Социальная адаптация военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Изучение социально-профессиональной адаптации показало, что большинство военнослужащих, уволенных в запас выполняют труд ниже своей квалификации. Незначительная часть военнослужащих, уволенных в запас смогла повысить свой профессиональный уровень (окончили высшие и средне-специальные учебные заведения). Подавляющая часть бывших военнослужащих выполняет неквалифицированную работу, что особенно показательно для группы профессиональных военных, которые в большинстве своем не имели гражданских профессий. Таким образом, в обществе существует проблема социальной дезадаптации военнослужащих в гражданском обществе и необходимость их социальной реабилитации. В связи с этим цель исследования: изучить проблему дезадаптации военнослужащих и социальную помощь военнослужащего как частную технологию социальной работы.
Целью курсовой работы является не только рассмотрение теоретического аспекта социальной работы с военнослужащими, но и анализ практических примеров ее реализации.

Содержание

Введение________________________________________________________3
Глава 1 Социальная адаптация военнослужащих______________________4
1. 1 Понятие социальной адаптации, её основные формы_______________4
1.2 Механизм и особенности адаптации военнослужащих______________11
Глава 2 Социальная работа с военнослужащими______________________33
2.1 Правовые основы социальной работы с военнослужащими._________33
2.2 Основы социальной работы с бывшими военнослужащими_________41
Заключение____________________________________________________45
Приложение ___________________________________________________46
Список литературы______________________________________________47

Работа содержит 1 файл

фак мой моск.docx

— 73.19 Кб (Скачать)

     Глава 2. Социальная работа с военнослужащими.

     2.1 Правовые основы социальной работы с военнослужащими.

     Анализ  правовой базы в отношении  военнослужащих .

     Основополагающим  документом социальной работы с военнослужащими  является Конституция РФ. Статья 7 Конституции  Российской федерации содержит один из важнейших принципов современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека, не является сугубо личным делом самого гражданина, а  возводится в ранг общегосударственной  политики.

     В соответствии с Конституцией РФ в  целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в нашей стране за последние годы разработано и  принято значительное количество нормативно-правовых актов о социальном обеспечении, правах и льготах военнослужащих. Основными среди них являются законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной  службе», «О пенсионном обеспечении  лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», «О дополнительных гарантиях  и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и в Республике Таджикистан, а также выполняющим  задачи в условиях чрезвычайного  положения и вооруженных конфликтов», «О ветеранах», «Об обязательном государственном  страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и  начальствующего состава органов  внутренних дел Российской Федерации  и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».

     Во  исполнение этих законодательных актов  принято более 50 Указов Президента РФ, постановлений Правительства  РФ и других документов, уточняющих и конкретизирующих права и льготы военнослужащих и устанавливающих  порядок их предоставления.

     Созданная законодательная база является основой  для проведения работы по социальной защите человека в военной форме.

     Важным  моментом в законотворческой практике нашего государства стало законодательное  определение статуса военнослужащих. Это понятие включает в себя совокупность определенных законодательством прав, свобод и обязанностей граждан, находящихся  на военной службе, а также уволенных  в запас. Составной частью этого  законодательного пакета являются льготы, компенсирующие военнослужащим ограничения  некоторых общегражданских прав и свобод, обусловленных особенностями  военной службы. Под льготами для  военнослужащих понимаются предусмотренные  федеральным законодательством  права и преимущества различного характера, а также освобождение (полное или частичное) от установленных  государством обязанностей для других категорий граждан Российской Федерации.

     Создана система судебной защиты прав военнослужащих. До принятия Закона РФ “Об обжаловании  в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1993 г. и последовавших затем  разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. военнослужащие являлись наименее защищенной в правовом отношении категорией граждан. Они  могли подавать жалобы на действия воинских должностных лиц, ущемляющих их права, только по команде в порядке  подчиненности. Устранение такого положения  существенно расширило возможности  правовой защиты военнослужащих.

     Таким образом, законодательство Российской Федерации нацелено, прежде всего, на повышение социальной защищенности военнослужащих, повышение стабильности их социального положения, сохранение значительной части прав и льгот  после увольнения с военной службы.

     Согласно  статье 3 Федерального закона “О статусе  военнослужащих” реализация мер  правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной  службы, и членов их семей возлагается  на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Закон также определяет, что реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей могут также содействовать общественные объединения.

       Круг органов и должностных лиц, занимающихся социальной защитой военнослужащих, определен и статьей 10 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, в которой говорится: «Государство гарантирует социальную и правовую защищенность военнослужащих, осуществляет меры по созданию им достаточного и достойного жизненного уровня, улучшения условий службы и быта. Обеспечение и охрана прав военнослужащих возлагаются на органы государственной власти и местного самоуправления, суды, правоохранительные органы, органы военного управления и командиров (начальников)».

     В системе органов законодательной  власти решением проблем социальной защиты военнослужащих занимаются комитеты Государственной Думы по труду и  социальной политике, по обороне, по делам  ветеранов, по безопасности.

     Наиболее  заметную роль в решении этих вопросов играет Комитет Государственной  Думы по обороне. Ему принадлежит  основная роль в создании законодательной  базы социальной защиты военнослужащих. По инициативе комитета регулярно проводятся парламентские слушания по этим проблемам.

     В Совете Федерации вопросами социальной защиты военнослужащих в той или  иной степени занимаются Комитет  по вопросам социальной политики и  Комитет по вопросам безопасности и  обороны.

     При Президенте Российской федерации созданы  и действуют Комиссия по правам человека. Временная наблюдательная комиссия по соблюдению конституционных прав и свобод граждан. Совет по социальной политике, другие органы, которые также вносят свой вклад в решение социальных проблем военнослужащих.

     В системе исполнительной власти общее  руководство деятельностью по осуществлению  социальной защиты военнослужащих возложено  на Правительство РФ, которое согласно статье 15 Федерального закона «Об обороне» несет ответственность за состояние  и обеспечение Вооруженных Сил  Российской Федерации, организует обеспечение  Вооруженных Сил материальными  средствами и услугами по их запросам, руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных  органов исполнительной власти, решает другие вопросы на основе и во исполнение принятых Государственной Думой  и утвержденных Президентом России законов.

     Важное  место в системе органов исполнительной власти, занимающихся решением проблем  социальной защиты военнослужащих, принадлежит  Министерству труда и социального  развития, в рамках которого создан и функционирует Департамент  по социальным вопросам граждан, уволенных  с военной службы, и членов их семей.

     Значительную  роль в обеспечении социальных гарантий военнослужащих занимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления. Согласно статье 7 Федерального закона «Об обороне» в их функции входит обеспечение потребностей Вооруженных  Сил в материальных средствах  и других ресурсах и услугах, по их заказам; обеспечение исполнения законодательства Российской Федерации о социальных гарантиях для граждан в связи  с военной службой, их участием в  военных действиях, а также для  членов их семей.

     Вопросами социальной защиты этих категорий граждан  в Российской Федерации занимаются также многочисленные общественные объединения — советы, фонды, ассоциации и т. п. Сегодня в нашей стране зарегистрировано более сотни общественных организаций, которые приоритетным направлением своей деятельности считают  социальную защиту военнослужащих, ветеранов  и инвалидов военной службы, а также членов их семей. Налаживание конструктивного сотрудничества с этими неправительственными организациями, общественными объединениями, координация их усилий в деле обеспечения социальной защиты военнослужащих относятся к числу важнейших задач социальной работы с военнослужащими.

     Непосредственно в рамках Вооруженных Сил социальная работа с военнослужащими организуется Министерством обороны Российской Федерации. В соответствии со статьей 14 ФЗ «Об обороне» Министерство обороны  заказывает и финансирует производство и закупку продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных  Сил, обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала армии и  флота, граждан, уволенных с военной  службы, и членов их семей.

     С помощью правовых средств министр  обороны через Генеральный штаб, своих заместителей, главнокомандующих  видами Вооруженных Сил, начальников  главных и центральных управлений обеспечивает строгое и точное выполнение в войсках (силах) законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений  Правительства РФ, а также собственных  решений по социальной защите военнослужащих на основе выделяемых Министерству обороны  материальных и денежных средств, и, прежде всего, — из федерального бюджета. В 2000 году в РФ принята новая военная  доктрина. Военная доктрина Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения  военной безопасности Российской Федерации.

     Военная доктрина является документом переходного  периода - периода становления демократической  государственности, многоукладной  экономики, преобразования военной  организации государства, динамичной трансформации системы международных  отношений.

     В Военной доктрине развиваются Основные положения военной доктрины Российской Федерации 1993 года и конкретизируются применительно к военной сфере  установки Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Положения  Военной доктрины опираются на комплексную  оценку состояния военно-политической обстановки и стратегический прогноз  ее развития, на научно обоснованное определение  текущих и перспективных задач, объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения военной  безопасности Российской Федерации, а  также на системный анализ содержания и характера современных войн и вооруженных конфликтов, отечественного и зарубежного опыта военного строительства и военного искусства.

       Военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников.

     Правовую  основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные  правовые акты Российской Федерации, а  также международные договоры Российской Федерации в области обеспечения  военной безопасности.

     Положения Военной доктрины могут уточняться и дополняться с учетом изменений  военно-политической обстановки, характера  и содержания военных угроз, условий  строительства, развития и применения военной организации государства, а также конкретизироваться в  ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в директивах по планированию применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в иных документах по вопросам обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

     Реализация  Военной доктрины достигается за счет централизации государственного и военного управления, осуществления  комплекса политических, дипломатических, экономических, социальных, информационных, правовых, военных и других мер, направленных на обеспечение военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

       Впервые за многие годы в Российской Федерации принята долгосрочная стратегия развития Вооруженных сил до 2020года. Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется Стратегия) представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов в деятельности Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального развития Вооруженных Сил.

     Правовую  основу Стратегии составляют Конституция  Российской Федерации, федеральные  конституционные законы, федеральные  законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также  международные договоры Российской Федерации в области обеспечения  военной безопасности и социального  развития.

     Стратегия является составной частью системы  национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации в  целом и ориентирована на реализацию преобразований в указанных сферах, осуществляемых в Российской Федерации  на период до 2020 года.

     Стратегия развивает соответствующие положения  Военной доктрины, Концепции национальной безопасности Российской Федерации  и Стратегии строительства и  развития Вооруженных Сил Российской Федерации до 2020 года, конкретизирует применительно к военно-социальной сфере установки Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации с учетом национальных интересов в области обороны и социального развития.

Информация о работе Социальная адаптация военнослужащих