Технологии социальной адаптации личности к военной службе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:38, контрольная работа

Описание работы

Актуальность проблем разработки и внедрения эффективных технологий в социальной работе, как и в других сферах жизнедеятельности человека, обусловлена усложнением и динамичностью современных социально-экономических и духовно-нравственных процессов. Решение объемных и разноплановых задач требует их дробления, выработки соответствующей стратегии и тактики, иными словами – технологизации. Технологизация социальных процессов включает:
Разграничение, разделение, расчленение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции;
Координацию и поэтапность действий, направленных на достижение поставленной цели;
Однозначность выполнения включенных в технологию процедур.

Содержание

Введение 2
1. Сущность и содержание социальной адаптации 6
2. Особенность современных условий социальной адаптации 9
3. Понятие «социальная адаптация» 13
4. Виды адаптации 18
5. Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов 23
6. Технологии социальной адаптации личности к военной службе 29
Заключение 36
Литература 38

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ.docx

— 71.04 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 2

1. Сущность и содержание социальной адаптации 6

2. Особенность современных условий социальной адаптации 9

3. Понятие «социальная адаптация» 13

4. Виды адаптации 18

5. Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов 23

6. Технологии социальной адаптации личности к военной службе 29

Заключение 36

Литература 38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Адаптация занимает существенное место в содержании социальной работы. Она характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой - является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать  критерием ее эффективности. Поэтому  понимание сущности адаптивных процессов, их механизма - необходимое условие  профессионализма социального работника. Адаптивные процессы обеспечиваются соответствующей  технологией.

       Социальная  адаптация личности является актуальной и одновременно одной из сложнейших проблем социальной педагогики, так  как она представляет собой не только состояние человека, но и  процесс, в течение которого личность приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. В процессе адаптации человек  выступает объектом воздействия  социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Но порой, особенно в переломные периоды, как  жизнедеятельности человека, так  и в периоды радикальных экономических  и социальных реформ, возникает несоответствие потребностей личности требованиям  окружающей среды. Результатом такого несоответствия является возникновение  состояния личностной тревоги. Именно наличие или отсутствие тревоги  определяет уровень адаптивности или  дезадаптивности личности в социальной среде.

       Дезадаптивность личности в социальной среде, как  проблема социального функционирования выражается в неготовности индивида к критическим периодам и поворотным моментам его жизни, а также к  сознательному пересмотру своей  жизненной позиции в новых  обстоятельствах. В последнее время  приобрела особую актуальность проблема дезадаптации детей и подростков. По сведениям Российского статистического  ежегодника в России в 2003 году 37 тысяч  детей превратились в бомжей; 20% имеют  опыт употребления наркотических средств; 16% испытывают в школе физическое и 24% испытывают психологическое насилие; до 76% детей школьного возраста имеют различные формы психологических нарушений (среди дезадаптированных школьников эта цифра возрастает до 95%); смертность от самоубийств подростков выросла за последние пять лет на 60%; детско-подростковая преступность, особенно по тяжким и групповым преступлениям растет быстрее, чем преступность взрослого населения.

       Такая социальная статистика наиболее полно  свидетельствует о наличии в  обществе проблемы адаптации на всех возрастных стадиях развития личности. Адаптация занимает существенное место  в практике социально-педагогической работы. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма  – необходимое условие профессионализма социального работника.

       Актуальность  проблем разработки и внедрения  эффективных технологий в социальной работе, как и в других сферах жизнедеятельности человека, обусловлена  усложнением и динамичностью  современных социально-экономических  и духовно-нравственных процессов. Решение объемных и разноплановых  задач требует их дробления, выработки  соответствующей стратегии и  тактики, иными словами – технологизации. Технологизация социальных процессов  включает:

  1. Разграничение, разделение, расчленение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции;
  2. Координацию и поэтапность действий, направленных на достижение поставленной цели;
  3. Однозначность выполнения включенных в технологию процедур.

       Социальные  технологии обычно понимаются в двух аспектах:

  1. Как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач;
  2. Как совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, для решения тех или иных социальных проблем.

       Социальные  технологии весьма многообразны, отличаются друг от друга по содержанию, могут  быть классифицированы по различным критериям:

  1. глобальные социальные технологии (по масштабности);
  2. инновационные социальные технологии, рутинные (по качеству);
  3. региональные (территория);
  4. универсальные (глобального моделирования): вопросы сохранения мира, природы, обеспечение населения Земли продовольствием, материальными средствами и т.д.;
  5. информационные;
  6. интеллектуальные;
  7. исторические;
  8. демографические;
  9. социальные технологии согласия;
  10. социальные технологии разрешения конфликтов;
  11. политические;
  12. административно-управленческие;
  13. психологические;
  14. психофизиологические.

       Применительно к социальной работе социальные технологии трактуются как совокупность приемов, методов воздействий, применяемых  социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными  работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления  социальной работы, для решения разного  рода социальных проблем, обеспечения  эффективности реализации задач  социальной защиты населения.

1. Сущность и содержание социальной адаптации

       Социальная  адаптация представляет собой не только состояние человека, но и  процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и  устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.

       Под социальной адаптацией понимается процесс  активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации  человек выступает объектом воздействия  социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды.

       Процесс адаптации - это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития. Социальность - сущностная сторона человека, его качественная характеристика. Исключением здесь могут быть только психически больные люди или те, кто не прошел с детства этапы социализации («эффект Маугли»)1.

       В настоящее время мы переходим  от одной цивилизации к другой. Однако мы не идем от нецивилизованности к цивилизации. Но даже такой переход  не прост. Не случайно, что сейчас, в  переходный период, нас охватил кризис. Особенно с чрезвычайной ясностью он выступает в экономике. Но по сути дела он имеет общесоциетальный, цивилизационный  характер и проявляется в политике, общественных отношениях, культуре, идеологии столь же сильно, как и в производственно-хозяйственной сфере. Соответственно здесь сегодня ключевые точки адаптации. Впрочем, прежде чем перейти к описанию подобных точек, стоит взглянуть на адаптационный процесс, его противоречия и средства их преодоления в целом. Потому что игнорирование данного момента в процессе социальной работы не приведет к созданию в рамках ее деятельности эффективно функционирующих моделей.

       Отмечено, что адаптация к новым условиям интенсивнее всего идет у людей  с высшим образованием, у самых  квалифицированных работников, в  наиболее крупных городах. Почти  половина опрошенных моложе 30 лет отметила, что теперь у них больше возможностей, чем раньше. В этих средах большинство  определенно за реформы и чувствует  себя способным вынести трудности  переходного времени. В подобных условиях, казалось бы, простая смена  поколений должна завершиться полной адаптацией населения (или его подавляющей  части) к системе новых отношений  и новой жизненной обстановке. Сложность, однако, в том, что общественное развитие и, в частности, адаптационные  процессы развертываются так противоречиво, что народного терпения может  не хватить на период смены поколений2.

       В ряду факторов, увеличивающих риск социального взрыва, немалое место  занимают противоречия самой адаптации. Решающее значение тут имеет глубокая неравномерность адаптационных  процессов. Она проявляется в  двух отношениях.

       Во-первых, из приведенных цифр видно, что, хотя тех, кто поддерживает реформы и  способен переносить связанные с  ними трудности, сегодня больше, чем  их противников, сама по себе доля последних  достаточно велика. Судя по данным различных  опросов, около 25-35% взрослого населения России из месяца в месяц повторяет, что больше терпеть нынешнее бедственное положение невозможно, 40-45% хотели бы вернуться к доперестроечной ситуации, 50% регулярно говорят, что в их настроениях преобладают напряженность, раздражение, тоска, страх. В обществе, где от 1/3 до 1/2 взрослого населения ощущает себя выбитой из нормальной жизни, не чувствует возможности терпеть происходящие перемены, трудно рассчитывать на мирное и стабильное развитие.

       Во-вторых, неравномерность адаптации проявляется  в том, что едва ли не все большинство  населения находится ныне в противоречивом положении: оно оказывается адаптированным к одним сдвигам, одним переменам  и совершенно не приспособленным  к другим. При этом чаще всего  большие массы людей поддерживают рыночное изменение фундаментальных  основ жизни (число тех, кто признает преимущества рынка сегодня, в 1,5 раза больше числа сторонников социализма и государственного планирования). Но они же все меньше склонны терпеть  трудности перехода к рынку. Наиболее нагляден здесь пример интеллигенции: врачи, учителя, научные работники  ощущают благие перемены, связанные  со свободой творчества, труда, политической деятельности, расширением поля инициативы, возможностями зарубежных контактов  и т.п. Вместе с тем, именно они  в первую очередь испытывают тягостные  последствия бюджетного дефицита, инфляции, распада старой государственной  системы, не сопровождаемого созданием  новой3.

       В общем, простое продолжение нынешних тенденций приспособления населения  к последствиям социально-экономических  преобразований будет сопровождаться повторяющимися взрывами массовой неудовлетворенности, возникновением ситуаций, в которых  неадаптированность станет, временами, ощущать едва ли не большинство общества. Соответственно, чтобы обеспечить успех рыночно - капиталистической модернизации, нужны специальные корректирующие и упреждающие меры, облегчающие адаптацию населения к последствиям преобразований, прежде всего к условиям переходного кризиса.

       Если  адаптация не станет таким процессом  и результатом взаимодействия индивида (группы) с кардинально изменяющейся социальной средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что  индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда – воспроизведения  и вступления в иную, восходящую стадию, то тогда общество потеряет способность самосохранения и скорее всего погибнет. Чтобы адаптация  осуществлялась, надо рассмотреть ее специфику подробнее.

2. Особенность современных условий социальной адаптации

       Адаптация, чтобы стать реальным процессом  самосохранения общества и индивидов, должна обрести следующие характеристики: всеохватность, быстроту кардинальности при изменении социального положения  и окружения, при смене видов  деятельности индивида. То есть, если сегодня  человек рядовой специалист, то завтра он может стать руководителем  собственной фирмы, сегодня он житель престижного города, а завтра –  беженец без крова над головой, сегодня его труд относительно хорошо оплачивается, а завтра он – безработный, сегодня он занят любимым делом  в своей лаборатории, а завтра торгует на улице, вчера все было стабильно, сегодня – все шатко, неопределенно, рушится4.

Информация о работе Технологии социальной адаптации личности к военной службе