Социальная адаптация военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Изучение социально-профессиональной адаптации показало, что большинство военнослужащих, уволенных в запас выполняют труд ниже своей квалификации. Незначительная часть военнослужащих, уволенных в запас смогла повысить свой профессиональный уровень (окончили высшие и средне-специальные учебные заведения). Подавляющая часть бывших военнослужащих выполняет неквалифицированную работу, что особенно показательно для группы профессиональных военных, которые в большинстве своем не имели гражданских профессий. Таким образом, в обществе существует проблема социальной дезадаптации военнослужащих в гражданском обществе и необходимость их социальной реабилитации. В связи с этим цель исследования: изучить проблему дезадаптации военнослужащих и социальную помощь военнослужащего как частную технологию социальной работы.
Целью курсовой работы является не только рассмотрение теоретического аспекта социальной работы с военнослужащими, но и анализ практических примеров ее реализации.

Содержание

Введение________________________________________________________3
Глава 1 Социальная адаптация военнослужащих______________________4
1. 1 Понятие социальной адаптации, её основные формы_______________4
1.2 Механизм и особенности адаптации военнослужащих______________11
Глава 2 Социальная работа с военнослужащими______________________33
2.1 Правовые основы социальной работы с военнослужащими._________33
2.2 Основы социальной работы с бывшими военнослужащими_________41
Заключение____________________________________________________45
Приложение ___________________________________________________46
Список литературы______________________________________________47

Работа содержит 1 файл

фак мой моск.docx

— 73.19 Кб (Скачать)

     На  этапе реадаптации для большинства  комбатантов были характерны переживания, по поводу возможных проблем, с которыми им придется встретиться в условиях мирной жизни («на гражданке»). Свидетельством этого являются данные раздела анкеты «Ветеран», где военнослужащим предлагалось указать круг важных и значимых проблем, которые у них могут появиться после увольнения из армии Таран Ю.Я. Социальная адаптация бывших военнослужащих и членов их семей. Опыт работы негосударственных некоммерческих организаций. [14]

     Более 56 % комбатантов на 1-е место поставили  проблему, связанную с физическим здоровьем; проблемы, которые у них  появятся в связи с трудоустройством и поиском своего места в жизни (29,5 %); созданием семьи и воспитанием детей (29,5 %). Около 16 % высказали опасения относительно своего психического здоровья и душевного состояния в будущем.

     При анализе показателей социометрического  статуса (CMC) в основной и контрольной  группах обращает на себя внимание тот факт, что была выявлена тенденция  к более высокому CMC военнослужащих контрольной группы. Это в большей  степени объяснялось тем, что  прибывшие из районов боевых действий десантники в смешанных воинских коллективах демонстрировали более низкий уровень комуникативности, предпочитая ограничивать круг общения собственной референтной группой.

     Почти 20 % анонимно опрашиваемых военнослужащих отметили ухудшение морально-психологического климата в воинских коллективах после выхода из боевых действий. Особенно это было выражено во взаимоотношениях между теми, кто участвовал в боевых действиях, и теми, кто в них не принимал участия. В отдельных случаях в смешанных воинских коллективах наблюдались случаи неуставных взаимоотношений, когда комбатанты требовали к себе особого внимания или каких-либо послаблений по службе. 

     Необходимо  отметить, что у военнослужащих контрольной группы, входящих в смешанные подразделения, уровень субъективного самочувствия, настроения и уверенности в себе был в среднем в 1,6 - 2,1 раза ниже по сравнению с аналогичными показателями военнослужащих «однородных» воинских коллективов. Обследуемые лица из «однородных» подразделений достоверно отличались от «смешанных» более высоким уровнем самоконтроля, общительностью и меньшей тревожностью.

     Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют о том, что:

     1) военнослужащие, выведенные из боевых  действий, в процессе социальной реадаптации к условиям мирного времени испытывали определенные трудности, выражавшиеся в повышении конфликтности, снижении установки на профессиональную деятельность и неудовлетворенности внутригрупповыми контактами, особенно в смешанных подразделениях. Отмеченные психологические особенности отличались длительным течением и не обнаруживали сколько-нибудь заметных позитивных тенденций у военнослужащих даже спустя 3 месяца после окончания боевых действий;

     2) в период реадаптации к условиям  мирного времени у комбатантов  обозначались тенденции к повышению  эмоциональной возбудимости, тревожности  и нервно-психической напряженности, в основе которых, вероятно, лежала ориентация на собственные переживания, повышенная фиксация на внешних и внутренних конфликтах, а также «замыкание» контактов на собственной референтной группе;

     3) социальная реадаптация военнослужащих, возвратившихся из районов боевых действий, протекала значительно сложнее в тех случаях, когда комбатантов распределяли в «смешанные» подразделения, командирами которых были назначены лица, не имеющие боевого опыта.

     Приведенные результаты изучения особенностей социальной адаптации военнослужащих, принимавших участие в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, предполагают дальнейшую разработку системы оказания комбатантам необходимой помощи в свете утвержденной в октябре 2003 г. Межведомственной программы «Реабилитация военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и сотрудников правоохранительных органов, пострадавших при выполнении задач в условиях боевых действий и при проведении контртеррористических операций».

     Сущность  социальной адаптации бывших военнослужащих включает в себя еще и такие  воспитательные задачи, как включение  личностных качеств в процесс адаптации и гармонизации межличностных отношений и социальной среды.

     Исходя  из практического опыта, выделяются основные критерии эффективности процесса социальной адаптация, которые основаны на модели организации этого процесса:

     - конкурентоспособность;

     - уверенность в стабильности социального  благополучия;

     - успешность трудоустройства;

     - закрепляемость на рабочем месте;

     - стабильность семейных отношений;

     - уровень профессиональной подготовки;

     - степень удовлетворенности взаимоотношениями  с окружающими людьми;

     - удовлетворенность работой и  оплатой труда.

     Наиболее  острая проблема - обеспечение занятости  после увольнения в запас для  лиц, уволенных с военной службы в более старших возрастах (от 40 лет и выше). Она имеет свои особенности и обстоятельства:

     1) уволенные военнослужащие принципиально меняют сразу все аспекты своей предыдущей жизни - лишаются служебного жилья, а порой и регистрации по месту жительства, гарантированного денежного содержания, бесплатного медицинского обслуживания, что в ряде случаев приводит к семейным неурядицам и стрессовой ситуации;

     2) возраст, когда военнослужащие  увольняются в запас, порой  значительно выше среднего возраста  гражданских кандидатов, претендующих  на аналогичное вакантное место  (на ведущие вакантные места,  как правило, требуются лица  не старше 35 лет);

     3) большая часть увольняемых в  запас военнослужащих до увольнения  занимали должности, которые относились  к категории «командно-инженерная»,  и имели в своем непосредственном  подчинении значительные по численности  коллективы, но, как показывает практика, на рынке труда более половины  вакантных мест относится к  рабочим специальностям;

     4) в отличие от гражданских специалистов, готовых занять ведущие должности  в сфере экономики и управления, значительная часть увольняемых  военнослужащих не имеют гражданской  специальности, которая востребована  на рынке труда, либо утратили  знания и навыки по своей  предыдущей гражданской специальности;

     5) ряд офицеров запаса, не имеющих  права на пенсионное обеспечение  по возрасту, в силу особых  черт характера с большой неохотой  идет регистрироваться в государственные  органы службы занятости населения.

     Проводимые  в настоящее время реформы  в Российской армии приводят к  значительному сокращению численности  Вооруженных Сил Российской Федерации. При увольнении в запас только небольшая часть военнослужащих успешно меняет род занятий и  утверждает себя в новых сферах жизни  и деятельности. Для большинства  же военнослужащих, да и членов их семей  увольнение из армии - весьма болезненное  состояние, приводящее порой к потере жизненной перспективы и крушению надежд, так как им трудно адаптироваться к новым для себя условиям и  стилям взаимоотношений в современном  гражданском обществе. Такая ситуация часто провоцирует финансовые и  экономические трудности, ограничения  в выборе работы, жилищные проблемы, невротические состояния, асоциальное  поведение и т. д.

     По  данным Министерства обороны Российской Федерации, только в 1992-2004 гг [15]

     Было уволено в запас более двух миллионов офицеров, прапорщиков и мичманов. Всего же в результате таких сокращений в адаптации к новым жизненным условиям нуждается более пяти миллионов человек. При этом заметим, что подавляющее большинство увольняемых кадровых военнослужащих относятся к возрастной категории 35-50 лет. Они обладают хорошей профессиональной подготовкой и, как правило, имеют высшее образование. У них имеется опыт управления большими коллективами, опыт решения масштабных задач и вопросов воспитательной работы, и т. д. Другими словами, это экономически активная часть населения. Кроме того, в адресной социальной поддержке нуждаются еще около 800 тысяч членов семей военнослужащих, вопросы социальной адаптации которых будут оставаться на повестке дня еще очень долгое время.

     Широкомасштабное  сокращение Вооруженных Сил в 90-е  годы привело к росту социальной напряженности в обществе. Как  известно до 2001 года не было единой государственной  программы социальной адаптации  военнослужащих. При реализации этой программы в стране реализовывались  две Программы, утвержденные постановлениями  Правительства Российской Федерации  от 5 июня 1997 г. № 674 и от 3 февраля 1998 г. № 153.

     Концепцию Программы адаптации военнослужащих, существовавших в то время, разрабатывали  специалисты Института педагогики Российской академии образования. При  этом были использованы результаты социологических  исследований 1996 года по итогам реализации Программы конверсии для российских офицеров, анализ Организации экономического сотрудничества и исследования 1997 года «Занятость и профессиональная переподготовка кадровых военнослужащих запаса, живущих  в Москве, и их использование в  народном хозяйстве», проведенных Центром  региональных проблем и Институтом проблем занятости РАН.

     Большое внимание было уделено изучению опыта  работы существующих на тот момент в России различных центров социальной адаптации бывших военных. Они существовали с 1993 года при поддержке зарубежных организаций из Германии, Великобритании. Швеции, Норвегии и других стран  Европейского сообщества (TACIS), которые стали создавать региональные учебные центры по переподготовке увольняемых военнослужащих. Эти центры, поддерживаемые западными партнерами, получили хорошее материальное обеспечение, но были открыты только в больших городах Европейской зоны России. Их главной задачей была профессиональная переподготовка военнослужащих, увольняемых в запас, проблемы же социальной и психологической адаптации, трудоустройства, самозанятости и малого предпринимательства они не решали.

     Благодаря частной инициативе самих уволенных  военнослужащих в различных районах  страны стали образовываться ассоциации военнослужащих, уволенных в запас, как общественные негосударственные  организации, которые во взаимодействии с региональными органами власти пытались реализовать соответствующие  программы. Их деятельность строилась  на основе самофинансирования, большинство  из них работали в содружестве  со Всероссийским центром переподготовки офицеров, увольняемых в запас (ВЦПО), фокусируя свою деятельность в основном на переобучении. В тот период времени  региональными администрациями  были реализованы несколько проектов, направленных на социальную и психологическую  адаптацию бывших военнослужащих. В  результате этой инициативы были организованы региональные центры социально-психологической  адаптации военнослужащих, уволенных  в запас. В Тверской, Тамбовской, Рязанской, Калининградской, Волгоградской, Смоленской областях и Подмосковье  военнослужащие могли получить социальную, юридическую, психологическую помощь и информационную поддержку.

     Таким образом, сформировалось несколько  подходов к социальной адаптации  военнослужащих:

     1. Организация на базе высших  учебных заведений региональных  центров по профессиональной  переподготовке с объемом не  менее 520 часов и выдачей дипломов  государственного образца.

     2. Создание Центров адаптации военнослужащих, как составной части Управлений  социальной защиты населения  субъектов Федерации.

     3. Создание иных организационных  форм, ориентируемых на развитие  малого предпринимательства с  целью финансового обеспечения  процессов социальной адаптации  бывших военнослужащих.

     4. Деятельность неправительственных  общественных организаций или  объединений, создаваемых, как  правило, бывшими военнослужащими  по месту их жительства в  целях совместного решения своих  собственных социальных проблем.

     Как показал анализ, этим организациям во всех их формах не удалось обеспечить достаточный комплексный подход к решению проблем социальной адаптации бывших военнослужащих к  новым жизненным условиям и включение  их в активную жизнедеятельность  в условиях рынка.

     Для разработчиков Программы «Социальная  адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или отставку»  было очевидным, что существующий на тот момент подход к данной проблеме недостаточно эффективен. Невозможно всех уволенных как адаптировать, так и оказать им необходимую  помощь. Значит, и ставить такую  цель нецелесообразно, прежде следует  отработать механизмы комплексного решения социальных проблем данных категорий населения. Поэтому целью  Программы явилась отработка  механизма комплексного решения  социальных проблем, необходимость  создания комплексной модели организации  процесса социальной адаптации на основе самоокупаемости.

     При разработке концепции Программы  учитывался тот факт, что уволенные  в запас кадровые военные, в ходе адаптации к гражданской жизни, сталкиваются преимущественно с  социальными (трудоустройство и  переобучение) и психологическими проблемами. Приоритетной задачей было решение  социальных проблем семьи военнослужащего. При трудоустройстве этих людей основной целью стало включение их в систему предпринимательства и в активную экономическую жизнь страны. Это было особенно необходимо в местах, где были локализированы военные гарнизоны и городки. В ходе реализации этой Программы важным аспектом стала социально-психологическая реабилитация участников боевых действий и вооруженных конфликтов. Все это и объединилось в понятие «социальная адаптация военнослужащих». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социальная адаптация военнослужащих