Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 22:27, курсовая работа
Основная цель нашего исследования – это рассмотреть проблемное поле одиноких пожилых граждан, просмотреть содержание форм и методов социального обслуживания, проанализировать нормативную базу, международный и отечественный опыт социального обслуживания пожилых граждан на дому.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретический аспект социального обслуживания пожилых граждан на дому.
1.1 Социальное обслуживание пожилых граждан: понятия, направления, принципы……………………………………………………………………4
1.2 Этапы становления социального обслуживания на дому……………….9
1.3 Содержание форм и методов социального обслуживания пожилых граждан на дому…………………………………………………………….12
Глава 2. Организация социального обслуживания пожилых граждан на дому.
2.1 Отечественный опыт социального обслуживания пожилых граждан на дому……………………………………………………………………………...17
2.2 Организация социального обслуживания пожилых граждан на дому в ТОГКУ СОН «КЦСОН по Сосновскому району»……………………………23
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………..28
Оптимальная модель отношений пожилых людей с обществом еще не найдена. Пожилые с трудом воспринимают социальные и культурные изменения и оказываются в числе уязвимых групп населения. Во многих случаях пожилые и их родственники даже не знают, куда обращаться по поводу своих проблем. Это говорит не столько об их ретроградных установках, сколько о плохой работе социальных служб по информированию населения. Даже в научных и учебных издания подчеркиваются биологические аспекты старения, связанные с физическим и психическим упадком личности, болезнями, концом жизни.
Не всегда осознается, что старение - социально обусловленный процесс, происходящий в течение всей жизни, тесно связанный со степенью адаптации в предшествующие годы - в молодом и среднем возрасте. Большое значение в оценке старения имеет возрастная самопрезентация, т. е. возраст, с которым идентифицирует себя сам пожилой человек. Социальные аспекты самопрезентации связаны с представлениями значительной части общества о том, в каком возрасте мужчину или женщину можно считать пожилыми или старыми, какое место в обществе должны они занимать. В «нормальный» процесс адаптации к старению включены различные механизмы компенсации, в том числе психологической и мотивационной. Мотивационная доминанта, направленная на сохранение успешной трудовой деятельности и социального признания, в пожилом возрасте может даже расти. А следовательно, в социальное обслуживание пожилых должна быть включена профориентация, профпереподготовка и поиск достойной работы для лиц предпенсионного возраста и пожилых первого десятилетия после выхода на пенсию. Она будет способствовать замедлению темпов старения и сохранению трудового потенциала, а также восстановлению уровня трудоспособности. Это особенно важно в России, где современная ситуация, дискриминирующая пожилых, сконструирована нормами пенсионирования, возникшими еще в 1950-1960-е годы, когда о возможности кризиса старения населения никто еще не подозревал. Женщины в РФ получают пенсию по старости с 55 лет, мужчины - с 60 лет. Из-за раннего возраста выхода на пенсию в России, как нигде в мире, велик разрыв между пожилым населением и населением пенсионного возраста и выражение «молодые пенсионеры» звучит уместно.
Исследования мотивации
продолжения занятости в
Существенным моментом является также то, что у пожилых людей в России нет навыков организации досуга и они не имеют социально значимых идентификационных ресурсов, кроме работы. Социальные контакты также во многом связаны с работой. Поэтому реально разные мотивы продолжения профессиональной деятельности сочетаются, при этом сохранение социального статуса имеет большее значение, чем сохранение доходов. Появление новых, высокотехнологичных и высокооплачиваемых профессий во многом обесценило накапливаемый годами опыт. Российские пожилые работают, как правило, в сфере обслуживания или низкоквалифицированного труда, поскольку у них рано возникает «мотивация к отставке». А вот по данным американских специалистов, пожилые работники умственного труда отстают от молодых в скорости работы, но существенно превосходят их в точности, тщательности, обоснованности выводов (особенно врачи и ученые). Девальвация ценностных установок и профессионального опыта драматизирует вопрос о смысле прожитой жизни в пожилом возрасте, когда жизненных шансов становится меньше.
Геронтофобия и эйджизм (боязнь, неприятие старости) пронизывают российское общество. Термин «эйджизм» первоначально был употреблен английским исследователем Р. Батлером в начале 1960-х годов. Он определялся как процесс стереотипизации и дискриминации, направленный против людей, потому что они пожилые, аналогичный расизму и сексизму. Контакт с пожилыми людьми может рассматриваться как нежелательный, напоминающий более молодым людям об их собственном будущем старении. Отчасти это так, поскольку молодые люди не имеют непосредственного опыта старости и, следовательно, должны опираться на социальные стереотипы, как правило, негативные.
Эйджизм формирует отношения между поколениями, не выходящие за рамки нигилизма молодежи и банальной назидательности пожилых. Эйджизм существует во всех современных, т. е. быстро развивающихся, обществах. Видимо, это связано с тем, что отношения поколений никогда не носили того гармонически-идиллического характера, о котором сегодня ностальгируют многие авторы. Известный антрополог В. В. Бочаров отмечает, что «в традиционных обществах отношение к старикам варьировалось от трогательной заботы до самого жестокого обращения, вплоть до убийства». Он же подробно аргументирует, что вопреки устоявшемуся мнению о гармонии отношений между поколениями в традиционной русской общине они характеризовались довольно сильной напряженностью, а иногда переходили в откровенный конфликт. Поэтому неисторично и непродуктивно видеть в снижении социального статуса пожилых в современной России только ценностную или моральную проблему. Современное общество имеет значительный запас конфликторазрешающих стратегий, приемов договариваться о правилах взаимодействия. К сожалению, взаимные обязательства между поколениями, равно как и между населением и государством, в российском обществе не являются предметом рационализированной дискуссии. В этом смысле технология принятия и начала реализации Закона РФ № 122, сама по себе независимо даже от содержания закона является во всех отношениях провальной.
Особенно необходима серьезная дискуссия о том, как сделать социальное обслуживание пожилых эффективным, поскольку критерии эффективности во многих случаях действительно не вполне ясны. Ведь такое обслуживание должно принимать различные формы, когда речь идет, например, о людях с постепенно снижающейся способностью к самообслуживанию, что во многих случаях неизбежно.
В период, когда социалистическое государство монопольно распоряжалось ресурсами общества, сложилось представление о том, что связка «право человека — обязанность государства» неразрывна. Но людям необходимо объяснять, на что реально они могут рассчитывать при существующих нормах налогообложения, длительности трудового стажа, возрасте выхода на пенсию, прогнозе «дожития» и т. п. Без такого гражданского просвещения и развития негосударственных форм обслуживания отказ государства от привычных социальных обязательств неизбежно будет вызывать протесты населения. В последние годы много написано о необходимости развивать взаимопомощь населения. Как показывает западный опыт, умение участвовать в делах друг друга (взаимопомощь) и принимать на себя ответственность даже за собственные дела (самопомощь) не дается людям от природы, этому тоже можно и нужно учить. Такое обучение клиентов освоению собственных ресурсов и ресурсов ближайшей жизненной среды должно стать приоритетной задачей социальных служб. Именно поэтому во многих западных странах развивается социальная работа в сообществах и параллельно менеджмент и оценка эффективности социального обслуживания. [19/c.10-18]
2.2 Организация социального обслуживания людей пожилого возраста на дому в ТОГКУ СОН «КЦСОН по Сосновскому району».
Тамбовское областное государственное комплексное учреждение социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения по Сосновскому району» является правопреемником Тамбовского областного государственного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания» Сосновского района, принятого в государственную собственность Тамбовской области на основании постановления администрации области от 22.03.2005 № 194 «О принятии из области муниципальных учреждений социального обслуживания».
Учреждение является некоммерческой организацией – бюджетным учреждением. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в Управлении Федерального казначейства по Тамбовской области, бланки, печать и штампы со своим наименованием.
Целью деятельности учреждения является оказание семьям и отдельным категориям граждан, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов и содействие в улучшении их социального и материального положения, а так же психологического статуса.
Предметом деятельности учреждения, является предоставление отдельным категориям граждан гарантированных государством социальных услуг в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением администрации области, участие в установленном порядке в предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в соответствии с законодательными, иными нормативными правовыми актами органов государственной власти области, приказом управления труда и социального развития области.
Основными задачами центра являются:
- выявление совместно
с государственными и
- информирование граждан о порядке и условиях предоставления гарантированных государством социальных услуг;
- обеспечение стандарта
качества предоставляемых
- предоставление отдельным
категориям граждан мер
- внедрение в практику
новых форм и методов
В соответствии с установленными
целью, предметом и задачами учреждение
предоставляет гражданам
Обслуживание граждан в учреждении производится бесплатно, а так же на условиях частичной и полной оплаты. Порядок и условия оплаты предоставляемых услуг социальных услуг определяются в соответствии с постановлением администрации области. [14/c.58]
В учреждении могут быть созданы следующие отделения:
- отделения социального обслуживания на дому;
- отдел по работе с населением;
- отделение стационарного
социального обслуживания
- Отделение стационарного
социального обслуживания
Работа отделений учреждения
регламентируется соответствующими положениями,
которые после согласования с
управлением труда и
Порядок приема на социальное обслуживание и снятия с социального обслуживания, предоставления гарантированных государством социальных услуг, их оплаты осуществляется учреждением в соответствии с постановлением администрации области.
Вывод по второй главе:
Целью обслуживания на дому является создание условий, чтобы любой человек мог жить самостоятельно и независимо, в привычном социальном окружении. В основании такого определения легко просматриваются принципы самопомощи и взаимопомощи, уход от социалистического патернализма в сторону коммунитарной идеологии.
Не всегда осознается, что старение - социально обусловленный процесс, происходящий в течение всей жизни, тесно связанный со степенью адаптации в предшествующие годы - в молодом и среднем возрасте. Большое значение в оценке старения имеет возрастная самопрезентация, т. е. возраст, с которым идентифицирует себя сам пожилой человек.
Заключение
В ходе своего исследования по проблеме социального обслуживания пожилых граждан мы выявили, что в целом уровень социальной обеспеченности абсолютно всех категорий пожилых людей в настоящее время в Российской Федерации не достаточно высок, несмотря на то, что государство уже сделало немало в этом направлении и в целом социальное обеспечение и пожилых людей улучшилось за последнее десятилетие.
Это связано с тем, что
на территориях муниципальных
Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста строится на определенных принципах, которые закреплены законодательством РФ: соблюдения прав человека и гражданина; предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания; обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста; преемственности всех видов социального обслуживания; ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста; приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста; ответственности органов государственной власти и учреждений.
Информация о работе Технология деятельности специалиста по социальной работе