел бы уехать каждый второй потенциальный мигрант из всех выразивших намерение отправиться на заработки.

Рассмотрим  еще один фактор, оказывающий влияние  на численность русских, межнациональные браки. В целом по республике доля национально-смешанных браков на протяжении последних сорока лет последовательно снижалась: с 32% в 1970 г. до 28% в 2009 г. Это снижение зависело, прежде всего, от уменьшения доли межнациональных браков у наиболее многочисленной нации республики - молдаван: с 15% в 1970 г. до 9% в 2009 г. Для русских, как и остальных национальностей (украинцев, болгар и пр.), характерна противоположная тенденция - увеличение доли межнациональных браков. Если в 1970 г. каждый второй заключаемый брак у русских был национально-смешанным, что являлось высоким показателем и свидетельствовало о прорыве эндогамии, то в 2009 г. у них уже каждые три брака из четырех были межэтническими. К началу XXI в. этническая картина браков в Молдове существенно изменилась. У титульного этноса республики, а также у гагаузов отчетливо проявилась тенденция к увеличению доли моноэтничных браков; у русских и остальных национальностей - к росту доли межэтнических браков. Общей тенденцией для всех национальностей было снижение доли браков, заключаемых с русскими.

Происходящие  радикальные изменения в динамике и структуре брачности у разных национальностей Молдовы детерминированы общим повышением моноэтничности населения республики, обусловленным целым рядом факторов, в числе которых снижение рождаемости, идущее более быстрыми темпами у русского, украинского и болгарского населения; безвозвратные миграции русского и другого славянского (украинцев, белорусов) населения, начавшиеся с конца 1980-х гг.; проводимая в республике этноориентированная политика с приоритетом прав титульной нации. Все это не могло не привести к определенному увеличению числа браков нетитульного населения республики с молдаванами, когда альтернативой миграции из страны выступает стратегия на ассимиляцию, если не для самих брачных партнеров, то их детей. Но эта усиливающаяся межэтническая брачность нетитульного населения с молдаванами, в силу сокращения численности молодежи нетитульных национальностей, относительно невелика и не мешает проявлению общей тенденции увеличения доли моноэтничных браков у молдаван.

Принимая  решение о национальности своего ребенка, родители исходят из многих обстоятельств, среди которых: "престижность" той или иной национальности; "выгода" от принадлежности к той или иной этнической группе в данных условиях и в данное время; желание, чтобы  ребенок продолжил этническую линию  родителя и др. Среди опрошенных в конце 1990-х гг. русских молодых  людей лишь около 4% выразили желание, чтобы дети были зарегистрированы как русские; только 17% хотели бы, чтобы их дети выросли людьми, знающими русский язык и культуру. В исследовании 2007 г. получены аналогичные результаты, соответственно - 8 и 12%. Конечно, это не означало, что остальные респонденты (их большинство) выступали за смену этнической принадлежности детей. Возможно, этнокультурный фактор в данном случае не имел особого значения.

Говоря  о "демографических рисках" для русских Молдовы, следует признать их высокими, а демографические перспективы русской диаспоры - неутешительными: практически двукратное сокращение численности русского населения за постсоветский период, резкое снижение и без того низкого уровня рождаемости, депопуляция, масштабные миграции из страны молодых трудоспособных людей, высокий уровень потенциальной миграции, существенное постарение русского населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изучив  вышеизложенные статьи, можно подвести итог, что одной из основных проблем  этносоциологии обуславливается низким уровнем разработки представлений о природе этноса и соотношении категорий "этнос" и "нация".

Проблема  выделения предметной области «пограничных», интегративных дисциплин, к числу  которых можно отнести этносоциологию, вызывает научные дискуссии. В частности, этносоциологию ряд ученых рассматривает не столько как специальную социологическую теорию, сколько как научную дисциплину, возникшую в рамках этнографии. Ее формирование объясняется необходимостью понять этнические процессы, «протекающие уже в качественно ином, индустриальном обществе», для чего и потребовалось использовать понятия и методы эмпирической социологии .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Попков Ю.В. Предмет этносоциологии: опыт концептуализации // Социологические исследования. №2, 2009. С. 93-99.

2. Тюгашев Е. А. Взаимозависимость развития этнических групп, составляющих региональное межэтническое сообщество// Социологические исследования. №2, 2009. С. 99-103.

3. Остапенко Л.В. Русские в Молдове: социально-демографические трансформации // Социологические исследования. №3, 2011. С. 61-66.

 


Информация о работе Этносоциология в России