Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:16, реферат
В современной психологии память изучают на разных уровнях — от поведенческого до молекулярного. Важно понимать, что собственно «память» существует только на феноменальном уровне, потому что она возникает как интегральное качество мозговой активности. Другой уровень — это уровень механизмов памяти, т.е. процессов следообразования, составляющих биологическую основу для осуществления памяти. В данном реферате представлены основные концепции, объясняющие память как свойство психики. Определение понятий, которыми пользуются, когда говорят о памяти, само по себе является проблемой (Горкин,2001). Поэтому сразу остановимся на определениях. Память — процесс, характеризующийся приобретением, хранением и воспроизведением заученного. Энграмма — след памяти, сформированный в результате обучения.
Введение
Глава1.Основные концепции памяти
1.1Концепция временной организации памяти
1.2Концепция состояний памяти
1.3Концепция распределенности памяти
1.4Концепция памяти по видам информации
Глава 2. Теоретические аспекты проблемы памяти в отечественной и зарубежной психологии.
2.1. Общая характеристика памяти. Теории памяти.
2.2. Характеристика видов памяти и её процессов.
Заключение.
Список использованной литературы.
Объем памяти – количественный показатель продуктивности мнемических процессов.Одной из основных задач психологической науки с самого начала было измерить доступный человеку объем памяти. Эта задача не является простой. Измеряя память, необходимо принять все меры, чтобы объем материала, к5оторый запоминают испытуемые.Как отмечалось в первой части, задача измерения объема памяти в ее более чистом виде была разрешена известным немецким психологом Эббингаузом. Для исследования объема памяти он предлагал ряд бессмысленных слогов, которые давали наименьшие возможности для осмысления. Предлагая испытуемому запомнить 10-12 слогов и отмечая число удержанных членов ряда, Эббингауз принял это число за объем «чистой памяти». Первым и главным результатом этого исследования было установление среднего объема памяти, которое характеризовало человека. В среднем человек легко запоминает после первого чтения 5-7 отдельных элементов: это число колеблется, и если люди с плохой памятью удерживают только 4-5 изолированных и бессмысленных элементов, то люди с хорошей памятью оказываются в состоянии сразу после первого чтения удержать 7-8 изолированных и бессмысленных элементов.В целом необходимо отметить, что как объем памяти, так и прочность запоминания зависят от многих условий.Успех запоминания зависит от того, в какой степени материал осмысливается человеком.
Точность запоминания и воспроизведения – способность без искажения воспроизвести информацию, характеризующая степень соответствия между воспринятым и воспроизведенным материалом.
Прочность запоминания – максимальная длительность сохранения запоминаемого материала. Прочность запоминания во многом зависит от повторения. Повторение – важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Чтобы быть продуктивным, повторение должно отвечать определенным требованиям. Важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Ставятся разные задачи перед заучивающим: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие.
При активном повторении
происходит оживление связей. Оно
связано с осмыслением
Скорость запоминания – время, необходимое для точного запоминания материала; мобилизационная готовность памяти – умение легко и быстро извлекать из памяти то, что необходимо.
Память каждого
человека имеет свои особенности. Известно,
что есть люди с сильной памятью
и люди со слабой памятью. По скорости
запоминания и скорости забывания
можно различать следующие
Забывание – исчезновение, т. е. процесс угасания, «стирания», затормаживание связей.
Процесс забывания может быть менее или более глубоким. Забывание становится тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей. Как доказано опытами И.П.Павлова, угасшие рефлексы требуют для своего возобновления меньшее количество повторений, чем для их начального образования. Кроме этого, угасшие рефлексы могут при определенных условиях растормаживаться.Этим объясняются отдельные факты неожиданного воспроизведения того, что казалось давно забытым. В принципе, забывание – явление целесообразное. Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды торможения. Забывание протекает неравномерно. Забывание происходит быстрее, если материал недостаточно понят человеком, если материал неинтересен человеку, не связан непосредственно с его практическими потребностями. Скорость забывания находится в прямой зависимости от объема материала и степени трудности его усвоения. Одной из причин забывания является отрицательное влияние деятельности, следующее за заучиванием. Это явление называют ретроактивным торможением. Причиной забывания могут быть различные болезни нервной системы, ушибы, травмы. Забывание происходит также и в ранние годы. В подобных случаях Фрейд говорил об активном забывании. Он объяснял это явление не случайностью, а действительным торможением сле5дов в памяти на уровне сознания и о вытеснении их в подсознание, где они удерживаются ценой значительных затрат энергии.Данные индивидуальные особенности памяти не являются чем-то прирожденным, твердо устанавливаемым. Они складываются в жизненной практике и в процессе обучения. индивидуальные особенности выражаются в различной быстроте, точности и прочности запоминания. Они в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности. сами эти особенности высшей нервной деятельности изменяются под влиянием условий жизни и деятельности людей.
Наилучшей считается память человека, который легко, быстро и прочно запоминает много различных единиц информации и сохраняет это в памяти так долго, как это нужно.Психолог А.Л.Лурия обнаружил выдающуюся память у некоего Шершевского, который с одинаковой быстротой запоминал различный материал, включая бессмысленный, в большом объеме. Он мог быстро запомнить и точно воспроизвести сложнейшие математические формулы, бессмысленные слова. его память отличалась одновременно и изумительной прочностью.Индивидуальные различия памяти проявляются также в том, на какой вид представлений по преимуществу опирается человек при запоминании. Одни запоминают лучше то, что могут увидеть, другие – то, что могут услышать, третьи – то, что может быть выполнено практически. В соответствии с этим различают зрительный, слуховой и двигательный виды памяти.
Чаще всего
встречается смешанный тип
Заключение.
Исходя из вышеизложенного
и проанализировав многие литературные
источники, можно с уверенностью
сказать, что память – это психический
процесс организации и
Память связывает
прошлое человека с его будущим
и настоящим и является важнейшей
познавательной функцией, которая лежит
в основе развития и обучения человека.
Без памяти человек не мог бы развиваться
как полноценная личность. Непроизвольное
запоминание – продукт
Таким образом, целенаправленное действие являются продуктивным в непроизвольном запоминании. При такой структуре деятельности складываются наиболее благоприятные условия для образования и закрепления нервных связей.
В данном кратком
обзоре представлены наиболее разработанные
концепции памяти. Интересно, что
ни одна из них не претендует и не
может рассматриваться как
Почти вековые исследования механизмов
памяти все же позволили прийти к исключительно
важному выводу, который дает возможность
взглянуть на содеянное под другим углом
зрения: cледы храняться, а память — создается.
Мозг сохраняет не память, а следы информации,
которые позже используются для создания
памяти, не всегда правильно отражающей
картины прошлого реального опыта. Чтобы
выполнить эту процедуру, разные части
мозга действуют как важные узлы нейронных
систем, кодирующих, хранящих и воспроизводящих
информацию, используемую для создания
памяти. Это не означает, что существуют
отдельные нейронные структуры, полностью
поддерживающие сохранение каждого вида
памяти, но означает, что эта память критически
зависит от функционирования этих нейронных
структур. Современная точка зрения заключается
в том, что нет смысла разговаривать о
памяти, связанной с гиппокампом или миндалиной:
проблема заключается в том, чтобы понять,
как системы взаимодействуют для осуществления
памяти.
Список
использованной литературы.