Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:52, реферат
В настоящее время процесс развития российского общества с момента событий октября 1917 г. подвергается серьезному переосмыслению. История России рассматривается в контексте эволюции мирового сообщества в целом, и оценка отдельных ее этапов корректируется в соответствии с теми переменами, которые происходили в аналогичные периоды в индустриально развитых странах.
  
  
- 65 - 
дениях, школах, научно-исследовательских 
институтах, на промышленных и сельскохозяйственных 
предприятиях (в колхозах и совхозах), 
в государственных учреждениях 
и организациях, творческих коллективах, 
союзах, по месту жительства (при 
ЖЭКах). Появились народные университеты 
различных отраслей знаний: университеты 
естественно-научных знаний (например, 
физико-математических знаний, научно-технических 
знаний, науки и техники и т.д.), 
университеты педагогических и медицинских 
знаний, университеты здоровья, университеты 
правовых знаний; народные университеты, 
связанные с повышением производственной 
квалификации работников промышленности, 
сельского хозяйства и других 
отраслей (университеты технического 
прогресса, технико-экономических знаний, 
сельскохозяйственных знаний, университеты 
торговли, повышения квалификации учителей 
и воспитателей дошкольных учреждений 
и др.). 
Большую группу составляли 
народные университеты политической направленности 
(народные университеты по изучению "марксизма-ленинизма", 
университеты политических знаний, международных 
отношений, коммунистического воспитания, 
военно-патриотического 
Некоторые крупные 
университеты организовывали свои филиалы 
в общежитиях, отдаленных поселках, 
сельской местности, на предприятиях торговли 
и бытового обслуживания. Стали создаваться 
также университеты широкого профиля, 
предусматривающие в своих 
Следует отметить, что 
коммунистическая партия придавала 
большое значение развитию народных 
университетов, видя в них один из 
каналов распространения в 
  
  
- 67 - 
тов как одну из важнейших 
форм идеологической работы в массах, 
пропаганды марксизма-ленинизма, политики 
КПСС и Советского государства, научно-технических 
знаний, эффективного использования 
трудящимися свободного времени 
для повышения своего образования 
и культуры" . 
К концу 60-х гг. сложилась 
система общественного 
Методическая помощь 
народным университетам оказывалась 
Всесоюзным обществом "Знание" посредством 
научно-методических советов по различным 
отраслям знаний, функционирующих при 
правлении общества, а также научно-методическими 
советами и секциями, создаваемыми при 
местных общественных советах по руководству 
народными университетами и местных организациях 
общества "Знание". Общество "Знание" 
разрабатывало примерные учебные планы 
и программы для народных университетов, 
которые затем корректировались на местах 
в соответствии со спецификой университетов 
и обучающегося в них контингента слушателей; 
издавало и рассылало на места необходимую 
литературу, организовывало занятия и 
семинары, научно-практические конференции 
для преподавателей. Надо сказать, что 
независимо от профиля университета, в 
любом из них определенное количество 
учебных занятий отводилось изучению 
общественно-политических вопросов. 
К преподавании в 
народных университетах привлекались 
на общественных началах партийные 
работники, преподаватели вузов, средних 
специальных учебных заведений, 
школ (особенно на селе, где ощущался 
дефицит в квалифицированных 
кадрах), лекторы общества "Знание", 
инженерно-технические 
I. Об улучшении 
работы народных университетов:
  
  
  
листы сельского 
хозяйства. Обычно состав лекторов университета 
утверждался партийными органами и 
научно-методическими советами организации 
общества "Знание". 
В 1945-1970 гг. расширились 
границы деятельности профессиональных 
творческих коллективов. Это было обусловлено 
не только ростом числа театров и 
концертных организаций, но и возникновением 
новых форм общения со зрителями 
и слушателями. Сразу же после 
окончания войны театры Москвы и 
Ленинграда стали формировать творческие 
бригады для обслуживания сельского 
населения. В последующем выездные 
I    концерты 
и спектакли начинают входить 
в практику творческих 
Связь с сельской 
аудиторией осуществлялась и по линии 
шефской работы. В 1947 г. при Центральном 
комитете работников искусств (Рабис) 
и его местных органах были 
созданы специальные шефские 
комиссии, которые привлекали отдельных 
мастеров и целые коллективы к 
оказанию шефской помощи сельским самодеятельным 
коллективам и их руководителям. 
Одновременно профессиональные артисты 
на безвозмездной основе выступали 
со спектаклями и концертами перед 
сельскими жителями. 
В орбиту постоянного 
внимания творческих коллективов вошли 
и работники промышленных предприятий. 
Начало было положено в мае 1950 г, 
когда при Всероссийском 
театральном обществе образовалась 
постоянная комиссия содействия театральной 
самодеятельности. В том же году 
зародилось творческое содружество 
Московского художественного 
Наряду со специализированными 
учреждениями культуры, функционирующими 
в сфере досуга, условия для 
организованного проведения людьми 
свободного времени создавались 
и по месту их работы, учебы, проживания. 
Роль организаторов досуговых 
  
  
- 68 - 
На многих промышленных 
предприятиях, в учреждениях, учебных 
заведениях после окончания работы 
или занятий проводились 
В цехах крупных 
предприятий организовывались кружки 
художественной самодеятельности. Как 
уже отмечалось, при многих предприятиях, 
учреждениях и организациях действовали 
народные университеты. 
Развивалась работа 
по месту жительства, прежде всего 
в городах. После войны при 
домоуправлениях продолжали действовать 
красные уголки, в которых можно 
было послушать лекцию, посмотреть 
концерт художественной самодеятельности. 
Развитие массового жилищного 
  
  
- 69 - 
и работе с детьми. 
Во дворах жилых домов создавались 
"тимуровские" команды, детские 
клубы различных направлений, кружки 
художественно? самодеятельности, а 
с середины 60-х гг. оборудовались 
специальные "детские комнаты". 
Организацию культурной работы брали 
на себя жен-советы домоуправлений или 
домовые комитеты при содействии 
культурно- досуговых учреждений: Дворцов 
и Домов культуры, библиотек, кинотеатров 
и др. 
Организацией детской 
внешкольной работы занималась также 
сеть внешкольных учреждений, принадлежащих 
разным ведомствам и общественным организациям: 
Дворцами и Домами пионеров, станциями 
юных техников, юных натуралистов, детскими 
экскурсионно-туристическими станциями, 
детскими домами культуры и клубами, 
клубами юных техников, детскими железными 
дорогами. 
Вопросы для самоконтроля 
1. Каковы были 
политические, социально-экономические 
и культурные условия развития 
досуговой деятельности в 
2. Какие факторы 
оказали воздействие на 
3. Какие тенденции 
отличали развитие досуговой 
деятельности в течение 1945 (май)-1971 
гг.? 
4. Как развивалась 
сеть учреждений культуры? 
5. Какова была 
структура государственного 
6. В чем проявлялись 
формы общественного участия 
в организации досуга 
7. Какие учебные 
заведения готовили кадры для 
сферы досуга? 
8. В чем заключались 
основные партийно-
9. Каковы были 
основные направления 
10. Какие формы 
принимала массовая работа- с 
населением библиотек, музеев, парков 
культуры и отдыха, кинотеатров? 
11. Какие произошли 
изменения в деятельности 
  
  
Информация о работе Социально-культурная деятельность в Росии с 1917-1930