Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 21:42, доклад
"Социальное", "социальные связи", сегодня каждый знает об этих понятиях хотя-бы приблизительно. Но как развивалась социология? Откуда появились различные направления в этой науки, кто были основоположниками изменений взглядов на отдельные элементы этой науки? В данной работе хотелось бы раскрыть теорию социального эволюционизма Спенсера.
"Социальное", 
"социальные связи", сегодня 
каждый знает об этих понятиях 
хотя-бы приблизительно. Но как 
развивалась социология? Откуда 
появились различные 
Социальный 
эволюционизм представляет собой попытку 
глобального осмысления исторического 
процесса как части общего, бесконечно 
разнообразного и активного процесса 
эволюции космоса, солнечной системы, 
Земли  
СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ (1820-1903) - выдающийся английский 
философ и социолог, сторонник позитивизма 
и эволюционизма в естествознании, родился 
в Дерби, умер в Брайтоне.  
Творчество Спенсера с наибольшей полнотой 
воплотило основные идеи эволюционизма, 
оказало большое влияние на интеллектуальную 
атмосферу той эпохи. Теоретические взгляды 
формировались главным образом под влиянием 
достижений естественных наук, все чаще 
обращавшихся к идее эволюции. Основной 
труд, опубликованный в 1862-1864 годах, включал 
в себя: "Основные начала" (1962), "Основная 
биология" (1864-1867), "Основания психологии" 
(1870-1872), трехтомный труд "Основания 
социологии" (1876-1896), "Социология, 
как предмет изучения" (1903), "Основания 
этик" (1879-1893).  
В традициях позитивистской социологии 
Спенсер, опираясь на исследования Ч. Дарвина, 
предложил использовать эволюционную 
теорию для объяснения социальных изменений. 
Однако в противоположность Конту он сделал 
акцент не на том, что изменяется в обществе 
на разных периодах человеческой истории, 
а на том, почему происходят социальные 
перемены и почему в обществе возникают 
конфликты и катаклизмы. По его мнению, 
эволюционируют в единстве все элементы 
Вселенной -неорганические, органические 
и надорганические (социальные). Социология 
призвана изучать, прежде всего надорганическую 
эволюцию, которая проявляется в количестве 
и характере разного рода общественных 
структур, их функциях, в том, на что собственно 
нацелена деятельность общества и какие 
продукты оно производит. В этой связи 
Спенсер обосновывает постулат, согласно 
которому изменения происходят в обществе 
по мере того, как его члены приспосабливаются 
или к природной среде, или же к среде социальной. 
В качестве доказательств и обоснованности 
своего постулата ученый приводит многочисленные 
примеры зависимости характера человеческой 
деятельности от географии местности, 
климатических условий, численности народонаселения 
и т.д.  
Спенсер первым в развернутой форме стал 
разрабатывать подход, получивший впоследствии 
название общей теории систем, и применять 
его к человеческому обществу. В своих 
исследованиях он сочетал структурно-функциональный 
и эволюционный анализ общества. Он вместе 
считал общество особой реальностью, возникшей 
в результате возникновения индивидов 
и зависящей от них.  
Спенсеровское представление об обществе 
как организме позволило осмыслить и понять 
ряд важных особенностей структуры и функционирования 
социальных систем. Он не отождествлял 
общество с индивидуальным биологическим 
организмом, как зачастую утверждали и 
его противники, и его сторонники. Он лишь 
сравнивал эти две сущности, прослеживая 
как сходства, так и различия "сверхорганический" 
организм, т. е. как специфическую организацию.  
Понятия эволюционистской социологии 
Спенсера - "возрастающая связанность", 
"переход от гомогенности к гетерогенности", 
"определенность", - описывающие морфологическую 
структуру общества, позволяли английскому 
социологу-позитивисту проводить аналогию 
между биологической и социальной эволюцией, 
между живыми организмами и обществом. 
В свою очередь, это раскрывало возможность 
применения в социологии естественнонаучных 
методов, что и составляло одну из целей 
позитивистского подхода к обществознанию.  
В главном социологическом произведении 
- трехтомных "Основаниях социологии" 
(1876-1896) - Спенсер уподоблял сословно-классовое 
строение общества и присущие ему различные 
функции разделению функций между органами 
живого тела. Однако отдельные личности 
обладают, по мысли Спенсера, гораздо большей 
самостоятельностью, чем биологические 
клетки. Подчеркивая свойство саморегуляции 
в живой материи, Спенсер на этом основании 
ставил под сомнение значимость государственных 
форм, рассматривая их в качестве инструментов 
насилия в большей мере, чем агентов регуляции.