Юность и проблемы самоопределения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:47, реферат

Описание работы

Развитие личности как процесс «социализации индивида» осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально – политических, экономических условиях региона, страны, национальных традициях того народа, представителем которого он является. Это макроситуации личностного развития. В то же время на каждой фазе жизненного пути складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение юноши к окружающей его социальной действительности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Юность и ее проблемы……………………….……………..…………………………………...4
Становление самоопределения в юности……………………...…………………………….....7
Заключение……………………………………………………………………….……………..11
Список литературы………………………………………………………………………..……12

Работа содержит 1 файл

юность.docx

— 39.82 Кб (Скачать)

Чтобы построить  жизненный план, в юности человек  должен ответить на следующие вопросы:

1. В каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха?

2. Что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто?

3. Какими средствами и в какие конкретные сроки могут быть реализованы поставленные цели?

Все эти вопросы  беспокоят каждого нормально  развивающегося молодого человека уже  к 15-16 годам. Чем успешнее развивается  личность молодого человека, тем в  большей степени решение поставленных вопросов опирается на формирующуюся  «внутреннюю позицию взрослого» и тем сильнее отличается от ответов  подростка.

Самоопределение в юности существенным образом связано  с развитием познавательных интересов  человека. Фактически формирование всех когнитивных функций человека - мышления, памяти, внимания, восприятия - заканчивается в подростковом возрасте. Однако на протяжении всей жизни человека продолжается совершенствование или, наоборот, деградация этих функций. Большое значение в формировании желания развивать когнитивную сферу играют познавательные интересы. В юности появляется острый интерес к человеку, его месту в мире, его отношениям к другому полу, сверстникам, взрослым. Развивается интерес к самопознанию, жизненным перспективам, интерес к философским проблемам мироздания, этическим нормам, моральным оценкам людей. В старших классах школы и в вузах возрастным интересам молодых людей, их стремлению к самопознанию, пониманию жизни и отношений между людьми отвечают, прежде всего, гуманитарные предметы. Социометрическими измерениями установлено, что  юноши с познавательной направленностью к точным наукам имеют, в среднем, меньший выбор среди сверстников, чем юноши с гуманитарной направленностью.

Перечисленные выше общие особенности личностного  развития в юношеском возрасте отражают оптимальный вариант развития, и, разумеется, не выполняются с неизбежностью законов природы. Внутренние интенции, сила и напряженность поиска истины и нравственного идеала  определяют систему ценностей личности. От чего  зависит сила внутреннего «драйва», а также его направленность вертикальная или горизонтальная? Что предлагает социальная среда в качестве стимулов при выборе сфер, целей и средств   социальной активности? И как из многочисленных внешних воздействий отбираются и актуализируются в качестве факторов развития немногие? Могут ли определенные социальные институты целенаправленно повлиять на этот выбор? И в конечном итоге, каков он, идеальный человек завтрашнего дня, матрица современного юношества?    
 
 

Самооценка в  юности еще не является полностью  автономной и отчасти зависит  от окружающих людей.

Девушки оценивают  своих сверстниц независимо от уровня самооценки. У юношей выявлена взаимосвязь  между самооценкой и оценкой  сверстников своего пола как "положительного другого", так и "отрицательного другого": чем выше юноша оценивает  себя, тем доброжелательнее он относится  к сверстникам, т.е. чем выше самооценка, тем выше в большинстве случаев  оценка сверстников.

У девушек жизненное  и профессиональное самоопределение  не связаны между собой, для них  характерны большая эмоциональность  и ситуативность самоопределения, менее целостное мировоззрение. У юношей же профессиональное самоопределение  органически входит и формируется  в русле общей жизненной перспективы. Ближайшие планы девушек определяются в основном познавательными интересами, уровнем эмоциональной возбудимости. У юношей большое влияние на планирование ближайшей перспективы оказывают  интеллектуальные показатели (комбинаторное  мышление, общий уровень интеллекта) и уровень самоконтроля.

На перспективное  планирование жизни молодежи независимо от пола влияют, в первую очередь, уровень  сформированности самоконтроля и характеристики социальной смелости. У юношей в  такое планирование активно вовлечены  также интеллектуальные показатели.

Профессиональные  и жизненные планы имеют большое  значение для выбора профессии. Исследование готовности к профессиональному  выбору показало, что у 75% юношей отсутствует четкий профессиональный план, и они обнаруживают низкую активность в выборе профессии. Сформированный профессиональный план имеют юноши с более высоким уровнем интеллектуального развития, наиболее успешные в учебе, морально нормативные и добросовестные, в то же время для них характерна более высокая тревожность.

Анализ индивидуальных особенностей старших школьников и  студентов с адекватным и неадекватным профессиональным выбором показал, что у учащихся с адекватным выбором  профессии количество правильных самооценок в 3-4 раза больше. При сравнительном анализе этих групп обнаружены достоверные различия между ними по показателям вербального интеллекта, по уровню конструктивных способностей, по уровню общей самооценки, по эмоциональной зрелости личности и по уровню самоконтроля.

данные о влиянии  характера и профиля деятельности, а также адекватного профессионального  самоопределения на реализацию и  становление потенциалов субъекта деятельности указывают важность прогнозирования  и управления этими процессами.

важнейшим в  юношеском возрасте является процесс  отделения от родительской семьи. Он протекает по-разному. У девушек  он начинается раньше, чем у юношей, но не заходит так далеко, как  у последних. В низших социальных слоях этот разрыв происходит раньше и резче, чем в высших. Процесс  отделения от семьи создает особенно много проблем для молодых  людей, оторванных школьным или профессиональным образованием от социально-культурного  слоя своих родителей.

Отмечается, что отношение к семье в ходе взросления меняется следующим образом:

1. Созревание когнитивных и эмоциональных функций может вести к тому, что молодые люди используют свои новые способности в форме критики, сомнений и противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых. Часто это ведет к конфликту с родителями, особенно если в семье господствует нетерпимый и ограниченный стиль воспитания.

2. В процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей. Такое "обесценивание" последних - проблема, самостоятельно решаемая каждой из сторон.

3. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями и замене их взаимоотношениями со многими людьми, меньше влияющими на личность как целое, но формирующими определенные формы ее поведения. Определенную роль играют особенности, связанные с внешним видом.

4. Отход от родительского дома отражается не на всех формах поведения, взглядах и установках. Мнение об абсолютном отрицании в этот период всех родительских ценностей не соответствует действительности. Хотя примерно у половины молодых людей происходят такие столкновения и родители как центр ориентации и идентификации отступают у них на задний план, это относится лишь к определенным областям жизни.

5. Несмотря на уменьшение влияния семьи в период взросления, она остается важной референтной группой. Хотя процесс отрыва от семьи - обязательное условие достижения самостоятельности, обособление от родителей в большинстве случаев временное и неполное, прекращающееся после достижения молодыми людьми независимости.  

Когнитивное развитие юноши практически полностью  зависит от него самого. С помощью  создания направленной программы саморазвития юноша может делать свои когнитивные  функции более совершенными.

Многое в структуре  и стимуляции познавательных интересов  юноши сохраняется от прежней  возрастной ступени. Но меняется сам  молодой человек и, следовательно, направленность его интересов.

Учитывая сложность, противоречивость становления познавательных интересов, исследователи данной проблемы выявили, что:

1) познавательные интересы более чем у половины юношей и девушек оказывают влияние на их жизненные планы; 

2) источником своих познавательных интересов юноши считают родителей, учителей и сверстников. 

Усвоение юношей нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для  него ситуациях. Но усвоение этого нравственного  образца не всегда проходит гладко. Совершая различные поступки, подросток  больше поглощен частным содержанием  своих действий. В результате, отмечает Л.И.Божович, он приучается вести себя соответственно данному частному образцу, но не  может осознавать его обобщенный нравственный смысл. Процессы эти  весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются незамеченными ни родителями, ни учителями.

Нравственные  убеждения возникают и оформляются  только в переходном возрасте, хотя основа для их возникновения была заложена гораздо раньше. В убеждении, по мнению Л.И.Божович, находит свое  выражение более широкий жизненный опыт юноши, проанализированный, и обобщенный с точки зрения нравственных норм, его убеждения становятся специфичными мотивами поведения и деятельности.

Одновременно  с развитием убеждений формируется  нравственное мировоззрение, которое  представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация мотивационной сферы, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию.

Мировоззрение — это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Заключение

Юность - чрезвычайно  значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой  человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно  сам определяет для себя свою судьбу: путь своего духовного развития и  земного существования. Он планирует  свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время  возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и  духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом  статусе подростка.

Юность - период жизни человека, размещенный онтогенетически  между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный  путь онтогенетической идентификации  уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению  к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. – М., 1987.

2. Братусь Б. С. О механизмах целеполагания // Вопросы психологии. 1977. №2. С. 121-124.

Информация о работе Юность и проблемы самоопределения