Прогнозирование доходов населения (на примере РФ или субъекта РФ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в рыночных условиях возрастает необходимость в изучении и прогнозировании платежеспособности населения как одного из важнейших факторов развития рынка.
Целью курсовой работы является изучение доходов населения с помощью разработки статистических показателей, позволяющих получить всестороннюю характеристику состояния социальных условий жизни населения, выявить тенденции и закономерности, создать полную картину общественного уклада в настоящее и будущее время.
В связи с поставленной целью в курсовой работе будут решаться следующие задачи:
1. Раскрыть роль доходов в повышении уровня жизни населения;
2. Определить источники и структуру доходов населения России;
3. Охарактеризовать основные направления политики доходов;
4. Выявить существующие и будущие тенденции доходов населения.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические основы прогнозирования доходов населения.
1.1. Роль доходов в повышении уровня жизни населения. Виды доходов и факторы роста доходов населения ………………………………………...…… 5
1.2. Государственная политика в сфере регулирования доходов населения ... 8
2. Комплексный анализ динамики и структуры изменения доходов населения РФ (региона РФ).
2.1. Методы расчета доходов населения РФ …………………………….…… 11
2.2. Основные тенденции развития динамики и структуры доходов населения РФ (субъекта РФ) ………………………………………………………………. 13
2.3. Влияние изменения доходов населения на экономический рост страны (региона) ………………………………………………………………...……… 18
3. Стратегические направления совершенствования политики по повышению уровня доходов населения РФ (региона РФ).
3.1. Основные проблемы и направления совершенствования политики доходов населения РФ на макро - и мезоуровне ………………………..…… 24
3.2. Прогнозирование показателей уровня доходов населения РФ (субъекта РФ) ……………………………………………………………………...………. 24
Заключение ……………………………………………………………..………. 27
Список использованной литературы …………………………….…………… 29
Приложения 1………………………………………………….……………….. 30
Приложение 2 ……………………………………………….………………….. 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая ОСП.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

      В  структуре  общественных  фондов  потребления   выделяют   две   важнейшие составные части:

1) централизованные  общественные фонды потребления.  Они формируются за  счет средств   федерального  бюджета  и  используются  в интересах всех   членов общества. Централизованные фонды играют ведущую роль  во  всей  совокупности социальных фондов и составляют примерно 80% их величины;

2) децентрализованные  общественные фонды потребления.  Они создаются  фирмами и составляют около 20% их общего  объема.  Используются  для удовлетворения потребностей  работников  только  данной  фирмы.  К ним   относится   часть специальных фондов фирмы, формируемых из прибыли.

      Распределение общественных фондов потребления осуществляется в двух формах:

1)  в   форме  денежных   выплат,   которые   используются   в   основном   в

индивидуальном  порядке. Сюда относятся расходы  на  материальное  обеспечение  детей  и  учащихся,  престарелых   и   инвалидов,   выплаты   по   временной нетрудоспособности, оплата отпусков;

2)  в   форме  бесплатного  или   льготного  обслуживания,  средства  которого

используются  в основном в коллективном порядке. Сюда  относятся  расходы  на образование, на медицинское обслуживание и физическую  культуру,  культурно-просветительные расходы, дотации на жилье.

      За  счет  общественных   (социальных)   фондов   потребления   финансируются бесплатное  обучение  и  образование,  включая  высшее,  выплата   стипендий аспирантам, студентам и  учащимся  средних  специальных  учебных  заведений, бесплатная медицинская помощь и льготное  санаторно-курортное  обслуживание, выплачиваются   государственные    пенсии, пособия     по     временной нетрудоспособности,   по   беременности   и   родам,   организуется   отдых, обеспечивается  массовость  физической  культуры  и   спорта,   оплачиваются ежегодные отпуска,  дотируются   квартирная   плата,   детские   дошкольные

учреждения  и школы-интернаты.

      Такие фонды существуют во многих странах. За счет социальных фондов  в  этих странах выплачиваются тринадцатые оклады, наградные, семейные  пособия.  При этом основная часть социальных фондов формируется за счет  заработной  платы работников.  Например,  для  получения  пенсии  работники  платят   в   фонд социального обеспечения: в Германии 13% заработной платы; в Бельгии — 10;  в Италии, Франции, Японии — 6—7; в США — 4%.

      Потребительские блага  и  услуги,  предоставляемые  из  общественных  фондов потребления, делятся на три группы:

1) продукты  и услуги, направляемые на удовлетворение  ряда  интеллектуальных потребностей. Так общество и фирма могут стимулировать развитие  наиболее важных областей человеческой личности. Сюда относятся бесплатное  обучение, культурно-просветительные мероприятия, библиотечное обслуживание;

2)  блага,  связанные  с  охраной   здоровья,   с   обеспечением   длительной

трудоспособности  и  формированием  физически  совершенного  человека.  Сюда относятся  расходы  на  здравоохранение,  развитие  физической  культуры   и спорта;

3) блага,  которые не могут потребляться  по своему  характеру  индивидуально.  Таковы, например, некоторые услуги  коммунального хозяйства  —   озеленение  и благоустройство   населенных  пунктов,   работа   общественного   транспорта, освещение  улиц.

      Общественные фонды  потребления  не  являются  непосредственным  стимулом  к труду, поскольку  они  распределяются  независимо  от  его  производственной результативности. В связи с этим общественные  фонды  потребления  ослабляют материальную заинтересованность в труде,  порождают  иждивенчество,  которые могут перерасти в элементы социального паразитизма и загнивания.

      В  экономической  действительности  существует  противоречие   между   двумя формами распределения материальных благ: заработной платой  и  общественными фондами потребления. Могут возникнуть такие ситуации, когда вполне  здоровым людям окажется значительно  выгоднее  болеть  или  находиться  в  санатории, нежели  работать.  Поэтому  общество   и   фирма   осуществляют   расширение общественных фондов  потребления  лишь  в  рамках  сохранения  и  укрепления принципа  личной  экономической  заинтересованности  в  результатах   труда.

      Заработная плата остается основной формой распределения материальных благ  и услуг.

      Различия  в  уровне  потребления  работников  все  более   увеличиваются   в зависимости  от  величины  получаемой  заработной  платы.   И   одновременно различия в уровне жизни все  более  уменьшаются  в  зависимости  от  состава семьи,  числа  иждивенцев,  нетрудоспособных  лиц  и   пенсионеров.   Отсюда нетрудно сделать вывод, что общественные фонды потребления должны  уменьшать различия в уровне доходов как раз в этом направлении, не  подрывая  принципа материальной заинтересованности в форме заработной платы.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Стратегические направления  совершенствования  политики по повышению  уровня доходов  населения РФ (региона  РФ)

3.1. Основные проблемы  и направления  совершенствования  политики доходов  населения на макро - и мезоуровне.

     Политика  доходов и заработной платы осуществляется на основе взаимодействия механизма государственного и рыночного регулирования на макро- и микроуровнях. В нем должны увязываться принципы социальной справедливости и рыночной свободы, обеспечиваться соответствие социальной гармонии и рыночной эффективности.

     Политика  доходов и заработной платы трансформируется по мере развития мировой экономики. В социально ориентированной  рыночной экономике она является неотъемлемой частью механизма государственного регулирования, обеспечивающего экономический рост, развитие свободного человека.

     В переходной экономике преодолеваются административные ограничения доходов  и заработной платы, расширяются  сферы действия их рыночного саморегулирования, формируются новые государственные  институты, осуществляющие политику доходов и заработной платы на макро- и микроуровнях. В политике доходов совмещаются государственные и рыночные механизмы регулирования, но при этом устанавливаются социальные ограничения рыночных, коммерческих механизмов. Государственное регулирование в полном объеме сохраняется в общественном секторе экономики, на государственных предприятиях и в отраслях бюджетной сферы.

     В России отмечается положительная  динамика в развитии доходов, которая сохранится на протяжении ближайшего времени, что характеризует развитие экономики России как положительное. 

3.2. Прогнозирование  показателей уровня  доходов населения  РФ (Владимирская  область)

     Денежные  доходы населения в январе-августе 2010 года, по предварительной оценке, сложились в сумме 134192,3 млн. рублей и увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 18,7%, денежные расходы соответственно - 128235,2 млн. и на 12,9%. Превышение доходов над расходами составило 5957,2 млн. рублей.

     В структуре использования денежных доходов несколько сократилась доля потребительских расходов и обязательных платежей при увеличении доли сбережений. Из общего объёма денежных доходов население израсходовало на покупку товаров и оплату услуг 86655,9 млн. рублей (64,6%), обязательные платежи и разнообразные взносы - 13598 млн. (10,1%), накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах - 11448,6 млн. (8,5%), покупку валюты - 2424,7 млн. рублей (1,8%).

     Реальные  располагаемые денежные доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) по сравнению с январём-августом 2009 года выросли, по предварительной оценке, на 13,8%.

     Денежные  доходы на душу населения составили  в среднем 11729,4 рубля, (119,5% к январю-августу 2009 года).

     Среднемесячная  начисленная заработная плата одного работника, включая субъекты малого предпринимательства, увеличилась на 11,6% и составила 14263,2 рубля. Реальная заработная плата выросла на 5,8%.

     Величина  прожиточного минимума в III квартале т.г. в среднем на человека в месяц утверждена постановлением Губернатора области от 15.10.2010 года № 1117 в размере 5568 рублей, что выше её уровня за предыдущий период на 125 рублей или 2,3%.

     По  данным территориального органа государственной  статистики, на 1 октября т.г. задолженность  по заработной плате зафиксирована в 7 организациях области на сумму 21,7 млн. рублей. По сравнению с предыдущим месяцем она уменьшилась на 0,6 млн. рублей (на 2,7%), началом года увеличилась на 1,1 млн. рублей (на 5,3%).

     Основная  её часть приходилась на организации обрабатывающего производства - 15,7 млн. рублей (72,4% от общего объёма), за сентябрь т.г. её размер увеличился на 2,4 млн. рублей (на 18,1%). Задолженность в организациях, занимающихся научными исследованиями и разработками, выросла на 20% и сложилась в сумме 2,1 млн. рублей, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды осталась на уровне предыдущего месяца (3,8 млн. рублей). При этом полностью погашены долги в организациях по управлению недвижимым имуществом.

     Вся сумма долга связана с отсутствием собственных средств организаций. Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней на 1 октября т.г. отсутствовала. В различных стадиях банкротства находятся 6 организаций с общей суммой долга 20,2 млн. рублей (93,1% всей задолженности).

     Самый большой размер задолженности по заработной плате зафиксирован в  г. Владимире - 6,8 млн. рублей (2 организации), г. Коврове - 1,5 млн. (1); Александровском  районе - 10,1 млн. (2), Ковровском - 2 млн. (1), Гусь-Хрустальном - 1,3 млн. (1).

     Просроченной задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы не имелось.

     По  состоянию на 1 сентября т.г. численность  пенсионеров области составила 452094 человека. Средний размер назначенной  месячной пенсии сложился в сумме 7538,38 рубля.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      В условиях рыночных преобразований, сопровождающихся не только структурной  перестройкой экономики, но и  падением материального благосостояния  населения, интенсивным социальным  расслоением общества, возросшими  масштабами бедности, проведение эффективной социальной политики должно базироваться на знании причин и факторов, определяющих эти процессы. Существенным элементом в формировании социальной политики государства выступают региональные различия, обусловленные в значительной степени территориальной дифференциацией параметров, характеризующих региональную среду.

      В основе территориальных различий  лежат предпосылки, имеющие природный  характер (географическое положение,  природно-климатические ресурсы,  демографическая емкость территории) и преимущества, определяемые результативностью функционирования региональной эконо мики (характеристики состояния и использования производственной инфраструктуры региона, транспортной системы и средств связи, наличия крупных финансовых структур, научного, промышленного и культурного  
потенциала). Кроме того, немаловажное значение в размере дифференциации денежных доходов играет отсутствие у большинства субъектов РФ четких и взвешенных программ социально-экономического развития, направленных на повышение уровня жизни населения. Для разработки и реализации таких программ необходима систематизированная информация о процессе формирования межрегионального доходного неравенства и о том, какие факторы воздействуют в большей или меньшей степени на разрыв в доходах, каков вклад каждого фактора в величину доходного неравенства.

      Логика изучения регионального  аспекта в формировании средне  душевых денежных доходов населения  определила последовательность  целого ряда задач, решение  которых есть результат диссертационного исследования и свидетельство достижения поставленной цели.

      Политика доходов населения является  системообразующим элементом в  социальной политике региона,  определяющим, в основном, уровень  жизни населения. Приоритетные  направления социально экономической политики развития региона должны быть ориентированы на стабильный рост реальных доходов населения, уменьшение дифференциации денежных доходов до экономически обоснованных размеров. Методология представления и измерения доходов населения, публикуемых государственной статистикой, показатели дифференциации денежных доходов не дают достаточной информации для детального анализа факторов формирования доходного неравенства на мезоуровне. Чтобы выявить основные факторы и оценить их влияние на усиление межрегиональной дифференциации доходов необходимы дополнительные исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Прогнозирование доходов населения (на примере РФ или субъекта РФ)