Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 22 вопроса по "Социологии".

Работа содержит 1 файл

ответы к зачету по социологии готовые.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Малая группа - люди собраны вместе по роду деятельности, объединены по ситуации.

  • Численность малых групп составляет, как правило, от трех до восьми человек, хотя их может быть и пятнадцать, и двадцать.
  • Но группы с численностью более двадцати человек обычно не определяются как малые. Причина этого состоит в том, что непосредственное взаимодействие (взаимодействие лицом к лицу) членов группы и личное воздействие, которые являются отличи- тельными чертами малой группы, проявляются со значительно меньшей вероятностью, когда взаимодействуют более двадцати человек. Малые группы обычно существуют довольно продолжительный период времени, их члены встречаются на более-менее регулярной основе, обычно в одном и том же месте. И хотя отдельные члены группы могут приходить и уходить, группа остается. Кроме того, группа обычно представляется ее членами как единое целое, в ней существует четкое разграничение ролей. И, наконец, группа обладает некоторой самодостаточностью, которая позволяет ей приспособиться к изменяющемуся окружению. Из этого следует, что далеко не все объединения численностью не более двадцати человек подпадают под определение малой группы. В организациях существует множество делений малых групп. Одним из наиболее важных является деление на группы формальные и неформальные. Формальные группы - это обычно те группы, существование которых предусмотрено организацией. Люди в таких группах занимают четко предписанные положения. Неформальные группы возникают в организациях на основе общих интересов людей, дружеских связей или других общественных нужд. Неформальные группы не содержатся в штатном расписании организации. В них существуют свои неписаные правила и нормы, касающиеся допустимого поведения и обязанностей.

Существуют  различные подходы к классификации  функций социальных групп. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие  функции групп:

  • Социализации: только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений;
  • Инструментальную: состоит в осуществлении той или иной деятельности людей;
  • Экспрессивную: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;
  • Поддерживающую: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях.[6]
 
 
  1. Понятие страты и стратификации.

      Термин  стратификация происходит от слова страты — означающего слой. Под термином стратификация понимается следующее: в обществе имеют место социальное неравенство людей, т.е. неравенство в их общественном положении относительно друг друга. Есть четыре критерия — доход, власть, образование, престиж занятия, — используемых при измерении социальной стратификации

      На  сегодняшний день можно выделить 5 крупных групп:

  1. административная элита (правящая элита), состоящая из старой партхозноменклатуры, сросшейся с новой полит. элитой;
  2. рабочий класс, который дробится на группы по отраслевым, квалификационным, демографическим и иным признакам;
  3. интеллигенция, подразделяющаяся на ряд социальных групп по различным параметрам;
  4. «новая буржуазия» — предприниматели банкиры и т.д.
  5.   крестьяне, делящиеся на социальные группы (кооперированные крестьяне, фермерство.
 
Признак Показатель Выделяемые  группы
Экономический Наличие/отсутствие частной собственности, вид и величина дохода, материальное благосостояние. Собственники  и не имеющие частной собственности; Высокооплачиваемые и низкооплачиваемые  слои; богатые, средне обеспеченные, бедные.
Разделение  труда Сфера приложения труда, вид и характер труда, уровень квалификации. Работники различных  сфер общественного производства, высококвалифицированные  и низкоквалифицированные.
Объем властных полномочий Возможность оказывать  влияние на окружающих через должностное  положение. Рядовые работники, менеджеры различных уровней, руководители государственного управления различных уровней

  Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной смысл, чем был до этого — совокупность всех членов общества, как целое. В этом обществе где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих. Одни из них находятся высоко, другие ниже в социальном пространстве.

Гидденс предложил универсальную  систему 4-х типов  стратификации.

      Этими четырьмя типами явились следующие:

  1. Первым типом стратификации, который он выделил на этих основаниях было рабство.
  2. Второй тип стратификации по Гидденсу — касты.
  3. Третий тип стратификации — сословия. Они возникли в средневековой Европе, но в определенных формах имели место на других континентах (Китай).
  4. Четвертая система стратификации — основанием служит деление на классы.

 Основой  деления на классы Гидденс  считал прежде всего 2 показателя: уровень доходов, род занятий.  Экономическая стратификация — это ранжирование или дифференциация основных слоев населения по доходам. Основанием классовой стратификации служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступень, зажиточные группы населения — среднюю, а богатые — верхнюю. Профессиональная стратификация - разделение людей по профессиям. 

Тип системы Основа дифференциации
Физико-генетическая Естественные  признаки: пол, возраст, физические данные
Рабовладельческая Права собственности  и гражданства
Кастовая  система Религиозное и  этническое разделение труда
Сословная Обязанности перед  государством
Этакратическая (власть государства) Ранги во властной иерархии
Классовая Размеры собственности (на средства производства)
Социально-профессиональная Род занятий  и квалификация
Культурно-нормативная Стиль жизни
Культурно-символическая Обладание сакральным (священным) знанием
 
 
 
  1. Вертикальная  и горизонтальная мобильность.

Термин  социальная мобильность введён П.А. Сорокиным в работе 1927г " Social Mobility , Its Forms and Fluctuation".

Он писал: "Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются  те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск.

Социальная  мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями.

Каналы  социальной мобильности.

Сорокин указал основные каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое положение — главным образом за счет образования, армии, церковь, бизнес. 

  1. Понятие социального института, его признаки. Виды социальных институтов и их характеристики. Типология и функция социальных институтов.

Социальные  институты — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей - это совокупность лиц и учреждений, снабженные определенными материальными средствами и осуществляющие конкретную социальную функцию.

      Виды  социальных институтов.

Экономика,  политика, культура, мораль, искусство, идеология, семья, наука, образование, право и т.д.

    Характерные черты социальных институтов.

    1.  устойчивая организованная форма деятельности людей.

    2. Каждый  социальный институт связан многообразными  отношениями (прямые и косвенные, структурные и функциональные) с другими социальными институтами, без которых нормально существовать не может.

    3.   Социальные институты упорядочивают поведение людей.

    4. Однажды возникший социальный институт стремится себя развивать и работать на самого себя. С одной стороны это способствует к стабилизации, а с другой к торможению

    5. Ситуация, когда социальный институт не  справляется со своей функцией - называется дисфункцией.

  1. Социальный институт семьи, его признаки.

Социальные институты — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Поэтому институт семьи является социальным. Семья является элементарной базовой структурой общества, его элементарной ячейкой.

Семья - это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга.

Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общественных ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей.

     а) репродуктивное — биологическое  воспоизводство населения в общественном плане и удовлетворения потребности  в детях — в личностном плане;

     б) воспитательное — социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;

     в) хозяйственно-бытовая — поддержание  физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

     г) экономическое — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономической поддержки несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

     д) сфера первичного социального контроля — моральная регламентация поведения  членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация  ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения;

     е) духовного общения — развитие личностей членов семьи духовное взаимообогащение;

     ж) социально-статусное — представление  определенного социального статуса членам семьи, воспроизводства социальной структуры;

     з) досуговая — организация рационального  досуга, взаимообогащение интересов;

     и) эмоциональное — получение психологической  защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная  стабилизация индивидов и их психологическая терапия.  
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"