Проблема насилия над детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данного реферата – всесторонне изучить проблему домашнего насилия над детьми и подростками.
Задачи:
1. Рассмотреть феномен насилия и жестокого обращения с детьми и подростками в семье.
2. Рассмотреть формы насилия над детьми и подростками.
3. Рассмотреть основные положения социальной защиты детей и подростков, подвергшихся насилию в семье.
4. Выяснить какая психосоциальная помощь оказывается детям и подросткам – жертвам насилия

Содержание

Введение
1. Насилие над детьми и подростками в семье
1.1. Феномен насилия и жестокого обращения с детьми и подростками в семье
1.2. Формы жестокого обращения с детьми и подростками в семьях
2. Социальная работа с детьми и подростками, пережившими насилие в семье
2.1. Психосоциальная помощь детям и подросткам - жертвам домашнего насилия
2.2. Социальная защита детей, подвергшихся насилию в семье
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат - молодежь.docx

— 63.70 Кб (Скачать)

       - во-первых, ее основные положения  касаются общечеловеческих проблем.  Не случайно ее называют «Великой  хартией вольности для детей»  или «Мировой Конституцией прав  ребенка»;

       - во-вторых, она имеет особое значение  для России - позволяет возродить  понимание семьи как непреходящей  ценности, а также изменить сложившееся  веками патриархальное представление  о подчиненном положении несовершеннолетнего  в семье;

       - в-третьих, принципиальные положения  «Конвенции о правах ребенка»  явились основой для разработки  норм Семейного, Уголовного и  Гражданского кодексов некоторых  государств - членов ООН, в частности  - России;

       - в-четвертых, юридическая техника  составления норм «Конвенции  о правах ребенка» настолько  гибка, что позволяет государству  любого уровня развития, учитывая  свои особенности и возможности,  обеспечивать права каждого ребенка.  Так, в 1996 году «Конвенцию о  правах ребенка» ратифицировали 90 % всех государств-членов ООН.

       Даже  такой краткий экскурс в историю  вопроса ясно показывает, что определение  понятия «жестокое обращение  с ребенком» зависит от правовой и моральной точек зрения точно  так же, как и от исторически  изменяющихся социокультурных и  профессиональных подходов и условий.

       Считается, что в XX веке возникло иное отношение  к детям, которые достойны лучших условий существования, заботы и  всесторонней защиты со стороны каждого  государства.

       Однако  действительность не оправдала этих надежд. Первая и Вторая мировые  войны, гражданская война в России, социальные потрясения, голод, разруха - таковы главные вехи XX века, повлекшие  за собой:

       - огромное число детей-сирот;

       - массовую беспризорность и безнадзорность;

       - еще более жестокое обращение  с   детьми   и   подростками.

       В 1920-х годах начала интенсивно развиваться  детская психология, раскрывающая основные закономерности развития  ребенка  в норме  и  патологии. Российскими  учеными, среди которых, несомненно, наиболее значительным считается Л. С. Выготский, было показано, что нормальное развитие  ребенка  связано с удовлетворением основных его потребностей в познании, общении  и  содержательной активности. Большое внимание в  работах  отечественных  и  зарубежных ученых уделялось изучению психолого-педагогических условий развития  ребенк а в семье, детском доме, школе, детском саду.

       В настоящее время в мировой  литературе опубликованы статьи, монографии, руководства по тем разделам медицины, социологии, юриспруденции, которые  отражают специфику проблемы  насилия   и  жестокого обращения  с   ребенком . С 1970-х годов появились  специальные научные исследования, посвященные изучению проблемы  насилия   и  жестокого обращения  с   детьми   и   подростками . Эти исследования направлены на изучение состояния  и  причин  насилия  над  детьми   и   подростками , разработку программ терапии, направленных на предотвращение  насилия  в  семье, разработку  и  проведение программ помощи  детям   и   подросткам ,  пережившим  психическую  травму,  детям   и   подросткам  с посттравматическим синдромом, разработку программ ранней профилактики  насилия.

       Обобщая сложившиеся в настоящее время  подходы к определению этого  понятия в цивилизованном мире, можно  сказать, что жестокое обращение  с   детьми   и   подростками  происходит там  и  тогда, где  и  когда  детям   и   подросткам  фактически причиняется умышленное или неосторожное обращение, действие со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или других людей, которые приводят к травмам, нарушению в развитии, смерти  ребенка , либо угрожают их правам  и  благополучию. [5, c. 30-31].

         Насилие  чаще всего трактуется  как физическое, психическое или   социальное  воздействие на человека  со стороны другого человека, семьи, группы лиц или государства,  вынуждающее человека прерывать  значимую деятельность  и  исполнять  другую, противоречащую первой, либо  угрожающую его физическому или  психическому здоровью и целостности.

       К факторам риска (обстоятельствам, ситуациям), способствующим жестокому обращению  с   детьми   и   подростками  в семьях, можно отнести:

       - неполные или многодетные семьи,  а также те, в которых постоянно  возникают конфликты между родителями;

       - семьи с приемными детьми;

       - наличие в семье больного алкоголизмом  или наркоманией;

       -  социальная  изоляция семьи;

       - специфические культурные или  религиозные факторы;

       - стрессы, ставшие следствием безработицы,  финансовых трудностей, смерти или  потери близкого человека, супружеских  конфликтов, чрезмерной занятости  взрослых;

       - использование физического  и   психического  насилия  в качестве  наказания;

       - юные родители (17 лет  и  моложе) с неадекватными родительскими  навыками;

       - низкий уровень образования и  недостаточный профессионализм  родителей;

       - статус беженцев в результате  межнациональных конфликтов.

       К отклонениям в состоянии здоровья и поведении родителей, других членов семьи, способствующих жестокому обращению  с   детьми   и   подростками  в семьях, можно отнести:

       - психические заболевания (психоз, депрессия);

       - критические состояния (попытки  суицида, нервные потрясения);

       - умственная отсталость;

       - недостаточный самоконтроль или  импульсивность;

       - наличие в прошлом в семьях  случаев жестокого обращения   с   детьми , инцеста, привлечение  к уголовной ответственности  за половые преступления;

       - родители, будучи  детьми , сами подвергались  жестокому обращению, сексуальной  агрессии или были лишены родительского  внимания.

       К факторам риска, которые характеризуют  особенности  детей   и   подростков  – жертв насилия, относят:

       - нежеланный  ребенок ;

       - нелюбимый ребенок в семье;

       - наличие у ребенка физических  и  умственных недостатков,  врожденных уродств;

       - сходство с нелюбимым родственником;

       - нарушения в поведении  ребенка  , включая гиперактивность;

       - «трудный»  ребенок;

       - высокоодаренный или талантливый  ребенок.

       Любой вид жестокого обращения  с   детьми   и   подростками  (чаще всего отмечается сочетание нескольких форм  насилия) нарушает физическое  и психическое здоровье  ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причиной таких нарушений  и отклонений служит  насилие,  переживаемое  или пережитое много лет назад. Его последствия побуждают родителей или самих  детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам. Необходимо учитывать, что признаки, характерные для различных форм жестокого обращения  с   детьми   и   подростками, могут встречаться и при других состояниях или психических расстройствах. Поэтому при оценке каждого конкретного случая  насилия над детьми   и   подростками следует рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психологических особенностей,  социальных  условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением. [3, c.153-155].

       При анализе  насилия  в семье возникает  ряд трудностей:

       1.  Насилие  в семье отличается  высокой степенью латентности.  Это объясняется, с одной стороны,  нежеланием пострадавших обращаться  в правоохранительные органы (некоторые  не доверяют правоохранительным  органам, некоторые боятся лишиться  материальной поддержки), а также  неспособностью некоторых зависимых  членов семьи обратиться в  правоохранительные органы (это  относится, в первую очередь, к  детям   и   подросткам).

       С другой стороны, латентность  насилия  объясняется нежеланием  и  отчасти  неспособностью правоохранительных органов  обеспечить реальную защиту пострадавших. Нередки случаи сокрытия обращений  о фактах  насилия  в семье  самими правоохранительными органами.

       2. В современной России нет официальной  статистики по  насилию  над детьми   и   подростками. Статистика о потерпевших характеризует весь массив потерпевших от всех видов преступлений, не выделяя при этом число жертв от насильственных преступлений вообще  и от насильственных преступлений, совершаемых в отношении  детей   и   подростков. [4, c. 15].

       1.2. Формы жестокого обращения с детьми и подростками в семьях

       Формы насилия, причиняемого детям, являются негативным свидетельством изощренности и больного воображения взрослого  человека. Большее количество увечий наносится детям различными приспособлениями и предметами. Расческа, например, широко распространенное средство, используемое для битья детей. Тяжелые увечья наносятся детям голыми руками, ремнем, электрошнурами, телевизионными антеннами, веревками, бутылками, ножками столов и т.д. Распространенным является и  битье ногами.

       Особое  внимание социальных работников привлекают семьи, где имело место кровосмешение. Сексуальное насилие над детьми включает все виды половой связи, как нормальной, так и извращенной. Зачастую насилие совершается над  ребенком в возрасте, когда он не в состоянии понять природу имеющего место акта, не обладает эмоциональными, познавательными и физическими  возможностями противостоят такому поведению. В США по крайней мере 44% виновных в кровосмешении мужчин совершают насилие над собственными детьми [3,c.51]. Изнасилованные дети могут проявлять целый ряд симптомов: подавленность, половую заторможенность, припадки истерии, кошмары, страх, самоуничтожающее поведение и даже попытки самоубийства, кроме того они высказывают соматические жалобы. Взрослые, ставшие жертвами насилия в детском возрасте, так же сохраняют воспоминания, связанные с прошлым, которые выражаются в их заниженной самооценке, депрессиях, трудностях в личных взаимоотношениях, а так же в сексуальных проблемах, алкоголизме, применении наркотиков.

       Удовлетворение  потребности ребенка в любви  и привязанности настолько же важно для нормального роста  и развития, как и для удовлетворения его физических потребностей. В некоторых  семьях о детях хорошо заботятся  физически, но при этом они страдают от эмоционального пренебрежения. Между  тем эмоциональное пренебрежение  трудно определить и задокументировать.

         Не менее широко распространена  проблема эксплуатации детей.  Многие родители принуждают своих  детей к тяжелой работе, используют  их в качестве слуг, рассматривают  их как своих подчиненных, поощряют  детей к воровству, к занятиям  проституцией и т.д.

       Были  выявлены следующие факторы, связанные  с родителями, которые подвергают своих детей насилию: некоторые  родители сами подвергались в детстве  насилию или имели недостаточно стабильные теплые отношения в своей  семье; часто один ребенок в семье  выбирается объектом для насилия, этот ребенок может рассматриваться  как умственно отсталый, также  он может быть выбран в качестве жертвы из-за сходства с нелюбимым супругом или из-за того, что он появился в результате нежелательной беременности; в некоторых случаях дети сами вносят вклад в данный процесс, например, когда ребенок имеет проблемы с аппетитом, с речью или не слушается; ребенок, который является жертвой в разрушенной семье может быть необходим для сохранения стабильности этой семьи, ребенок выступает в роли «мальчика для битья»; некоторые родители склоны к жесткой дисциплине и считают неправильное поведение своих детей преднамеренным, сознательным оскорблением, так же они характеризуются высокими требованиями к своим детям и т.д. [3,с.158].

         Отрицательные последствия насилия  над детьми состоят в том,  что насилие подпитывает и  порождает новое насилие. Подверженные  насилию дети могут завтра  стать убийцами и насильниками. Когда же они станут родителями  так же высока вероятность  того, что они будут применять  насилие по отношению к своим  детям. Подвергшиеся насилию дети  с высокой вероятностью могут  убегать из дома, что подвергнет  их другим формам виктимизации.

       Необходимо  отметить, что истинная распространенность детского насилия неизвестна. Это  происходит из-за нежелания граждан  сообщать подозрительные случаи ( а  в России вообще практически нет  такого опыта) и из-за того, что сами дети хранят молчание, при этом у  них развивается негативный Я - образ.

Информация о работе Проблема насилия над детьми