Проблема насилия над детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данного реферата – всесторонне изучить проблему домашнего насилия над детьми и подростками.
Задачи:
1. Рассмотреть феномен насилия и жестокого обращения с детьми и подростками в семье.
2. Рассмотреть формы насилия над детьми и подростками.
3. Рассмотреть основные положения социальной защиты детей и подростков, подвергшихся насилию в семье.
4. Выяснить какая психосоциальная помощь оказывается детям и подросткам – жертвам насилия

Содержание

Введение
1. Насилие над детьми и подростками в семье
1.1. Феномен насилия и жестокого обращения с детьми и подростками в семье
1.2. Формы жестокого обращения с детьми и подростками в семьях
2. Социальная работа с детьми и подростками, пережившими насилие в семье
2.1. Психосоциальная помощь детям и подросткам - жертвам домашнего насилия
2.2. Социальная защита детей, подвергшихся насилию в семье
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат - молодежь.docx

— 63.70 Кб (Скачать)

       Есть  семьи, в которых дети не подвергаются насилию, но наблюдают насилие в  отношениях взрослых. Существует ряд  общих признаков, характеризующих  переживания и поведение детей  из семей, в которых практикуется насилие. Естественно, что не все  эти признаки свойственны всем подобным детям, но наверняка многим из них.

       1. Страхи. Дети из семей, где практикуется  насилие, переживают чувство страха. Этот страх может проявляться  различным образом: от ухода  в себя и пассивности до  насильственного поведения. Очень  часто, безопасная атмосфера приютов  способствует проявлению неразрешенных  страхов из прошлого.

       2. Внешние проявления поведения.  Дом, в котором прибегают к  насилию, совершенно непредсказуем,  это пугающее место для маленького  ребенка, который не может знать,  когда произойдет следующая вспышка  насилия и насколько сильной  она будет. В результате уязвимость  и отсутствие контроля над  ситуацией приводят к проявлению  упрямства и несговорчивости  в поведении или к агрессивным  поступкам. 

       3. Неспособность выразить чувства  вербально. Наблюдая за практикой  насилия в семье, дети приходят  к выводу, что насилие есть  способ, которым "взрослые" разрешают  свои конфликты и наболевшие  проблемы. Так как никто не  показал этим детям, как следует  говорить об их чувствах, они  очень часто не знают, что  они переживают или испытывают  и как можно выразить свои  эмоции и чувства в вербальной  форме. 

       4. Вовлечение в борьбу родителей.  Многие дети вовлекаются в  борьбу родителей. Они отчаянно  хотят остановить насилие и  конфликты, которые они постоянно  наблюдают в своей семье. Они  могут испытывать чувство ответственности  за проблемы своих родителей,  им приходят мысли о том,  что они - дети являются причиной  разлада в семье. В результате  того, что дети так глубоко  вовлечены в конфликт в семье,  им трудно отделить свою индивидуальность  от личностей своих родителей. 

       5. Защитник матери. Многие дети  из семей, где практикуется  насилие, вовлекаются в конфликт, пытаясь защитить своих матерей  от избиений. Ребенок испытывает  гнев по отношению к своему  отцу, за то, что тот причиняет  боль матери. Некоторые дети могут  быть возмущены тем, что их  матери слабо противодействуют  и смиряются с насилием. Впоследствии  дети могут перестать испытывать  чувство вины за то, что они  сердятся и возмущаются поведением  своих родителей. 

       6. Разочарования. Жизнь в семье,  где практикуется насилие, очень  напряженна. Постоянный стресс, который  они испытывают, часто ведет к  тому, что дети расстроены, разочарованы, часто выходят из себя даже  при незначительных трудностях.

       7. Чувство, "заслуженности" жестокого  обращения. Многие матери, которые  не хотят настраивать детей  против своих отцов, пытаются  найти им оправдание. Ребенок,  видит мать в синяках и со  следами побоев, и ему говорят: "Все в порядке детка, папочка  нас действительно любит", приходит  к выводу, что быть любимым  означает испытывать физическую  боль. Ребенок, мать которого постоянно  оправдывает своего отца, за причиняемое  им насилие, часто начинает  чувствовать, что он тоже "заслуживает"  чтобы его избивали.

       8. Изоляция. В большинстве семей,  в которых прибегают к насилию,  факт насилия не обсуждается  открыто. Детям родители дают  понять, что не следует обсуждать  семейную ситуацию в школе  или с друзьями. Это заставляет  детей чувствовать себя какими-то  особенными. Некоторые дети даже  думают, что с ними что-то не  в порядке, так как их жизнь  в семье отличается от жизни  их сверстников [30].

       Жестокое  обращение с детьми (а это несовершеннолетние граждане от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемое родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка. [6, c. 19-21].

       Жестокое  обращение с детьми формирует  людей малообразованных, социально  дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия  по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой  жестокости, поскольку жертвы часто  становятся насильниками.

       Различают 4 основные формы  жестокого обращения  с детьми: физическое, сексуальное, психическое  насилие, пренебрежение  основными нуждами  ребенка.

             Физическое  насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм:

       - внешние повреждения, имеющие  специфический характер (отпечатки  пальцев, ремня, сигаретные ожоги  и т.п.);

       - повреждения внутренних органов  или костей, которые не могли  бы быть следствием несчастных  случаев.

       Физическое  насилие, имеющее систематический  характер, позволяют распознать особенности  психического состояния и поведения  ребенка:

       - боязнь физического контакта  со взрослыми;

       - стремление скрыть причину травм;

       - плаксивость, одиночество, отсутствие  друзей;

       - негативизм, агрессивность, жестокое  обращение с животными;

       - суицидальные попытки.

             Сексуальное насилие (или развращение) – это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

       Согласие  ребенка на сексуальный контакт  не дает оснований считать его  ненасильственным, поскольку ребенок  не обладает свободой воли и не может  предвидеть все негативные для себя последствия.

       Сексуальное насилие можно заподозрить при следующих особенностях внешнего вида, заболеваний и травм ребенка:

       - повреждения областей половых  органов;

       - заболевания, передающиеся половым  путем;

       - беременность.

       Сексуальное насилие позволяют распознать особенности состояния и поведения ребенка:

       - ночные кошмары, страхи;

       - несвойственные характеру сексуальные  игры, несвойственные возрасту знания  о сексуальном поведении;

       - стремление полностью закрыть  свое тело;

       - депрессия, низкая самооценка;

       - проституция, беспорядочные половые  связи.

       Психическое (эмоциональное) насилие - это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

       К психической форме насилия относятся:

       - открытое неприятие и постоянная  критика ребенка; 

       - угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся  в словесной форме;

       - замечания, высказанные в оскорбительной  форме, унижающие достоинство  ребенка;

       - преднамеренная физическая или  социальная изоляция ребенка;

       - ложь и невыполнение взрослыми  своих обещаний;

       - однократное грубое психическое  воздействие, вызывающее у ребенка  психическую травму.

             Психическое насилие позволяют  заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:

       - задержка физического и умственного  развития ребенка;

       - нервный тик, энурез;

       - постоянно печальный вид;

       - различные соматические заболевания.

       Особенности поведения ребенка, вызванные психическим  насилием:

       - беспокойство, тревожность, нарушения  сна;

       - длительно сохраняющееся подавленное  состояние;

       - агрессивность;

       - склонность к уединению, неумение  общаться;

        - плохая успеваемость.

       Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

       К пренебрежению элементарными нуждами  ребенка относятся:

       - отсутствие адекватного возрасту  и потребностям ребенка питания,  одежды, жилья, образования, медицинской  помощь;

       - отсутствие должного внимания  и заботы, в результате чего  ребенок может стать жертвой  несчастного случая.

       Недостаток  заботы о ребенке может быть непредумышленным. Он может быть следствием болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий или социальных потрясений.

       Заброшенными  могут оказаться и дети, находящиеся  на полном государственном обеспечении.

       Признаки, по которым можно заподозрить  “заброшенность” ребенка:

       - утомленный, сонный вид;

       - санитарно-гигиеническая запущенность;

       - отставание в физическом развитии;

       - частая вялотекущая заболеваемость;

       - задержка речевого и моторного  развития.

       Заброшенность ребенка можно заподозрить при  следующем состоянии и поведении  ребенка:

       - постоянный голод;

       - кража пищи;

       - требования ласки и внимания;

       - низкая самооценка, низкая успеваемость

       - агрессивность и импульсивность;

       - антиобщественное поведение, вплоть  до вандализма. [3, c. 161-163].

       Факторы риска, способствующие жестокому обращению  с детьми

       Факторами риска для семьи являются:

       - неполные и многодетные семьи,  семьи с приемными детьми, с  наличием отчимов или мачех;

       - наличие в семье больного алкоголизмом  или наркоманией, вернувшегося  из мест лишения свободы;

       - безработица, постоянные финансовые  трудности;

       - постоянные супружеские конфликты;

       - статус беженцев, вынужденных переселенцев;

       - низкий уровень культуры, образования,  негативные семейные традиции.

       - нежеланный ребенок;

       - умственные или физические недостатки  ребенка;

       - “трудный” ребенок.

       Любой вид жестокого обращения с  детьми нарушает физическое и психическое  здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Статья 19 Конвенции ООН  о правах ребенка гласит: “Государства-участники  принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные  меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке”.

Информация о работе Проблема насилия над детьми