Школа без наркотиков:пути повышения эффективности борьбы с наркоманией в современной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 16:51, реферат

Описание работы

По данным ООН в мире в настоящее время употребляют марихуану почти 142 млн. человек, амфетамины и синтетические наркотики – 30,5 млн. человек, кокаин - 13,4 млн. человек, героин и опиаты – 8 млн. человек. Причём количество, попавших в эту печальную статистику, неуклонно растёт.

Содержание

Введение
Основная часть
Наркотики в современном мире


1.1.Наркотики как бренд


1.2. Информированность детей, подростков и молодежи о наркотических средствах
Особенность включения школы в профилактику наркомании
2.1.Профилактика наркомании в школе
2.2.Учителя и ученики.
2.3. Школа и родители
III. Заключение

IV. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

наркомания.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

     1.2. Информированность детей, подростков и молодежи о наркотических средствах

     Непременное условие проявления интереса к любому объекту – информированность о нем. Процесс приобщения детей, подростков и молодежи к потреблению наркотических средств начинается с широкого информирования. Его механизм является скрытым и реализуется как наркоторговцами розничной сети, так и самими потребляющими. Этот механизм превратился за прошедшие 10 лет в устойчивый элемент молодежной среды, а тема наркотиков – в элемент массовой молодежной субкультуры.

     Широкое информирование молодежи о наркотических  средствах происходит преимущественно  через межличностную коммуникацию, в местах ее скопления, учебных и увеселительных заведениях. Перекрыть эти каналы трудно, они не менее эффективны, чем открытая реклама массового товара. Достаточно указать на тот факт, что в ходе мониторинга подростки и молодежь назвали более 100 наименований, которыми обозначаются известные им наркотические средства. Среди них, прежде всего, различные препараты конопли и опийной группы. Многие знакомы также с галлюциногенами и психостимуляторами. По данным мониторинга, проведенным Департаментом здравоохранения г. Москвы в 2006г., доля детей, подростков и молодежи в возрасте 11-24 лет, информированных об основных видах наркотических средств и психоактивных веществ, достигает 70% (см. рис. 3).

     
Рисунок 3. Доля подростков и молодежи, информированных об основных видах  наркотических средств и психоактивных веществ, %
 

     Уже в 11 лет почти каждый третий ребенок информирован о наркотических средствах каннабисной и опийной групп. В 13 лет информированных уже две трети, а к 16 годам их доля приближается к 80% (см. табл.1). Информированность о наркотических средствах высока и у юношей, и у девушек (см. табл. 2).  
 

                           Таблица 1

     Информированность представителей различных  возрастных групп подростков и молодежи о наркотических средствах и психоактивных веществах, %

Виды  наркотических средств  
и психоактивных веществ
     Возраст
11 лет 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет 16 лет 17 лет
Препараты конопли  38,9 48,4 66,8 71,4 75,4 84,1 82,8
Препараты опийной группы 40,8 41,8 56,9 62,1 74,5 76,4 77,5
Кокаин 27,0 28,7 39,0 42,6 51,1 52,4 53,2
Галлюциногены 3,6 4,3 8,8 11,9 17,0 21,7 23,1
Психостимуляторы 1,6 2,8 2,5 8,4 13,1 15,3 17,3
Ингалянты 6,4 5,4 3,3 4,7 3,0 3,7 1,1
Лекарственные препараты 3,5 5,1 6,1 9,4 12,6 11,4 8,9
Иные  психоактивные вещества 7,4 8,7 6,6 8,3 11,6 13,2 7,0
Виды  наркотических средств  
и психоактивных веществ
     Возраст
18 лет 19 лет 20 лет 21 год 22 года 23 года 24 года
Препараты конопли  86,2 86,8 83,8 88,1 82,6 87,5 83,4
Препараты опийной группы 74,6 79,9 79,4 84,2 79,4 85,4 80,3
Кокаин 51,2 54,8 54,5 57,8 54,5 58,6 55,1
Галлюциногены 21,3 32,2 30,5 31,8 24,9 31,0 31,1
Психостимуляторы 21,0 26,7 21,3 25,0 22,1 24,8 16,2
Ингалянты 4,7 3,1 3,3 3,3 2,3 3,1 5,1
Лекарственные препараты 11,4 12,3 14,2 8,4 6,4 11,6 9,6
Иные  психоактивные вещества 10,2 7,4 8,6 9,8 6,3 6,3 8,3
 
 
 
 
 
 
 

                           Таблица 2

     Информированность юношей и девушек  о наркотических  средствах и психоактивных  веществах, %

     Виды наркотических  средств и психоактивных веществ      Пол
     Мужской      Женский
     Препараты конопли       77,1      73,5
     Препараты опийной группы      71,8      68,5
     Кокаин      49,3      47,0
     Галлюциногены      22,7      17,7
     Психостимуляторы      16,4      14,3
     Ингалянты      4,1      3,4
     Лекарственные препараты      10,1      8,4
     Иные  психоактивные вещества      9,0      8,1
 

   

     Приведенные результаты исследования свидетельствуют, что за прошедшие 10-12 лет в России сформировалась обширная среду для распространения наркотиков. Вокруг детей, подростков и молодежи создано такое информационное поле, которое образует благоприятную почву для рекламы наркотических средств, причем эта реклама воспринимается даже в неявном виде как пропаганда.

  1. Особенности включения школы  в профилактику наркомании.

  • 2.1. Профилактика наркомании в школе 
  •      Во  второй половине 90-х гг. в список "вредных привычек", профилактикой которых традиционно занималась школа, была добавлена еще одна – наркомания (или, вернее, наркомания и токсикомания). Отсутствие стратегических и тактических представлений о целях и методах профилактики наркомании в школе, ограниченность внутренних ресурсов школы, на которые она преимущественно опиралась, обострение противоречий между новейшими ценностными трансформациями и консервативными педагогическими практиками проблематизировали само понимание профилактики наркомании в школе.

         Закрытость  школы, стремление завуалировать или  иногда даже «не видеть» проблему приводит к искаженному восприятию реальной ситуации. Учителя зачастую не могут с уверенностью сказать, пробовали их ученики наркотики или нет, а иногда и не обладают информацией даже о выявленных случаях употребления наркотиков не только вне, но и внутри школы.

         О наркотиках как проблеме в школах России начали всерьез говорить в  начале 90-х гг. Нужно уточнить, что  тогда внимание учителей было сконцентрировано на токсикомании, достигшей наибольшего размаха к концу 90-х. Учителя впервые столкнулись с потребностью в информации, необходимой для распознавания состояния наркотического опьянения для адекватной реакции по отношению к ученику. Наркомания заняла свое место в списке вредных привычек наряду с табакокурением, алкоголизмом, в профилактике которых школа имела большой опыт.

         Сегодня ситуация изменилась. Учителя проявляют  крайнюю озабоченность, но ограничивают свое участие в антинаркотической работе только профилактикой. По-прежнему сохраняется ощущение, что школа борется с этой проблемой в одиночку.

         Оценка  актуальности проблемы наркомании учителями  варьируется в зависимости от того, в границах какого социального  пространства она дается: наркомания в России, наркомания в ближайшей среде обитания (микрорайоне), наркомания в школе. В первом случае подчеркивается попустительство государственных лидеров, бездействие милиции и кризис в обществе. Вторая зона отражает родительскую позицию учителя, где наркотики становятся угрозой для жизни их собственного ребенка и его сверстников. Именно здесь наркотики становятся самой актуальной проблемой и вызывают тревогу и панику

         Школы не имеют информации о случаях  употребления и распространения  наркотиков вне школы, поскольку  наркологические диспансеры и центры социально-психологической помощи не разглашают информацию о своих подопечных. Отвечая на вопрос об актуальности проблемы в школах города, учителя ссылаются, порой, на слухи и на свой личный опыт. Следствием этого является противоречивая оценка динамики распространения наркомании, хотя мнение о развитии проблемы по нарастающей преобладает (это мнение учителей ГОУ ЦО 491 г. Москвы  и ГОУ СОШ 1256 г. Москвы).

         Точно так же, но по другим причинам, дети и родители скрывают от учителей случаи употребления наркотиков, школа скрывает от начальства, а начальство скрывает от общественности. Так информация обо всем, что связано с наркотиками, становится закрытой (или скрываемой), что становится частью политики построения беспроблемной зоны в школе.

         Но  нельзя сказать, что учителя полностью  отрицают употребление наркотиков учениками  школы. В любом случае есть круг "подозреваемых", а вопиющие инциденты связаны с появлением ученика в школе в состоянии наркотического опьянения или уличением кого-то из школьников в распространении наркотиков.

         В работе по профилактике наркомании среди  учащихся школы выделяются следующие  группы учащихся: "обнаружившиеся" в школе "наркоманы"; подростки, замеченные в употреблении или распространении наркотиков вне школы; группы риска и трудные подростки; остальные учащиеся школы.

         Наложение на проблему наркомании вето "молчания" и выведение ее за пределы "нормального" приводят к формированию в школе феномена стигматизации наркомании и наркотиков и выталкивания ее за границу зоны ответственности. Подозреваемые в употреблении наркотиков рассматриваются как потенциальная проблема и становятся объектом исключения и изоляции, что в целом соответствует принятым в педагогике практикам социального контроля4.

         Можно выделить две основные стратегии  по отношению к школьнику, замеченному  в употреблении и распространении  наркотиков. Первая стратегия подчеркивает необходимость изоляции "патологично больного ребенка" из школьной среды, ограждения остальных от его влияния. В этом случае "наркомана" исключают из школы, либо дают понять, что его дальнейшее обучение невозможно, либо переводят на вечернее обучение и т.д.

         Другая  стратегия отстаивает права подростка, "попавшего в беду", на помощь, поддержку и невозможность его изоляции. Сторонники этой позиции призывают "не отворачиваться от этих детей", а "воспитывать в коллективе".5

         Следующая стратегия – выделение группы "трудных подростков". К трудным подросткам относят нарушителей дисциплины, прогульщиков, состоящих на учете в милиции и т.д. Постановка на внутришкольный учет гарантирует им регулярный контроль со стороны инспектора милиции и администрации школы. Это общий принцип работы многих московских школ, в частности и рассмотренных нами.

         Профилактика  наркомании в школе охватывает учеников, их родителей, а также учителей. На учебный год составляется план работы, в который обязательно включается и работа по профилактики наркомании. Таким планы существуют и в изучаемых школах и включают в себя как мероприятия разовые, так и проводящиеся систематически в частности с привлечением специалистов МЦ "Дети улиц", профессиональных врачей – наркологов, проведение регулярных операций "Подросток".

         Элементы профилактики наркомании становятся предметом обсуждения в рамках специальных предметов, таких как "Основы безопасности жизнедеятельности", "Граждановедение" и т.д., а также косвенно затрагиваются при обсуждении близких тем по биологии, литературе, истории и т.д.

         Эти мероприятия являются частью обширной пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков. Главная проблема работы в этом направлении, по мнению многих, заключается в том, что для достижения желаемого результата необходимо, чтобы выступающий обладал совокупностью характеристик: пользовался авторитетом среди детей, обладал необходимой информацией и умел ее правильно преподнести, т.е. был профессионалом. Беседа должна быть серьезная и на высоком уровне. Учителя озабочены доминированием формального подхода к лекциям и беседам, который проявляется и в том, что медики и представители правоохранительных органов стремятся охватить как можно более широкую аудиторию "за один раз", предпочитают лекции беседам, что многократно снижает эффективность мероприятия как такового.

         Позитивный  опыт сотрудничества с медиками и  представителями правоохранительных органов воспринимается учителями  как удача: выступление или беседа медика или милиционера куда более "действенны", чем увещевания учителя, т.к. они, во-первых, "чужие", а во-вторых, профессионалы и могут показать "напрямую, чем это грозит". Учителями неоднократно высказывалась точка зрения, что, наверное, самым действенным было бы общение не с "самодостаточными людьми в галстуках, пиджаках, в белых рубашках", а с "живым" наркоманом6.

         В некоторых школах есть опыты публичного разыгрывания и обсуждения жизненных  ситуаций вокруг наркотиков, по примеру  телевизионных ток-шоу (наподобие  «Человек в маске») (в ГОУ СОШ 1256), организации школьных агитбригад (в ГОУ ЦО 491), постановки детских спектаклей на тему наркомании, подготовки школьных лекторских групп.

         Все эти мероприятия имеют сильный  игровой элемент и делают самих  учеников активными участниками, посредниками и творцами антинаркотических сообщений. Возможность использования этих форм целиком зависит от инициативности учителей, а также от их осведомленности и подготовленности. Формы профилактики, включающие элемент режиссуры, требуют тонкого и глубокого понимания проблемы и не получают широкого распространения. С другой стороны, данные интервью с подростками ставят под сомнение их эффективность. Оказывается, что учителя воспринимают эти акции с большим воодушевлением и более эмоционально, чем сами дети. Таким образом, для привлечения детей в качестве субъекта профилактики требуется специалист-профессионал, который был бы в школе "немножко чужим".

    Информация о работе Школа без наркотиков:пути повышения эффективности борьбы с наркоманией в современной школе