Основные мировые религии и их влияние на социальные процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:06, реферат

Описание работы

ЦЕЛИ: Образ религии, создаваемый социологией, определяется преследуемыми ею целями познания социальных явлений и возможностями, “разрешающей способностью” применяемых ею методов.
ЗАДАЧИ: Как бы ни оценивалось и ни интерпретировалось воздействие общества на религию, социология не может не признавать сам факт такого воздействия хотя бы потому, что в отличие от теологии понимает изменения в содержании религии и формах ее организации как результат действия естественных, эмпирически фиксируемых сил, в первую очередь социальных.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Могут быть разными оценки и объяснения роли религии в создании, поддержании и изменении социального порядка, формировании личности, но именно изучение воздействия религии на общество и является главным делом социологии религии.

Содержание

Ведение……………………………………………………......3
Глава 1.Буддизм………………………………………………4
1.1.Учение Будды и первые община буддистов………….....4
Глава 2.Христианство: история и определение………….....6
2.1.Христианство в России………………………………….7
2.2.Католическая церковь в Западной Европе….…………7
2.3.Протестанизм………………………………………….....8
Глава 3. Ислам: возникновение и распределение…………9
3.1.Теория и социальная этика……………………………10
3.2.Ислам и современность………………………………...11
Заключение………………………………………………….13
Приложение…………………………………………………13
Список литературы………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

мировые религии.docx

— 41.46 Кб (Скачать)
 
 

Московский  институт экономики, менеджмента и  права 

Факультет: Управления 
 
 
 
 
 

Реферат

дисциплина: Социология

Тема: Основные мировые религии и их влияние на социальные процессы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       

                                                           Выполнила: студентка 2 курса

               Группа: УС111/0-08

                                         Самохвалова Галина Владимировна 
 

                                                     Проверил доцент: Осипова Н.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Москва   2009 год.

     Содержание

     Ведение……………………………………………………......3

     Глава 1.Буддизм………………………………………………4

     1.1.Учение  Будды и первые община буддистов………….....4

     Глава 2.Христианство: история и определение………….....6

     2.1.Христианство  в России………………………………….7

     2.2.Католическая  церковь в Западной Европе….…………7

     2.3.Протестанизм………………………………………….....8

     Глава 3. Ислам: возникновение и распределение…………9

     3.1.Теория  и социальная этика……………………………10

     3.2.Ислам и современность………………………………...11

     Заключение………………………………………………….13

     Приложение…………………………………………………13

     Список  литературы………………………………………...15

 

 

     

     
     
         Введение

     ЦЕЛИ: Образ религии, создаваемый социологией, определяется преследуемыми ею целями познания социальных явлений и возможностями, “разрешающей способностью” применяемых ею методов.

     ЗАДАЧИ: Как бы ни оценивалось и ни интерпретировалось воздействие общества на религию, социология не может не признавать сам факт такого воздействия хотя бы потому, что в отличие от теологии понимает изменения в содержании религии и формах ее организации как результат действия естественных, эмпирически фиксируемых сил, в первую очередь социальных.

     АКТУАЛЬНОСТЬ: Могут быть разными оценки и объяснения роли религии в создании, поддержании и изменении социального порядка, формировании личности, но именно изучение воздействия религии на общество и является главным делом социологии религии.

     РЕЦЕНЗИЯ: Моя работа состоит из введения, в котором я обращаю ваше внимание на три основные мировые религии. Религия Буддизм: её возникновение, цели и достижения в социальном обществе, об этом я расскажу в 1 главе. Религия Христианства: её возникновение, определение, о трёх её направлениях и о влияние на общество, об этом во 2 главе. Религия Ислам: об её огромном значении в мире, о теории, о современном исламе, и о влиянии на социальные массы, об этом в 3 главе.

 
 
 
 
 
 

     Глава 1.Буддизм

     Буддизм является самой давней мировой религией. Буддизм возник в Индии в VI—V вв. до н. э. в противовес кастовому брахманизму. Религия для тех кто искал спасения, освобождения (мокши) в удалении от общества, в устранении всего материального и концентрации внимания и сил на внутреннем, духовном «Я». Индия, как Китай и Греция, была охвачена в то время философскими исканиями. В Индии возникло немало буддийских центров, храмов и монастырей, но все же в самой Индии буддизм большого распространения не получил и в мировую религию превратился за ее пределами — в Китае, Японии, Средней Азии, Корее, Вьетнаме и в ряде других стран, уже давно утратив позиции на своей родине, в Индии. Отторжение произошло потому, что буддизм отвергал кастовость, авторитет Вед и брахманов, религиозный ритуализм, а потому не вписался в социальную структуру и культуру индийского общества, основывавшегося как раз на отвергаемой буддизмом традиции.

           1.1.Учение Будды и первые общины буддистов

     Учение  буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди  которых занимает палийский канон Типитака. Буддизм — религия преодоления страдания. Рождение и старение, болезнь и смерть, разлука с любимым и союз с нелюбимым, недостигнутая цель и неудовлетворенное желание – все это страдание. Страдание происходит от жажды бытия, наслаждений, созидания, власти, вечной жизни и т.п. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суетности – вот путь к уничтожению страданий. Именно в конце этого пути лежит полное освобождение, нирвана. Буддизм был поддержан, прежде всего, городским населением, правителями, воинами, которые видели в буддийской проповеди возможность избавиться от засилья и верховенства брахманов. Буддийские идеи равенства людей (особенно монахов – вне зависимости от варн и каст), добродетельного правления монарха, терпимость, культ этики – все это способствовало успеху нового учения и поддержке его правителями, особенно могущественнейшим древнеиндийским императором Ашокой (III в. до н. э.). С его помощью буддизм не только широко распространился по всей стране, но стал практически официальной государственной идеологией и вышел за пределы Индии.

     Этические и социальные идеи буддизма были привлекательны для общества в целом. Что же касается практики, ставившей своей целью  достижение нирваны, то эта сфера  функционирования буддизма была строго ограничена ушедшими от мира, т.е. монахами.

     В целом буддизм — пессимистическая в своей оценке мира, его смысла и действительности религия. В социологическом  плане наиболее существенно то, что  буддизм не придавал никакого значения складывающимся в этом мире формам общности, социальной организации и объединениям. Будда отвергал кастовый строй. Для Будды и его последователей не существовало границ между людьми, устанавливаемых кастами. Всем кастам был открыт доступ в буддийские общины и тем самым открыт путь к спасению, которое не обязательно достигалось в первом существовании в качестве буддийского монаха, но к которому постепенно можно было приближаться на протяжении многих рождений. В деле собственного спасения буддизмом, как и другими религиями Индии, во внимание принимается не только в настоящее время проживаемая жизнь, но и гораздо большие временные интервалы. В этой связи в буддизме отсутствует устремленность к миссионерской проповеди, когда считается, что человек должен быть спасен сегодня, пока еще не поздно, пока он не расстался с жизнью так и не раскаявшимся грешником, не обращенным в истинную веру. Согласно буддизму, человек постепенно и медленно созревает для познания и тем самым для просветления и спасения. Поэтому буддизм создает общину как для тех, кто уже теперь достиг многого на пути очищения, это монашеские ордена (мужские и женские), так и для тех, кто хочет продолжать еще жизнь в миру, — это нравственный уклад мирских сообществ, таких, как семья и государство. Все эти сообщества, которые согласно воле Будды должны жить в духе его учения, могут рассматриваться, конечно, только как предварительные и, в конечном счете, не имеющие ценности образования.

     Учение  самого Будды нередко характеризуют  как “атеистическое”, имея в виду следующее. Согласно этому учению, надеяться  человек должен не на богов, а на самого себя: никто не спасет и не избавит его от страданий сансары, если он сам этого не добьется праведным  образом жизни.

     Глава 2.Христианство: История и определение

     Христианство  – наиболее распространенная и одна из самых развитых религиозных систем мира. Христианство возникло в Римской империи, вобравшей в себя весь средиземноморский мир, когда основанная на рабстве цивилизация уже  клонилась к упадку.

     Христианство  рассматривает историю как однонаправленный, неповторимый, “разовый” процесс, направляемый богом: от начала (сотворения) к завершению, концу (приход мессии, страшный суд). Содержание этого процесса составляет драма впавшего в грех человека, отпавшего от бога, спасти которого может только милость божья, и эту милость он может обрести в вере в Спасителя и церковь, которая является носительницей этой веры. На протяжении многих столетий, начиная уже с III—IV вв., христианство было связано с важнейшими моментами развития, определившего исторические судьбы человечества.

     Христианство  сегодня — собирательный термин, включающий три основных направления: католицизм, православие и протестантизм (позднее баптисты), в рамках, которых существует множество различных вероисповеданий и религиозных объединений, возникших в разное время на протяжении двухтысячелетней истории христианства. Основная идея христианства – идея греха и спасения человека. В центре христианства — образ Иисуса Христа. Христиане — католики, православные, протестанты — верят, что он одновременно является человеком и богом. Они принимают его учение и пытаются следовать его примеру в своей жизни. Священная книга христиан — Библия, в которой к Ветхому завету (священной книге последователей иудаизма) добавлен Новый завет, повествующий о жизни и учении Христа.

     2.1.Христианство в России

     Несомненно, христианство принесло с собой из Византии на Русь высокий уровень  культуры — нравственного опыта, философско-богословской мысли, эстетического  чувства. Церковное искусство оставило бесценные творения зодчества, иконописи, пения. Немаловажным было уже просто то, что церковь способствовала распространению грамотности и смягчению нравов. Вместе с тем обретение новой веры было сопряжено с разрушением святынь прежней культуры. Чтобы утвердиться на Руси, христианство должно было вытеснить славянские языческие верования, сокрушить “идолов”, которым прежде поклонялись. Поклонение матери-природе, земной и доступной, сменилось поклонением недостижимым и непостижимым “небесам”. Принятие христианства Киевской Русью — это пересадка на почву славянской культуры чужеродной культуры византийского, восточного христианства. В годы ордынского ига и смут Русская православная церковь мирила враждующих князей, она была хранительницей национальной культуры. Она занимала патриотические позиции в годы бедствий, вражеских нашествий. Так было и в 1812 г., и в Великую Отечественную войну 1941—1945 гг.

     2.2.Католическая церковь в Западной Европе

     В жизни Западной Европы вплоть до XVI в. доминировала римско-католическая церковь. Католическая — значит всеобщая (от греч. kathollkos — всеобщий), вселенская, претендующая на то, что она, и единственно лишь она, является истинным и полным воплощением христианства. Глава церкви — римский епископ, папа, считался наместником Христа на земле и преемником апостола Петра. Папа является главой не только церкви, но и государства Ватикан, занимающего небольшую площадь на территории Рима и имеющего дипломатические отношения со многими странами мира.

     Для католической церкви типична уверенность  в том, что в католической вере дана не только религиозная истина, но с ней вместе и истина обо всех делах человеческих, включая и социально-политическую жизнь общества. На этом основывалась в средние века теория и практика теократизма, притязаний на верховную власть церкви и в политике, и в светской жизни. Сегодня эта уверенность выражается в том, что церковь предлагает свое социальное учение как единственный способ решения общественных проблем. С этой уверенностью связана и нетерпимость, которая была свойственна католической церкви в отношении других разновидностей христианской веры, к иным мировоззрениям. Нужно сказать, правда, что католическая церковь в значительной мере отказалась сегодня от наиболее архаичных и мешавших уже ей самой традиций и повернулась лицом к современному миру. Сегодня католическая церковь провозглашает необходимость поисков решения глобальных проблем современности в духе гуманизма, уважения жизни, достоинства человеческой личности.

     2.3.Протестантизм

     Католицизм  был идеологической опорой феодализма, и потому начавшееся антифеодальное движение оказалось направленным и против католической церкви. Вожди Реформации в Германии и Швейцарии — Мартин Лютер, Жан Кальвин и Ульрих Цвингли — обвинили католическую церковь в искажении подлинного христианства. Они призывали вернуться к истинной вере ранних христиан, к “всеобщему священству”, устранив посредников между человеком и Богом. По сути, была создана новая разновидность христианства, буржуазная по своему духу, — протестантизм. Протестантизм учил, что важны не столько обряды, сколько добросовестное выполнение каждым своих обязанностей. Это — учение о “мирском призвании”, о том, что, прежде всего в добросовестном труде воплощает человек христианские заповеди. Всякий труд ценен, важен его нравственный мотив, а также прилежание и упорство. Реформация приняла в качестве высшего авторитета в делах веры Священное Писание, отказавшись от накопившихся за прежние века установлений — Священного Предания Церкви. Единственным посредником между людьми и богом она признала Христа.

Информация о работе Основные мировые религии и их влияние на социальные процессы