Шпаргалка по "Социологии и политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 23:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 25 экзамеционных вопросов по дисциплине "Социология и политология".

Работа содержит 1 файл

Социология и политология..docx

— 67.23 Кб (Скачать)

В современном, постоянно усложняющемся мире способность  человека подчинить себе других людей  всё больше зависит от его умственных способностей. Интеллектуальная власть бывает порой куда более эффективной, чем грубое насилие. Даже в уголовном  мире авторитет главаря определяется зачастую не столько его физическими  данными, сколько способностью спланировать безнаказанное преступление.

Моральная власть, апеллирующая к справедливости, честности, долгу и другим нравственным ценностям, более эффективна в тех случаях, когда её носитель способен служить  в этом отношении примером для  других.

Физические, интеллектуальные, психологические и нравственные возможности индивидуализированы, ими человек может обладать самостоятельно, без видимой зависимости от других людей. Социальным источником власти является право, прежде всего право собственности.

Организационная власть (административный ресурс) тем заметнее, чем сложнее управляемый социальный организм. Именно она делает столь влиятельными бюрократическиеструктуры не только в государстве, но и в крупных корпорациях и общественных организациях.

В последнее  время в источник власти превратилось владение информацией и каналами её распространения. Средства массовой информации давно характеризуются, как «четвёртая власть». Меньше обращается внимания на циркулирование информации внутри бюрократических структур, фильтрующих и изменяющих её.

  1. Политическая система общества возникает на определенном этапе его развития, отражает политическую деятельность людей,  обуславливает системный характер политической жизни.

    В рамках политической системы вырабатывается политическая линия, экономическая, социальная, культурная и другие формы политики. Одновременно политическая система  выполняет ряд функций. Это - определение  целей, задач, программы деятельности общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; интеграция всех элементов общества с помощью  пропаганды, использования власти и  т.д.; обязательное для всех граждан  распределение ценностей.

    Таким образом, политическая система общества - это совокупность институтов (государственных  учреждений, политических партий, общественных объединений граждан) и норм (правовых и нравственных), в рамках которой осуществляется политическое руководство и государственное управление обществом.

    Государство занимает особое место в политической системе, придавая ей целостность и  стойкость, ориентацию на важные общественные дела. В его деятельности концентрируется  основное содержание политики.

    Государственные институты развивались и совершенствовались на протяжении многих веков по мере того как менялись представления  людей о государстве, его роли и функциях, о наилучших формах политического устройства общества.

    Общими  для государства являются следующие  признаки:

    1. Суверенитет  государства. Только государство  выступает как универсальная,  всеохватывающая организация, распространяющая  свои действия на всю территорию  страны и всех граждан. Только  оно официально представляет  общество внутри страны и за  ее пределами, имеет право издавать  законы и осуществлять правосудие.  
    2. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев.  
    3. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека, что  определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения такого властного метода как принуждение у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, служба безопасности, прокуратура, суд.  
    4. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Обычно, оно строится на основе территориальной и этнической общности людей.  
    5. Обязательность членства в государстве. В политической партии или в общественной организации человек может состоять по собственному желанию. Государственное гражданство обязательно и получает его человек с момента рождения.  
    6. Право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания аппарата государственных служащих и для материального обеспечения так называемой бюджетной сферы: вооруженных сил, образования, науки, культуры, социального обеспечения граждан. 
    7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов, и общего блага. Ни одна другая организация не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

    Раскрывая содержание понятия "государство", необходимо уяснить и функции, которые  оно выполняет. Это организационно-хозяйственная, политического управления, защиты от внешней угрозы, культурно-идеологическая. Они материализуются в регулировании экономической жизни, защите прав человека, содействии развитию образования и научно-технического прогресса, обеспечении обороноспособности страны, сотрудничестве с другими народами.

  1. Форма правления является главным признаком государственного устройства страны. Основные формы правления стран мира: республика и монархия. 
     
    Республика 
    — форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. Республиканская форма правления возникла ещё в древности (Афинская демократическая республика, Спартанская аристократическая республика), но наибольшее распространение получила в периоды Новой и Новейшей истории.

    Различают президентскую  республику, где президент возглавляет  правительство и наделён очень  большими полномочиями (СШАРоссия, ряд стран Латинской Америки). И парламентскую республику, где роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер-министр (ФРГИталияИндия).

    Особая форма  государственного правления – социалистическая республика, которая возникла в ряде стран в результате социалистических революций. Её разновидности: Советская  республика и народно-демократическая  республика (Китай, КНДР, Куба).

    Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого строя. При феодализме стала основной формой правления.

    Различают три  вида монархий. Подавляющее большинство  существующих ныне монархий — конституционные, где законодательная власть принадлежит  парламенту, а исполнительная правительству, тогда как монарх «царствует», но не правит (ВеликобританияНорвегияШвеция). Однако политическое влияние монарха заметно.

    Абсолютная  монархия это форма правления, при  которой правительство или другие органы власти ответственны лишь перед  монархом как главой государства (Саудовская Аравия, Арабские Эмираты,ОманБруней).

    Ещё одна из монархических  форм правления — теократическая монархия, где глава государства  является и религиозным главой (Ватикан).

    Особой формой правления образуют государства  входящие в состав Содружества, возглавляемогоВеликобританией. Содружество это добровольное объединение суверенных государств, каждое из которых осуществляет собственную политику. Сотрудничая с другими членами с целью « содействия благополучию народов». В состав Содружества входят бывшие британские доминионы — Канада,АвстралияНовая Зеландия и т. д.

  1. Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе

Признаки гражданского общества

  • наличие в  обществе свободных владельцев средств производства;
  • развитая демократия;
  • правовая защищённость граждан;
  • определённый уровень гражданской культуры;
  • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;
  • самоуправление;
  • конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
  • свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;
  • легитимность.

    Российское  общество успешно прошло сложный  этап адаптации и преобразований постсоветского периода и идет по пути модернизации экономики и социальной жизни. Этот процесс в XXI веке означает усложнение системы общественных связей и интересов, рост требований и ожиданий граждан. Такая модернизация порождает необходимость открытого и честного диалога между гражданским обществом и государственными структурами.

  1. Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системыПолитический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
  2. Историческая практика развития государственности дает разные примеры демократических режимов, однако суть любого демократического режима в народовластии. Для современного демократического режима (либерально-демократического), в основном, характерно:

    признание воли народа единственным источником государственной  власти;

    осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;

    выборность  и сменяемость органов государственной  власти;

    наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан  в формировании и деятельности органов  государственной власти (в форме  прямого участия населения или  на основе представительной демократии);

    широкий объем  и реальное осуществление прав человека, экономическая и политическая свобода  личности;

    наличие официальных  механизмов, обеспечивающих учет мнений и интересов меньшинства населения, использование метода согласования при принятии решений;

    децентрализация государственной власти;

    политический  плюрализм (отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной  идеологии, свободное формирование негосударственных общественных объединений, конкуренция политических партий и  других политических сил);

    наличие легальной  политической оппозиции.

    Как важнейшее  достоинство демократического политического  режима в литературе отмечается то, что он обеспечивает систематическую  смену правителей мирным, ненасильственным путем.

  1. Термин «партия» в переводе с латинского означает «доля, часть». Т.е. в буквальном смысле слова партия – это часть населения.

Признаки политической партии:

1. Любая партия  является носителем идеологии.  Речь идет о том, что партия  стремится выразить наиболее  существенные, коренные, долговременные  интересы той или иной социальной  группы, обосновать ее претензии  на власть. Для этого партия должна осознать место данной социальной группы в контексте общественного развития. Для этого, в свою очередь, партия должна сформировать свое видение закономерностей и тенденций общественного развития. Идеология и есть система взглядов на мир, на закономерности и тенденции его развития с позиции определенного класса.

2. Любая партия  представляет собой организацию.  Это означает:

  • наличие у партии программы и устава;
  • наличие определенной структуры и иерархии;
  • наличие определенной партийной дисциплины.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии и политологии"