Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 19:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

ответы по тср.docx

— 67.79 Кб (Скачать)

— предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;

— сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;

'■— содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

2. Основные профилактические методы, 
применяемые в практике социальной работы 
Социальному работнику необходимо знать 
существующие методы профилактической 
работы, уметь эффективно использовать 
накопленный опыт для решения практических 
задач.

Во-первых, негативные тенденции, как правило, имеют прежде всего социально-экономический характер

Во-вторых, формулировка конкретных целей профилактической работы может вестись только на основе учета специфики конкретной ситуации.

В-третьих, подбор адекватных средств для 
оптимизации социального        состояния

(самочувствия) клиента может вестись только  на основе тщательно конкретизированной  цели работы.

Консультирование , беседа, метод коррекции

Понятие социальной экспертизы

Под      экспертизой      принято      понимать 
исследование какого-либо вопроса, требующего 
специальных     знаний,     с     представлением 
мотивированного заключения. 
4 функции социальной экспертизы: 
диагностическая функция —

освидетельствование состояния социального объекта  в момент исследования; информационно-контрольная  функция — исследование информации о социальном объекте и его  окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие  коррективы, если информация содержит искажения;

прогностическая функция — выявление возможных  состояний социального объекта  в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе и возможных сценариев  достижения объектом этих состояний;

проектировочная функция — выработка рекомендаций по тематике экспертирования социального  объекта для социального проектирования и принятия управленческих решении. 

Организационные модели социальной экспертизы

Модель I: «Рецензия». Рецензирование в организационном  отношении — наиболее традиционная форма экспертной оценки, включающая:

* заказ на рецензию лицу (организации^ выступающему в качестве эксперта;

  предоставление  эксперту материалов, подлежащих рецензированию;

• принятие итогового документа — рецензии и соответствующие действия

Модель 2: «Мониторинг». Эта модель применяется, если производство социальной экспертизы приобретает  регулярный характер и осуществляется на долговременной основе. Модель 3: «Проект». Эта модель экспертного исследования используется при решении группы смежных задач, в которой экспертная оценка приобретает инструментальное  значение  как основа проектирования желаемых

общественных  состояний и тенденций.

Социальные инновации: особенности, структуры, типы

Понятие «социальная  инновация» можно определить как  сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, формирующееся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющее целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере Исходя из понятия уровня и объема социальных нововведений можно выделить инновации глобального характера, направленные на решение общечеловеческих проблем, а также региональные и локальные инновации, представляющие более узкие интересы регионального и местного значения. По сферам общественной жизни выделяют инновации социальные, политические, экономические, инновации в культурно-духовной сфере, в социальных структурах и институтах.

По масштабу использования различают 
единичные социальные инновации,

осуществляемые  на одном объекте, и диффузные, распространяемые на многие объекты.

Технологии социального  прогнозирования

Технологии социального  прогнозирования (от 
греч. prognosis — предвидение, предсказание) — 
незаменимый инструментарий социального 
предвидения, исследования и разрешения 
социальных проблем современного мира. 
В настоящее время насчитывается около 150 
различных методов и процедур прогнозирования. 
Их разделяют на три основные группы: 
общенаучные, интернаучные, частнонаучные, — 
основу которых составляют как практические, 
так и теоретические данные. 
Информационный аспект в технологиях 
социального прогнозирования занимает особое 
место — это совокупность знаний, сведений, 
данных и сообщений, которые формируются и 
воспроизводятся в обществе и используются 
индивидами, группами, организациями, 
классами, различными социальными

институтами для  регулирования социального взаимодействия, общественных отношений между человеком, обществом и природой.

Моделирование социальных отношений и структур

В социальном прогнозировании  все большее распространение  получает метод прогнозного моделирования  социальных процессов. Все количественные технологии, использующиеся в прогнозировании, по существу являются методами моделирования (от лат. modulus — мера, норма; от франц. modele — образец, прообраз) — одной из основных категории теории познания, многопланового метода, предполагающего исследование реально существующих предметов, явлений, социальных процессов, органических и неорганических систем.

Моделирование как технология социального 
прогнозирования - это исследование объектов 
различной природы на их аналогах (моделях) на 
уровне структур, функций и результатов. 
Цель моделирования — воспроизвести данные, 
оценивающие натуральные нагрузки, ход работы 
объекта, а также исследовать его внутренние 
процессы. Моделирование —

многофункциональное исследование,

применяющееся для определения или уточнения  характеристик существующих или  вновь конструируемых объектов. 

Метод групповой  работы

Социальная работа с группой — метод, который  используется с целью оказания человеку помощи посредством передачи группового опыта для развития его физических и духовных сил. формирования социального  поведения 

В рамках теории поля группа рассматривается как  некая общность индивидов, движущаяся к своей цели; силы вне и внутри данной группы влияют на направление  ее движения, способствуя или препятствуя  ему. Теория социального обмена представляет собой приложение некоторых идей бихевиоризма к групповому контексту. Согласно данной теории люди вступают во взаимодействие, ожидая вознаграждения и в то же время предполагая  пожертвовать чем-то взамен. Хотя все  теории групп в той или иной степени опираются на понятие  «система», некоторые теоретики  уделяют ему особое внимание, в  связи с чем возникла теория социальных систем. Под методом групповой  работы будем понимать совместную Деятельность людей, которые, работая в группах  по 2—10 человек над определенными  задачами и проблемами, самостоятельно направляют свою деятельность, избирают средства своей работы и устанавливают  нормы взаимодействия. Группа, как  и индивид, проходит несколько стадий развития. В литературе описан ряд  процедур коллективного поиска решений. Алгоритм решения организационных  проблем включает два этапа:

1) формирование  проблем; 2) решение проблем. 
Последний этап разделяется на три стадии, 
каждая из которых предусматривает ряд 
процедур для ответа на типовые вопросы: I) 
аналитическая стадия 2)оперативная стадия 
3)синкретическая стадия Ч

Содержательные  характеристики социальной коммуникации

Коммуникативные        средства        общения  чрезвычайно разнообразны. К ним  относятся: речевые (вербальные) средства:

• лексика; стилистика, грамматика; семантика; неречевые (невербальные) средства:

  • оптокинетические (жестикуляция, мимика, направление взгляда, визуальный контакт, покраснение и побледнение кожи, стереотипы моторики),
  • паралингвистические (интенсивность, тембр, интонация голоса, его диапазон, тональность);
  • экстралингвистические (паузы, темп речи, ее связность, смех, покашливание, заикание);

- проксемические (персональное пространство, физическая  дистанция контакта: интимная (от 0 до 40—45 см), личная (от 45 до 120—150 см), социальная (150-400 см), публичная (от 400 до 750—800 см), угол поворота к собеседнику;

  • предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывание, толчки, поглаживание, касания);
  • ольфакторные средства (связанные с запахом), механизмы воздействия:

Заражение Внушение. Убеждение . Подражание Оптимальное  межличностное общение — это  всегда общение диалогическое. Основными  характеристиками диалога являются:

• равенство сущностных позиций общающихся (отношения «субъект — субъект»);

• доверительная взаимная открытость обеих сторон;

• отсутствие оценки, «измерения» каких-бы то ни было индивидуальных особенностей каждого;

• восприятие друг друга как неповторимых и ценных личностей.

Содержание  технологий связи  с общественностью

Связь с общественностью (от англ. public relations — работа с общественностью) — метод социальной работы, возникший в США и получивший широкое распространение в последние десятилетия. 

Технология программно-целевого

проектирования

Важную роль в социальной работе может сыграть  технология программно-целевого проектирования, задача которой — выработка организационных  моделей решения социальных проблем, координирование механизмов их реализации.

Алгоритмы разрешения социальных проблем не могут разрабатываться  без учета и соблюдения основных принципов прогнозного

проектирования:

• принцип научного обоснования нормативной модели решения,

   принцип научного обоснования эксплоративной модели решения;

• принцип социальной целесообразности и 
Пеле-обусловленности. предполагающий 
соответствие ожидаемых эффектов нормативным 
(ценностным) целям общественного развития;

• принцип социально-воспроизводственной ценности и соответствия проектируемых перемен физиологической, психической и социальной природе человека;

" принцип  комплексности, интегративности,  сопоставления различных видов  моделей;

• принцип реалистичности и реализуемости, предполагающий не только адекватное выдвижение целей, но и опору на действительные, поддающиеся учету социальные ресурсы.

Роль  социологического знания в социальной работе

Социальная работа основана на знании социологии как  основного компонента освоения современного общественного бытия и наличии  социологического стиля мышления. Две  главные особенности социологии, познающей мир и человека, объективно сближают ее с социальной работой: 1) изучение реального состояния общества при минимизации конструирования  социального пространства на основе идей, чертежей, лекал желаемого  или должного (с точки зрения той  или иной идеологемы); 2) исследование эмпирическим путем (посредством замеров, оценок, ощущений, умонастроений самого субъекта) социальных отношений.

Психоаналитическая  и психодинамическая  модели психологии основаны на учении 3. Фрейда — основателя метода исследования бессознательного в психике человека и его влияния на поведение и личность. 3. Фрейд выделил три уровня психики: сознание, подсознание, бессознательное. Именно на последнем уровне находятся основные детерминанты личности, психической энергии, побуждений и инстинктов.

Технологии, ориентированные на

гуманистические модели личности

Гуманистические психосоциальные технологии используют идеи, развиваемые в гуманистической  психологии (К. Роджерс, А. Маслоу), экзистенциональном подходе (В. Франкл) и гештальт-традиииях (Ф. Перле), которые иногда называют экзистенционально-гуманистическим  направлением. Основные положения основаны на понимании человека как целостной  личности, взаимодействующей со своим  окружением. Важным моментом, объединяющим эти теории, является декларация веры в человека как в высшее существо, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать  жизненные стратегии, изменяться при  наличии определенных позитивных условий. Основная сущность гуманистической  психологии К. Роджерса — ориентация на личность, которая является контролирующим звеном в процессе принятия решений. Главное внимание уделено человеку, предназначение которого — жить и  действовать.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"