Шпаргалка по "Социологии и политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 23:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 25 экзамеционных вопросов по дисциплине "Социология и политология".

Работа содержит 1 файл

Социология и политология..docx

— 67.23 Кб (Скачать)

3. Цель любой  партии – захват и удержание  государственной власти. Это важнейшее  отличие политической партии от общественного движения.

4. Любая партия  стремится обеспечить себе поддержку  населения вплоть до активного  членства в ней.

Место партии в  общественной жизни раскрывается через  ее функции. К важнейшим функциям политических партий относят следующие:

1. Сплочение  масс на основе общности их  коренных интересов, отражение  этих интересов в идеологии и программе развития общества.

2. Социально-политическое  просвещение масс. Оно заключается  в разъяснении массам проводимой  правительством политики, анализе  ее недостатков и пропаганде  собственной платформы действий.

3. Организация  и проведение избирательных кампаний  по формированию центральных  и местных органов власти.

4. Формирование  в парламенте партийной фракции.  Именно через нее партия получает  возможность влиять на формирование  государственной политики.

5. Разработка  принципов отношений с другими  политическими партиями. Это может  быть сотрудничество, партнерство,  создание избирательного блока  или блока фракций в парламенте  или, напротив, соперничество, борьба  вплоть до антагонизма.

    Функции:

  • формирование общественного мнения;
  • политическое воспитание и образование граждан;
  • выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
  • выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах различного уровня.
  1. В настоящее время в разных странах действует различное количество партий, участвующих в борьбе за политическую власть. 
     
    В зависимости от положения политических партий в политической системе общества, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом. Данные взаимоотношения раскрывают степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в управлении государством. 
     
    Природа и особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов ? уровнем политической зрелости общества, его политического сознания и культуры, историческими традициями, национальным составом, религиозной ситуацией, расстановкой социально-классовых сил и т.п. Существенное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство и прежде всего конституция и избирательные законы. 
     
    Типы партийных систем: 
     
    1)в зависимости от характера политического режима выделяют демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы; 
     
    2)в зависимости от количества партий, борющихся за власть или влияющих на нее: однопартийные (в которых обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе), двухпартийные (в которых обеспечивается одной из двух партий в случае ее победы на выборах большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента) и многопартийные (в которых ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалиционными, т.е. состоящими из представителей двух или нескольких партий); 
     
    3)в зависимости от соотношения партий с различным политическим статусом: мажоритарные, доминирующие и коалиционные; 
     
    4)в зависимости от устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений: стабильные и переходные; 
     
    5)в зависимости от характера межпартийных отношений: конкурентные и неконкурентные.
  1. Политическая элита – это устойчивая социальная общность, основанная на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков,
      • объединенных общими интересами,
      • связанные с обладанием рычагами реальной власти,
      • стремлением сохранить на них свою монополию,
      • не допустить к ним другие группы,
      • стабилизировать и укрепить позиции каждого ее члена.

Многообразие  элит, политической, партийной, элит «групп давления», приводит 
к формированию элиты по функциональному признаку, а не признакам заслуг, 
положения, знатности или власти. Это позволяет, в значительной мере, 
преодолеть «железный закон олигархии», используя свободные и конкурентные 
выборы как механизм взаимной ответственности элитарных групп друг перед 
другом, каждой из них - перед избирателями, равно как и ответственности 
граждан за свой выбор. 

  1. Политический лидер – это человек, который наиболее полно отражает и защищает интересы народа или определенной социальной группы, обладает совокупностью качеств, необходимых политическому деятелю.

    Функции лидера – главные направления его деятельности. Количество функций зависит от таких факторов, как: тип культуры общества, политический режим, зрелость гражданского общества, уровень жизни большинства населения.

    1      Интегративная функция. Призвание лидера – согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов. Высокая степень социальной напряженности свидетельствует о том, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию.

    2      Ориентационная функция. Через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии социальных интересов.

    3      Инструменталистская. Политический лидер предлагает механизм осуществления своего курса (программы) посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами.

    4      Мобилизационная. Эта функция актуализируется тогда, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе. Мобилизация населения – это реализация лидером мобилизационной функции, которая может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов.

    5      Функция социального арбитража и патронажа. Она развита в странах, где высока степень зависимости личности от власти. Лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан.

    6      Функция легитимации политического порядка. Эту функцию может выполнять лидер в тоталитарных и авторитарных государствах. Функция заключается в обосновании правомерности существующего политического режима и зачастую проявляется в формах прямого обожествления личности лидера.

  1. Политическое сознание определяется как комплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний субъектов политических отношений. То есть политическое сознание является отражением производственно-экономических и иных общественных отношений индивидов, социальных групп, классов, наций, общества в их совокупном отношении к государственной власти. Преломляясь через сознание людей, политические отношения находят свое обоснование и выражение в определенных социально-политических теориях. Внедренное через систему пропагандистских организаций и институтов, политическое сознание активно воздействует на общественное развитие. В качестве непосредственных побудительных мотивов действий индивидов выступают политические идеи и убеждения.

    Являясь специфической  формой общественного сознания, политическое сознание характеризуется следующими особенностями:

    - оно непосредственно  связано с социально-классовыми  отношениями;

    - оно воздействует  через политические отношения  на деятельность всех общественных  организаций;

    - оно пронизывает  все остальные формы общественного  сознания (правовое, нравственное, эстетическое, религиозное), непосредственно воздействует  на них, определяет их содержание. В свою очередь политическое  сознание испытывает на себе  воздействие таких духовных факторов, как мировоззрение, господствующий  стиль мышления, традиции и т.  д.[92].

    Политическое  сознание имеет многоуровневую структуру. Уровень политического сознания — это определенная ступень, достигнутая  социальным субъектом в познании процессов и явлений, имеющих  место в сфере политических отношений.

    Выделяют три  уровня политического сознания:

    1. Обыденный - это совокупность политических идей и взглядов общества, класса, социального слоя, группы людей и отдельных индивидов, возникающих из непосредственного восприятия политической жизни общества; они выражаются в сумме наблюдений и представлений, которые возникают у самих субъектов, участвующих в политическом процессе.

    В качестве относительно развитой формы обыденного политического  сознания выступаетобщественное мнение, как исторически обусловленное и изменяющееся состояние общественного сознания больших групп людей, выражаемое публично по проблемам, важным для общественно-политической жизни. Общественное мнение - конкретные суждения по тем или иным проблемам жизни, разделяемые многими членами общества.

    2. Эмпирический - это более или менее осознанная сумма наблюдений о явлениях и процессах политической жизни, которые возникают у ее участников. Этот уровень формируется на почве практического повседневного опыта людей. В отличие от обыденного данный уровень сознания характеризуется большей определенностью и предметностью представлений о социально-политических процессах. И первому и второму уровню присущи чувства, настроения, импульсивность, эмоциональное восприятие происходящих политических событий. Эти несистематизированные взгляды и чувства, складывающиеся стихийно в процессе практической деятельности, составляют сферу политической психологии.

    3. Теоретический - это наиболее высокая ступень в познании политической реальности. Она представляет собой систему взглядов и идей, выработанных на основе научного осмысления всей совокупности социально-политических отношений. Такой уровень сознания включает в себя более или менее целостное представление о существенных закономерных связях и отношениях социально-политической действительности. Система теоретически обоснованных взглядов и идей составляют политическую идеологию.

    Таким образом, в структуре политического сознания различают уровни политической психологии и политической идеологии.

  1. Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.
 
 
 
 
 
 
 

     

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии и политологии"