Социальная адаптация военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Изучение социально-профессиональной адаптации показало, что большинство военнослужащих, уволенных в запас выполняют труд ниже своей квалификации. Незначительная часть военнослужащих, уволенных в запас смогла повысить свой профессиональный уровень (окончили высшие и средне-специальные учебные заведения). Подавляющая часть бывших военнослужащих выполняет неквалифицированную работу, что особенно показательно для группы профессиональных военных, которые в большинстве своем не имели гражданских профессий. Таким образом, в обществе существует проблема социальной дезадаптации военнослужащих в гражданском обществе и необходимость их социальной реабилитации. В связи с этим цель исследования: изучить проблему дезадаптации военнослужащих и социальную помощь военнослужащего как частную технологию социальной работы.
Целью курсовой работы является не только рассмотрение теоретического аспекта социальной работы с военнослужащими, но и анализ практических примеров ее реализации.

Содержание

Введение________________________________________________________3
Глава 1 Социальная адаптация военнослужащих______________________4
1. 1 Понятие социальной адаптации, её основные формы_______________4
1.2 Механизм и особенности адаптации военнослужащих______________11
Глава 2 Социальная работа с военнослужащими______________________33
2.1 Правовые основы социальной работы с военнослужащими._________33
2.2 Основы социальной работы с бывшими военнослужащими_________41
Заключение____________________________________________________45
Приложение ___________________________________________________46
Список литературы______________________________________________47

Работа содержит 1 файл

фак мой моск.docx

— 73.19 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение________________________________________________________3

Глава 1 Социальная адаптация  военнослужащих______________________4

1. 1 Понятие социальной адаптации, её основные формы_______________4

1.2 Механизм и особенности адаптации военнослужащих______________11

Глава 2 Социальная работа с военнослужащими______________________33

2.1 Правовые основы социальной работы с военнослужащими._________33

2.2 Основы социальной работы с бывшими военнослужащими_________41

Заключение____________________________________________________45

Приложение ___________________________________________________46

Список литературы______________________________________________47 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Изучение  социально-профессиональной адаптации  показало, что большинство военнослужащих, уволенных в запас выполняют  труд ниже своей квалификации. Незначительная часть военнослужащих, уволенных  в запас смогла повысить свой профессиональный уровень (окончили высшие и средне-специальные  учебные заведения). Подавляющая  часть бывших военнослужащих выполняет  неквалифицированную работу, что  особенно показательно для группы профессиональных военных, которые в большинстве  своем не имели гражданских профессий. Таким образом, в обществе существует проблема социальной дезадаптации военнослужащих в гражданском обществе и необходимость  их социальной реабилитации. В связи  с этим цель исследования: изучить  проблему дезадаптации военнослужащих и социальную помощь военнослужащего  как частную технологию социальной работы.

     Объект  исследования: военнослужащие, уволенные  в запас.

     Предмет исследования: социальная помощь военнослужащим как частная технология социальной работы.

     Целью курсовой работы является не только рассмотрение теоретического аспекта социальной работы с военнослужащими, но и анализ практических примеров ее реализации. 
 
 
 
 
 

     Глава1. Социальная адаптация  военнослужащих.

     1.1 Понятие социальной адаптации, и её основные формы

     Социальная  адаптация является объектом исследования различных отраслей знания в области  как естественных, так и гуманитарных наук. Наиболее широко представлена и  изучена проблема адаптации в  биологии. Начиная с Ж.Бюффона  БюффонЖ. Всеобщая и частная естественная история. СПб., 1989., обосновавшего зависимость  организмов от их приспособления к  окружающей среде, адаптация была предметом  исследования практически всех выдающихся биологов: К. Бэра; А.Вейсмана, Ч.Дарвина, Н.Я.Данилевского, К.М.Завадского, Ж.Б.Ламарка, И.П.Павлова, А. Н. Северцова, И. М. Сеченова, Ж. Сент-Илера, А. Д. Слонима, Н. В. Тимофеева-Ресовского, А. А. Ухтомского, Г.И. Царегородцева, И. И. Шмальгаузена и др.

     Основные  идеи адаптации, заложенные и разработанные  в биологии, оказали соответствующее  влияние на становление и развитие данного понятия в других научных  дисциплинах, в том числе и  в социологии. История биологических  воззрений на адаптацию человека явилась практически зеркальным отображением этапов развития социологической  мысли. Идея прямого приспособления к условиям среды, теперь уже социальной оказалась не менее привлекательной  и жизнеспособной. Однако, в отличие  от биологических дисциплин; в социологии адаптация долгое время не исследовалась  как самостоятельный предмет. Наряду с другими общественными науками (философией, психологией, демографией) социологи использовали для понимания  и описания социальных процессов  важнейшие достижения биологии, в  том числе и категорию адаптации. В числе первых обратился к  проблеме адаптации английский социолог Г.Спенсер. Представляя общество как  «социальный организм», Г.Спенсер  распространял на него и законы биологической  адаптации [1]. Несмотря на увлеченность эволюционной теорией Ч.Дарвина и убежденность в необходимости применения идеи естественного отбора к обеспечению общественного устройства (социальный дарвинизм), Г.Спенсер фактически поддерживал и развивал механоламаркистское направление в понимании адаптации. В предложенной им «теории равновесия» адаптация понималась как устойчивое уравновешивание организма (индивида) со средой' (обществом), в результате чего происходит усложнение общественного устройства, повышение его «функциональности». [2]

     Социологические воззрения на адаптацию и других ученых начала XX века также развивались  под воздействием учения о борьбе за существование и естественном отборе. Широкую известность получили труды польско-американского социолога  Ф. Знанецкого, рассматривавшего адаптацию  через взаимодействие социальных ценностей (как характеристики общества) и  социальной установки (как характеристики личности). Несомненной заслугой Ф. Знанецкого явилось раскрытие процесса социальной адаптации через усвоение личностью социального опыта, ее «социальное действие», обусловленное  переживанием личностью социальной ценности [3]

     Изучая  адаптацию польских крестьян-эмигрантов в, Америке,

     У. Томаси и Ф. Знанецкий убедительно  показали, что процесс адаптации  человека прежде всего социален.

     Собственно  социологический подход к рассмотрению адаптации представлен в трудах выдающихся западных социологов Э.Дюркгейма, М. Вебера; Т. Парсонса и Р.Мертона.

     По  Э. Дюркгейму, адаптация представляет собой приспособление внутренней организации  человека к существующим в обществе нормам. Ha индивидуальном уровне адаптация  выражается в принятии человеком  господствующей общественной морали, осознании своего «долга» перед  обществом, что проявляется в  его мыслях, целях, деяниях. На уровне всего общества адаптация выражается, прежде всего, в наличии самих  норм; квинтэссенция адаптации заключается  в существовании общественной морали, разделяемой всеми членами общества. Нормы первичны, «позитивны», человек и его индивидуальное сознание вторичны.

     Функционально адаптация человека представляет собой  процесс усвоения; «интериоризации» существующих норм. Любые отклонения от принятия человеком этих норм являются социальной патологией. Отсутствие норм, их «слабость», множественность, расплывчатость - это патология общества. [4] Несмотря на то, что Э. Дюркгейм не использовал термина «адаптация», его шкала «норма - патология» полностью идентична понятиям адаптации - дезадаптации, а позитивистское понимание адаптации как принятия и слепого усвоения индивидом условий социальной среды соответствовало ламарковскому прямому приспособлению.

     Полностью игнорировалась роль личности, а адаптация  выступала как процесс противоположный  социальному прогрессу.

     В психологии понятие адаптации употребляется в значении приспосабливать, прилаживать, устраивать. Исследователи, имея различные мировоззренческие позиции, используют данное понятие с теми или иными смысловыми оттенками, под углом зрения определенной науки.

     Необихевиорист  Г. Айзенк и его сотрудники определяют адаптацию следующим образом. Во-первых, это состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой, полностью удовлетворены, т.е. состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой. Во-вторых, это процесс, посредством которого данное гармоничное состояние достигается. Существенно, что состояние адаптации можно описать только в общих теоретических понятиях, ибо на практике достижима лишь относительная адаптация в смысле оптимального удовлетворения индивидуальных потребностей и ненарушенных отношений со средой.

     Более интересно интеракционистское определение  адаптации личности. Представители  интеракционистского направления различают адаптацию (adaptation) и приспособление (adjustment). В частности, Т. Шибутани отмечает, что каждая личность характеризуется комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации (adaptation). Адаптация относится к более стабильным решениям - хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые кристаллизуются путем последовательного ряда приспособлений. Понятие "приспособление" (adjustment) относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций.

     В отечественной литературе по исследуемой  проблеме не сложилось однозначного определения понятия адаптации (социальной адаптации). Повышение интереса к разработке теории адаптации применительно к социальной среде прослеживается с 1960-х годов [5]

     Согласно  Д. Ольшанскому, социальная адаптация - вид взаимодействия личности или  социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются  требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации - согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями  и реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта [6]

     Психологическая адаптация определяется активностью  личности и выступает как единство аккомодации (усвоение правил среды, "уподобление" ей) и ассимиляции ("уподобление" себе, преобразование среды). Среда  воздействует на личность или на группу, которые избирательно воспринимают и перерабатывают эти воздействия  в соответствии со своей внутренней природой, а личность или группа активно воздействуют на среду. Отсюда - адаптивная и одновременно адаптирующая активность личности или группы. Такой механизм адаптации, складываясь в процессе социализации личности, становится основой ее поведения и деятельности. Важнейшая роль при этом принадлежит социальному контролю.

     П. Карако отмечает, что в процессе социальной адаптации устанавливаются соотношения, которые обеспечивают развитие как личности и социальной группы, так и среды (микросреды). При этом социальная адаптация охватывает биологическую, психическую и социальную сферы бытия человека [7]

     Правда, диапазон возможностей развития для личности или социальной группы, с одной стороны, и среды (очевидно, под средой автор понимает общество или какую-либо его подсистему) - с другой, не всегда можно уловить.

     Таким образом, анализ показывает, что в  настоящее время существует в  основном два вида подхода к пониманию  сущности «адаптации человека».

     Представители первого направления сущность адаптации  видят в приспособлении организма  и личности к воздействию новых  раздражителей или к изменившимся условиям деятельности и жизни в  целом (А. Таланкин, 1929; Г. Хаханьян, 1929; Г.Д. Луков, 1960; Н.Ф. Феденко, 1962, 1984; С. Кабели, 1975; Л.Ф. Железняк, 1979, 1982, 1984; Я.В. Подоляк, 1987 г.).

     Основным  содержанием процесса адаптации  они считают привыкание, изменение (ломку) старого динамического стереотипа и формирование нового.

     Такой подход вполне правомерен при оценке биологической, физиологической, психофизиологической и психологической адаптации  человека к соответствующим условиям военной службы, но он не может быть признан достаточным при исследовании адаптации бывшего военнослужащего  к социальным и социально-психологическим  факторам гражданской жизни после  увольнения.

     Первый  подход к пониманию сущности адаптации  состоит в том, что адаптация - приспособительный процесс «приноравливания», «вживания», «приспособления» человека к новым условиям жизнедеятельности. Истоки этого направления лежат в преимущественно биологическом понимании адаптации, которое не учитывает ее сложной социальной детерминированности, активности сознания человека. Неудовлетворенность «традиционным» взглядом на адаптацию личности как только приспособление, привыкание к определенным условиям вызвала ряд работ, в которых делаются попытки выйти за рамки привычного определения данного явления.

     Сторонники  второго направления полагают, что  в процессе адаптации личность не только приспосабливается к среде, но и активно взаимодействует  с ней, приспосабливая ее к себе, изменяя в собственных интересах. Этот подход позволяет адекватно  понять сущность активности личности в процессе адаптации ее в коллективе, разграничить понятия биологической  и социальной адаптации как взаимосвязанных, но разноуровневых явлений. Приспосабливает  ли индивид себя к миру или подчиняет  мир исходным своим интересам - в  любом случае он отстаивает себя перед  миром в тех своих проявлениях, которые в нем уже были и  есть и которые постепенно обнаруживаются.

     Таким образом, под адаптацией понимается тенденция субъекта к реализации и воспроизведению в условиях новой деятельности уже имеющихся  у него стремлений, направленность на осуществление таких действий, целесообразность которых была подтверждена предшествующим опытом (индивидуальным или родовым).

Информация о работе Социальная адаптация военнослужащих