Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:13, шпаргалка

Описание работы

шпаргалки по социологии

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

7.1. О.Конт – родоначальник  социол. науки

 Основателем социологии как самостоят. и целост. науки об об-ве стал фран. уч. и фил-ф — позитивист Огюст Конт. Он выступал п/в того, чтобы считать об-во простой совокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своего рода «соц. атомы», существующие чуть ли не автономно по отнош. друг к другу. Согласно этому, чем более развиты отдел. индивиды с т.з. их способностей к производств., дух. и др. деят-ти, нравств., политич. и др. качеств, тем совершеннее будет и об-во. Все эти качества в людях надо развивать.Сами по себе эти качества ни в ком развиваться не м/т. Необходимо: воспитание и образование, благодаря которым люди могут овладеть знаниями и опытом предшествующих поколений; включение людей в разнообразные виды общения, чтобы они могли осущ-ть на соврем. уровне производств., полит. и дух. деят-сть — писателя, художника, композитора, ученого и т.д. К. ввел в научный оборот понятие социология, обозначающее учение об об-ве, которое он нередко называл еще философией. К. пользовался также понятиями соц. статика для истолкования структуры об-ва и соц. динамика, с помощью которого раскрывал механизм функционирования и развития об-ва. К. называл свою фил-ию и соц-ию позитивными, поясняя при этом, что они полностью базируются на данных науки — не на воображении или догадках, а на научных наблюдениях. Он вошел в историю науки и философии как основоположник позитивизма — одного из наиболее влиятельных и поныне направлений в области философии и социологии. Центр. звеном философско-социолог. взглядов К. явл-ся открытый им «великий осн. закон интеллектуал. эволюции челов-ва». Согласно закону, познават. деят-ть людей и в целом их обществ. сознание прошли ч/з 3 стадии своего развития. На теологич. стадии развития обществ. сознания доминирует религиоз. мифология. Чел-к стремится к абсолют. познанию поражающих его воображение явлений и в конечном счете объясняет их действием абсолют. сверхъестеств. сил. В конце осущ-ся переход к единобожию (монотеизму). К тому же место религиоз. воображения начинает занимать опыт. знание о связях и зависимостях явл. внеш. мира и жизни людей. На метафиз. стадии чел. сознание больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реал. процессы внеш. мира. Однако из-за слабого развития науки эти понятия довольно-таки абстрактны. Различного рода явления объясняются путем выделения неких абстрактных сущностей, выражением которых яв-ся предметы внеш., в т.ч. соц. мира. В качестве «общ. сущности» наз-сь природа, космос, материя, дух как источники всех телесных и дух. явлений. Данный метод не позволял окончательно избавиться от мифов. На позитивной стадии чел. сознание в своих суждениях и выводах исходит из науч. наблюдений. Пред-ют интерес взгляды К. на закономерный и прогрессивный хар-р развития об-ва. Последнее подчиняется в своем развитии биолог-им, а также «астроном-им» законам. Он писал о влиянии на развитие об-ва климата и расового состава нас. Но глав. влияние на развитие об-ва оказывает интеллектуальная эволюция челов-ва как эволюция его сознания. При этом особую роль он отводил науке как высшему проявлению интеллектуальной эволюции. 
 

10.2. Программа и план  в соц. исследовании

Подготовка  социологич. исследования нач-ся с разработки его программы, состоящей из 2 разделов. В методологич. раздел программы входят: а) формулировка и обоснование соц. проблемы; б) определение объекта и предмета социологич. исследования; в) определение задач исследователя и формулировка гипотез. Методич. раздел предполагает определ. изучаемой совокупности, харак-ку методов сбора 1ой социологич. инф-ции, последоват-ть применения инструментария для ее сбора, логич. схему обработки собранных данных на ЭВМ. Определяющей частью программ. любого исслед. явл-ся глубокое и всестороннее обоснование методологич. подходов и методич. приемов изучения соц. проблемы. Под соц. пробл. следует понимать «соц. противоречие», сознаваемое субъектами (индивидами, группами и т.д.) как значимое для них несоответствие м/у существующим и должным, м/у целями и рез-ми деят-ти, возникающее из-за отсутствия или недостаточности ср-в для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей м-у различными субъектами деят-ти, что ведет к неудовлетворению соц. потребностей. Начинающ. социологи часто путают объект и предмет исследов., хотя это далеко не одно и то же. Выбор объекта и предмета исслед. в определ. мере уже заложен в самой соц. проблеме. Объектом исслед. м/б любой соцб процесс, сфера соц. жизни, труд. коллектив, , док-ты. Предмет исследования —то, что подлежит непосредственному изучению. Как ни важны сами по себе программа и выборка, тем не менее без рабочего плана невозм/о грамотно провести социолог. исследование. В план закладываются осн. процедурные мероприятия, которые надо осущ-ть при исследовании. Это позволяет с должной точностью определить затраты времени, сил, ср-в, объем работы — науч., организационной. План создается на базе определ. правил, суть которых состоит в том, что все научно- исследоват. и организационно-техн. процедуры и операции групп-ся в 4 раздела. 1ый раздел предусмат-ет порядок подготовки, обсуждения, утверждения программы и инструментария социолог. исслед. 2ой раздел включает все организац. и метод. виды работ, т.е. отвечает на вопросы: что надо сделать, где и когда, в какие сроки.3ий раздел посвящен обычно планированию операций, связанных с подготовкой собранной в «поле» инф-ции. План д/н предусмат-ть, ско-ко специалистов вычислит. центра необходимо задействовать для выполнения этой процедуры. При ее выполнении исследователи работают совместно с программистами, операторами ЭВМ, под контролем которых форм-ся массив инф-ции для ввода в вычисл. машину. 4ый разделэто виды работ, связанные с анализом рез-ов обработки. 

7.3. Социальный статус  и его виды.

Основой социального неравенства в психологическом плане являются социальные статусы отдельных индивидов, социальных групп, слоев.

Социальный  статус: 1)врожденный и приписанный 2)выработанный 3)заработанный           

П.Сорокин  выделяет, что статус должен быть заслужен и всегда доказываться оценкой окружающих, что очень важно для самооценки человека. Оценка окружающих тем или иным способом подтверждает статус человека, или наоборот, разрушает.

Социологи выделяют:

1)предписанный – навязанный обществом, независимо от усилий и заслуг личности. Он зависит от места рождения, этноса.

2) приобретенный(достигнутый) – определяется усилиями самого человека.

Выделяют: -естественный статус личности – предполагает устойчивые черты личности;-профессионально должностной – в нем фиксируются социально экономические и производственные положения человека( бухгалтер, преподаватель).

Человек может иметь сразу несколько  статусов – интегральный статус. Социальный статус выражается сложными связями между субъектами общественных отношений. 

 12.3. Соц. измерения  социальных явлений

Кажд. вопрос в анкете или бланке интервью пред-ет собой в определ. степени шкалу измерений. Един. измерений выступают соответств. альтернативы (позиции), варианты ответов. По этим позициям проводится группировка респондентов. Измерение произв-ся с помощью разл. шкал, которым соот-ют разл. правила математ-го анализа данных. В социолог. исслед. применяются шкалы 3 осн. типов: номинал., ранговая (порядковая) и интервальная. Номинальная шкала -фиксирует (отражает) дихотомичный ответ: «Да» или «Нет», «Тепло» или «Холодно». Применяя ранговую шкалу, м/о зафиксировать более определ. состояние, отраж. ранжированное распределение типа «Холодно» — «Тепло» — «Горячо». Но цифр. величины пока отсут-ют. Если же мы точку замерзания, скажем, воды примем за нуль, а точку кипения (пар) — за 100 и расстояние м/у этими точками разделим на 10 равных интервалов, то получим интервальную шкалу. Номинал. шкале в анкете обычно соот-ют вопросы, способствующие выявлению мнений, установок, объект. харак-к респондента (пол, возраст, нац-сть и т.д.). Ранговой шкале (порядковой) соот-ует осн. число вопросов анкеты или бланка интервью. Варианты ответов в вопросе распределены в строгом порядке убывания или возрастания интенсивности признака. Интерв. шкала более детальна, глубока. Она допускает обстоят. математ. обработку инф-ции. В социолог. исслед. с ее помощью измеряются те харак-ки, которые м/о выразить числами: возраст, образование, стаж работы, учебы и др.

 10.1. Современная социология  запада: осн. направления

Становление неопозитивизма отн-ся к 20-м гг. нашего столетия и связано с выработкой «стандартной концепции науки». Она предп-ет реализацию след. принципов: 1. соц. явления подчиняются законам, общим для всей действит-ти — прир. и культурно-истор.; 2. методы соц. исслед. д/б такими же строгими, точными и объектив-ми, как методы естествознания; 3. субъектив. аспекты чел. поведения (мотивы, ценност. ориентации и пр.) м/о исследовать ч/з их открытое проявление; 4. истинность науч. понятий и утвержд. д/а устанавл-ся на основе эмпирич. процедур; 5. все соц. явления м/т и д/б описаны и выражены количественно; 6. соц-ия как наука д/б свободна от ценност. сужд. и связи с идеологией. В рамках неопоз-ма были сформулированы осн. требования к проведению социолог. исслед., которые м/о считать нормами социолог. культуры: 1. отбор понятий и их точная интерпретация; 2. формулирование гипотез; 3.  описание методов исслед.; 4. описание данных и рез-тов исслед.; 5. аргументация выводов; 6. приглашение к дискуссии по исслед. теме. Неопоз-зм достиг пика своей популярности в 40—-50-х гг, после чего наступил спад. Возрождению неопоз-ма в кон. 70-х — нач. 80-х гг. способствовала общественно-полит. обстановка: требов. надежной инф-ции и науч. экспертизы соц. явл-й стало гос. заказом. Пон. структурно-функц-го анализа употреб-ся в 2 знач-ях: 1. как объединяющее название школы в соц-ии, которую основал и возглавил Т. Парсонс; 2. как метод исслед., по которому изменения элемента сист. должны рассм-ся в связи с изменен. всей сист. Ключ ко |всей концепции П. — категория равновесия, ибо об-во м/т сущ-ть и самосохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию или гибель соц. сист. Отсюда осн. задача социологии — дать рекомендации по стабилизации об-ва, т.е. по поддержанию равновесия. Разрабатывая модель соц. действия, П. считает, что ее осн. составляющими элементами явл-ся деятель, ситуация и ориентация деятеля на ситуацию. Предп-ся, что деятель обладает активностью и способен проанализ-ть ситуацию, поставить п/д собой цель, опред-ть способы и методы достижения этой цели. Ситуация — это разнообразные физ., культур., соц. факторы, которые актуальны для субъекта в данный момент и от которых зависит его действие. П. различает 3 типа об-ва: • примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно; • промежуточный, связанный с появл-м письменности, соц. расслоения, выделения культуры в самостоят. обл. чел. деят-ти; • современный, характерной чертой явл-ся отделение прав. сист. от религиоз., формирование администрат. бюрократии, рыноч. эко-ки и демократ. избират. сист. Амер. социолог Л. Козер опред-ет социальный конфликт как «борьбу за ценности или статусные привилегии, за власть и дефицитные ресурсы, в которой цели противостоящих сторон состоят не только в овладении ими, но и в нейтрализации или устранении своего соперника» В качестве осн. ф-ий соц. конфликта выд-ся: 1. интеграция соц. структуры; 2. сохранение солидарности внутри групп; 3. укрепление межчелов-х отнош.; 4. управление соц. измен. Т.о., наиболее адекватной для регулирования соц. конфликтов формой об-ва явл-ся демократ. открытое, высокомобильное об-во, в котором развертывание и протекание конфликтов предельно формализовано. Символич. интеракционизм - основатель, амер. социолог  Дж. Muд пытается создать спец. теорию челов. эволюции. По М., специфика чел-ка опред-ся отсутствием у него развитой сист. инстинктов как основных регуляторов поведения. Именно поэтому человек обладает способностью изобретать и применять символы, что явл-ся основой сознат. приспособления к окруж. среде, сознат. поведения и самонаблюдения. М. различает две ступени соц. действия: Общение посредством жестов пред-ет собой как бы сокращенную, свернутую схему действия, когда по отд. движению м/о восстановить действие в целом. Символически опосредованное взаимодействие  т.е. взаимодействие с помощью языка, харак-ся тем, что а) порождает примерно одинаковые реакции при общении с любым индивидом; б) позволяет ставить себя на место др.; в) позволяет видеть себя глазами др. чел-ка.Об-во, по М., — это сумма лиц, с которыми индивид поддерживает отнош. взаимодействия и чьи позиции, чье отнош. явл-ся для него основой самопонимания и планирования собственных поступков. Описывая реал. и идеал. об-ва, М. рассматривает их ч/з призму широты и качества взаимодействия. Идеал. об-во харак-ся всеобщностью норм и вовлеченостью в процесс коммуникации всего чел-ва. Предпосылки возникн. идеал. об-ва он видит в расширении мирохоз-ых связей, полит. союзах гос-в. 
 

4.2. Опрос как метод  сбора соц. информации

Анкетный  опрос — важн. источник инф-ции о реально существующих соц. фактах, о соц. деят-ти. Проводимый опрос д/н отвечать след. треб-ям: 1. длит-ть не д/а превышать 30—40 мин; 2. интерес к предмету опроса д/н не снижаться, а постепенно нарастать; 3. первый вопрос д/б нейтральным; 4. трудные вопросы н/о располагать в середине анкеты, чтобы «подвести» респондента к теме; 5. вопросы д/б ясными, четкими, понятными опрашиваемым. Вопросы анкеты разл-ся м/у собой. Инф-ция о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом служит основанием деления их по содержанию. Ответы на вопросы, дающие инф-цию о факте, содержат объектив. сведения об отвечающем на анкету (возраст, образ-е, профессия, доход и т.п.). По форме вопросы делятся на три группы: 1. открытые (предусмат-ет свобод. форму ответа: «Что могло бы содействовать повышению Вашего интереса к работе?»); закрытые («Что Вам нравится в Вашей работе? Отметьте те из перечисл-х ниже вариантов, которые совпадают с Вашим мнением:); полузакрытые(основан на добавлении к списку ответов фразы: «Другие (моменты, причины, мотивы и т.д.). Укажите, какие именно».); 2. прямые (это вопрос как бы «в лоб», н-р: «Доставляет ли Вам работа моральное удовлетворение или Вы трудитесь ради денег?»); косвенные; 3. личные и безличные. Распространенной формой социолог. опросов явл-ся интервью, которое пред-ет собой своеобраз. целенаправлен. беседу «с глазу на глаз» с опрашиваемым. Виды интервью: свободное интервью не имеет плана и заранее сформулированных вопросов. Его проводят социологи, которые сами опред-ют тему беседы, формул-ют вопросы, их последоват-ть, уточняют тему и т.д. Глубинное интервью преследует цель получить инф-цию, свидетельствующую о наличии того или иного соц. факта, явления и объясняющую причины появления дан. фактов, явлении. Цель фокусирован. (направлен.) интервью — изучение обществ. мнения относит-но конкретного факта, ситуации. 

9.2. Подготовка первичной  социологической информации к обработке на ЭВМ

Допущенные  к обработке док-ты нумеруются начиная с № 1 в целях контроля за их прохождением. В дальнейшем массив  док-ов передается на кодирование. Но п/д тем как передать анкеты в руки операторов, надо закодировать открытые вопросы. На кажд. открытый вопрос составляют не менее пяти шифров-кодов. Обычно кодирование таких ответов проходит в два-три этапа. Сначала варианты ответов выписывают отдельно, подсчитывают число употреблений кажд. варианта — частота его повторения. Затем варианты групп-ся по смысловой близости, совпадению. Кодирование — связующее звено м/у качествен. и количеств. инф-ей. На дан. основе и осущ-ся числ. операции с инф-ей, введенной в память ЭВМ. Если во время кодирования произойдет сбой, замена или потеря кода, то инф-ция окажется неправильной. Сущность обработки первич. инф-ции закл-ся в ее обобщении. Рез-ты обобщения наз-ют социологич. инф-ией. При обработке на ЭВМ рез-ты отражаются в виде табуляграмм, структура которых зависит от заложенной в ЭВМ программы, поэтому здесь нужна помощь программиста. 

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"