Шпаргалка по "Социологии управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология управления".

Работа содержит 42 файла

1.docx

— 12.91 Кб (Открыть, Скачать)

11.docx

— 45.68 Кб (Открыть, Скачать)

13.docx

— 20.84 Кб (Открыть, Скачать)

14.docx

— 15.63 Кб (Открыть, Скачать)

15.docx

— 24.71 Кб (Открыть, Скачать)

16.docx

— 19.90 Кб (Открыть, Скачать)

18.docx

— 15.85 Кб (Открыть, Скачать)

2.docx

— 23.06 Кб (Открыть, Скачать)

20.docx

— 25.75 Кб (Открыть, Скачать)

21.docx

— 37.07 Кб (Открыть, Скачать)

22.docx

— 32.35 Кб (Открыть, Скачать)

23.docx

— 13.39 Кб (Открыть, Скачать)

24.docx

— 47.56 Кб (Открыть, Скачать)

25.docx

— 27.29 Кб (Открыть, Скачать)

26 дод.docx

— 19.49 Кб (Открыть, Скачать)

27.docx

— 22.02 Кб (Открыть, Скачать)

28.docx

— 25.44 Кб (Открыть, Скачать)

29.docx

— 13.77 Кб (Открыть, Скачать)

30.docx

— 12.92 Кб (Открыть, Скачать)

31.docx

— 18.29 Кб (Открыть, Скачать)

32.docx

— 12.77 Кб (Открыть, Скачать)

34.docx

— 75.33 Кб (Открыть, Скачать)

35.docx

— 36.52 Кб (Открыть, Скачать)

36.docx

— 26.45 Кб (Открыть, Скачать)

37.docx

— 36.55 Кб (Открыть, Скачать)

38.docx

— 18.93 Кб (Открыть, Скачать)

39.docx

— 148.69 Кб (Скачать)

4.docx

— 25.96 Кб (Открыть, Скачать)

40НЕ НАДО.docx

— 87.13 Кб (Открыть, Скачать)

41.docx

— 21.98 Кб (Открыть, Скачать)

42.docx

— 128.90 Кб (Открыть, Скачать)

43.docx

— 215.87 Кб (Открыть, Скачать)

44.docx

— 162.59 Кб (Скачать)

45.docx

— 28.53 Кб (Открыть, Скачать)

46.docx

— 13.99 Кб (Открыть, Скачать)

47.docx

— 20.31 Кб (Открыть, Скачать)

48.docx

— 20.92 Кб (Открыть, Скачать)

49.docx

— 15.77 Кб (Открыть, Скачать)

5.docx

— 13.53 Кб (Открыть, Скачать)

50.docx

— 13.37 Кб (Открыть, Скачать)

6.docx

— 14.10 Кб (Открыть, Скачать)

7.docx

— 41.22 Кб (Скачать)

8 Потребности и интересы

В целях своего развития человек  вынужден удовлетворять различные  нужды, которые называются потребностями.

Потребность — это нужда  человека в том, что составляет необходимое  условие его существования. В  мотивах (от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека

Биологические (органические, материальные) — потребности в  пище, одежде, жилище и др.

Социальные — потребности  в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Биологические, социальные и  духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие  от животных становятся социальными. У  большинства людей социальные потребности  господствуют над идеальными: потребность  в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Существуют и другие классификации  потребностей, например, классификация разработана американским психологом А. Маслоу:

Базовые потребности

Первичные (врожденные) 

Вторичные (приобретенные)

• Физиологические: в вос­производстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д. 

• Социальные: в социальных свя­зях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и вни­мании к себе, участии в сов­местной деятельности

• Экзистенциальные (лат. exsistentia — существова­ние): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, стра­ховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д. 

• Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте • Духовные: в  самоактуализации, самовыражении, самореализации

 

Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда  удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности  — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к  истине, красоте, знаниям, желание приносить  добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес (лат. interest — иметь значение) — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его по­требности.

Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые де­лают более или  менее доступными эти предметы, дрежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социальных групп и  индивидов в обществе. Они в  большей или мень­шей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько  классификаций интересов:

по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества.

по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.

От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени  доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личности, которая  во многом определяет его жизненный  путь, харак­тер деятельности и т. д.

 

Принципы и цели управления.

Цели являются исходной точкой планирования; цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, используемая в организации; наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда  отдельных работников, подразделений  и организации в целом.

По установившемуся мнению, существует два типа целей с той  точки зрения, какой период времени  требуется для их достижения. Это  долгосрочные и краткосрочные цели. Цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла, — долгосрочные цели. Отсюда следует, что в различных отраслях должны быть различные временные промежутки для краткосрочных и долгосрочных целей. Однако на практике обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются  в течение одного года, и соответственно долгосрочные цели достигаются через  два-три года.

Разделение на долгосрочные и краткосрочные цели имеет принципиальное значение, так как эти цели существенно  различаются по содержанию. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять. Если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными.

В зависимости от специфики  отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в  каждой организации устанавливаются  свои собственные цели, особенные  как по набору параметров организации (желательное состояние которых  выступает в виде общих целей  организации), так и по количественной оценке этих параметров. Однако, несмотря на ситуационность в выборе целей, выделяются четыре сферы, применительно к которым организации устанавливают цели, исходя из своих интересов. Этими областями являются:

• доходы организации

• работа с клиентами

• потребности и благосостояние сотрудников

• социальная ответственность

Как видно, эти четыре сферы  касаются также интересов всех влияющих на деятельность организации субъектов, о которых говорилось ранее при  обсуждении вопросов миссии организации.

Наиболее распространенными  направлениями, по которым в деловых  организациях устанавливаются цели, являются следующие:

прибыльность, отражаемая в  показателях, типа величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и т.п.;

• положение на рынке, описываемое  такими показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная по отношению  к конкуренту доля рынка, доля отдельных  продуктов в общем объеме продаж и т.п.;

• производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, отдаче с единицы  производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции  и т.п.;

• финансовые ресурсы, описываемые  показателями, характеризующими структуру  капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала и т.п.;

• мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера занимаемых площадей, количества единиц техники и т.п.;

• разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки  введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки введения нового продукта, качество продукта и т.п.;

• изменения в организации  и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений и  т.п.;

• человеческие ресурсы, описываемые  с помощью показателей, отражающих количество прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации работников и т.п.;

• работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей  и т.п.;

• оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как  объем благотворительности, сроки  проведения благотворительных акций  и т.п.

Краткосрочные цели выводятся  из долгосрочных, являются конкретизацией и детализацией долгосрочных целей. Они «подчинены» им и определяют деятельность организации в краткосрочной  перспективе. Краткосрочные цели как  бы устанавливают вехи на пути достижения долгосрочных целей. Именно через достижение краткосрочных целей организация  шаг за шагом продвигается в направлении  достижения своих долгосрочных целей.

В любой крупной организации, имеющей несколько различных  структурных подразделений и  несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой  декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Особенность иерархического построения целей в организации состоит  в том, что, во-первых, цели более  высокого уровня всегда носят более  широкий характер и имеют более  долгосрочный временной интервал достижения. Во-вторых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для  достижения целей более высокого уровня. Иерархия целей в организации  играет очень важную роль, так как  она устанавливает структуру  организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации  на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих  целей, вносит необходимый вклад  в деятельность организации по достижению ею целей организации в целом.

Одними из самых важных целей для стратегического управления являются цели роста организации. Данные цели отражают соотношение темпа  изменения объема продаж и прибыли  организации, темпа изменения объема продаж и прибыли по отрасли в  целом. В зависимости от того, каково это соотношение, темп роста организации  может быть быстрым, стабильным или  может наблюдаться сокращение. Соответственно эти темпам роста могут устанавливатся цель быстрого роста, цель стабильного роста и цель сокращения.

Цель быстрого роста является очень привлекательной, однако, и  очень сложной для достижения. Организация, если у нее для достижения данной цели есть все необходимые  предпосылки, следует отдавать предпочтение именно этой цели роста. Чтобы справится  с быстрым ростом, руководство  организации должно обладать такими качествами, как глубокое понимание  рынка, умение выбрать наиболее подходящую часть рынка и сконцентрировать свои усилия на этой части рынка, умение хорошо использовать имеющиеся у  организации ресурсы, умение четко  ощущать ход времени и хорошо контролировать во времени протекающие  в организации процессы. В случае быстрого роста организации, необходимо иметь опытных менеджеров, умеющих  рсковать. Стратегия организации должна быть сформулированна очень ясно.

Цель стабильного роста  предполагает, что при её достижении организация развивается примерно таким же темпом, как и отрасль  в целом. Данная цель не предполагает экспансии организации, а означает, что организация стремится сохранить  неизменной свою долю рынка.

Цель сокращения ставится организацией тогда, когда по целому ряду причин она вынуждена развиваться  более медленными темпами, чем отрасль  в целом, либо даже в абсолютном выражении  сокращать свое присутствие на рынке. Постановка такой цели отнюдь автоматически  не означает, что у организации  протекают кризисные явления. Например, после периода быстрого роста  может возникнуть необходимость  сокращения. Здесь проявляется одна из интересных особенностей трех данных целей роста. Являясь совершенно различными по своей направленности, они могут спокойно, последовательно совмещаться во времени, сменяя одну другую. При этом отсутствует какой-либо обязательный порядок в следовании этих целей одна за другой.

Глобальная цель организации  и цель функционирования определенных подразделений

Каждая организация осуществляет некую деятельность, стремится к  некой глобальной цели (выполняет  некую миссию): производит автомобили, предоставляет кредиты, оказывает  услуги и т.д. Со временем некоторые  управляющие могут потерять интерес  к исполнению миссии компании либо сама она в изменившихся условиях рынка утрачивает актуальность. Миссия или глобальная цель компании может  утратить четкость, по мере того как  корпорация добавляет в свой бизнес-портфель новые виды продукции или выходит  на новые рынки. Если менеджеры осознают, что организация начинает отклоняться  от когда-то принятой миссии, необходимо начать поиск ее новой роли, а  значит, как говорит Питер Друкер, наступило время задуматься над некоторыми основополагающими вопросами:

• Что представляет собой  ваш бизнес?

• Кто ваш клиент?

• Что представляет ценность для клиента?

• Чем будет ваш бизнес?

• Чем должен быть ваш  бизнес?

Преуспевающие корпорации постоянно  ставят перед собой эти вопросы  и старательно ищут на них ответ.

Миссия каждой компании определяется пятью элементами:

• История. У каждой компании есть история ее целей, политики и  достижений; организация не должна резко рвать со своим прошлым. Например, для Гарвардского университета бессмысленно открывать подготовительный колледж, даже если эта форма обучения имеет перспективы роста.

• Существующие предпочтения владельцев и управляющих. Если руководство  компании Zenith посчитает необходимым прекратить производство телевизоров, это, вполне вероятно, негативно скажется на заявленной миссии компании.

• Рыночная среда. Если бы цель американских девичьих отрядов скаутов  — готовить девочек для материнства  и замужества — осталась неизменной, сегодня они едва ли могли рассчитывать на успех.

• Ресурсы. Ресурсы организации  определяют возможную миссию. Если бы компания Singapore Airlines задалась целью стать крупнейшим в мире авиапредприятием, мы были бы вынуждены констатировать, что ее руководство занимается самообманом.

• Определенные деловые способности  и возможности. Цели организации  должны быть основаны на знании того, что  она умеет делать наилучшим образом. Например,японская компания Honda особенное внимание уделяет производству двигателей. Мастерство, достигнутое компанией в конструировании и модернизации двигателей, послужило базой для начала производства мотоциклов, автомобилей, газонокосилок, снегохо-дов, электросельхозоборудования и подвесных моторов. Точно так же навыки компании Canon в области точной оптики, приборостроения и микроэлектроники позволили ей с успехом заняться производством копировальной техники, видеокамер, принтеров и факсов. Возможно, компания McDonald's могла бы заняться преобразованием солнечной энергии в электрическую, однако при этом она бы не пользовала свои основные деловые способности — умение обеспечить большое количество клиентов завтраками, обедами и ужинами по низким ценам.

Как говорилось ранее, цели совершенно необходимы для успешного функционирования и выживания организации в  долгосрочной перспективе. Однако если цели плохо или неверно определены, это может привести к очень  серьезным негативным последствиям для организации. Большой опыт человечества по установлению целей позволяет  выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно  сформулированные цели. Правильнее сказать, можно выделить следующие свойства целей:

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии управления"