Трудовой коллектив

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 08:25, реферат

Описание работы

Сформировать корпус управленцев, которые бы отвечали всем современным требованиям психологии и педагогики является очень сложной проблемой. И этому будет способствовать сама жизнь, практика рыночной экономики предпринимательства.
Управление – совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации. Управление является древнейшей областью человеческой деятельности. Оно существует столько, сколько люди живут и трудятся сообществами. Только благодаря скоординированным действиям люди могли развиваться и создавать огромные материальные и социальные ценности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ И ЕГО ФУНКЦИИ 4
2. ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10

Работа содержит 1 файл

социология КР готовая.docx

— 30.95 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ И ЕГО ФУНКЦИИ 4

2. ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Сформировать  корпус управленцев, которые бы отвечали всем современным требованиям психологии и педагогики является очень сложной  проблемой. И этому будет способствовать сама жизнь, практика рыночной экономики  предпринимательства.

     Управление  – совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации. Управление является древнейшей областью человеческой деятельности. Оно существует столько, сколько люди живут и трудятся сообществами. Только благодаря скоординированным действиям люди могли развиваться и создавать огромные материальные и социальные ценности.

     В системе управленческих знаний прочно утвердилось поведенческое направление, основанное на привлечении достижений психологии, социологии, культурной антропологии для углубления понимания реальной сути управления в организациях и  в более крупных социальных системах.

     Благодаря Анри Файолю управление стали считать  особой специфической деятельностью. В этой связи возникла особая прикладная междисциплинарная наука – «психология управления». В психологии управления часто употребляется понятие «человеческий фактор».

     Человеческий  фактор – это все, что зависит от человека, его возможностей, желаний, способностей. Важность человеческого фактора определяется тем, что возрастает роль человека и его возможностей в процессе управления различными объектами. Чем сложнее управление, тем больше растут требования к интеллектуальным функциям человека и другим психологическим процессам, начиная от восприятия и внимания, и заканчивая ответственностью за человеческие жизни. Недоучет человеческого фактора обычно приводит к тому, что на производстве увеличивается число производственных конфликтов, повышается текучесть кадров, увеличиваются сбои в работе, следствием чего являются потери в производительности труда.

     Переход от административно-командной системы  к рыночной потребовал от большинства  бывших «аппаратчиков» уступить свое место более молодым, прогрессивным и энергичным менеджерам. Поэтому необходимо сформировать активную среду социального отбора руководителей и специалистов нового типа, в которой выживут и добьются успеха именно те, кто быстрее и лучше приспособится к новым условиям. В последнее время в практике кадрового отбора используются интеллектуальные тесты для психологической оценки личности (интеллектуальные тесты Кеттела, Айзенка). Методология выбора профессий для человека и профессионала для организации имеет много общего. Для каждой специальности существует перечень наиболее важных профессиональных качеств, без обладания которыми не будет профессионала.

     Начальник – это самый известный род занятий. Вожак, вождь, лидер, директор, председатель, руководитель подразделения, командир - вот далеко не полный перечень его имен.

     Данная контрольная работа отвечает на некоторые вопросы. Прежде всего: «Чем отличаются руководители от остальных людей?» «Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать руководителем?».

     Эта тема актуальна потому, что многие руководители со «стажем» не уделяют  достаточного внимания психологическим  аспектам своей деятельности. Несмотря на то, что они достаточно долго  находятся на руководящих должностях, они не понимают причин, по которым  их деятельность неэффективна, а причина  этому – недостаточные знания в области психологии управления персоналом.

 

  1. ТРУДОВОЙ  КОЛЛЕКТИВ И ЕГО ФУНКЦИИ

     Трудовой  коллектив – это объединение  работников, осуществляющих совместно  трудовую деятельность на государственном, кооперативном, общественном, частном  предприятии (объединении, фирме, концерне и т.д.), учреждении, организации.

     В составе единого трудового коллектива действуют трудовые коллективы цехов, отделов, участков, бригад и других подразделений.

     Постепенно  расширяются полномочия и самостоятельность  коллектива в принятии различного рода решений, в развитии управления и  самоуправления.

Для создания трудового коллектива необходимы, как минимум, следующие условия:

  1. наличие, по крайней мере, двух людей, которые сознательно считают себя частью этой группы;
  2. наличие, по крайней мере, одной цели, которую принимают как общую все члены этой группы;
  3. наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

     Роль  и значение трудовых коллективов  в развитии общества огромны. От эффективности  и качества труда работников в  конечном счете зависят процветание  общества, уровень и качество жизни  людей. Путь же к успеху каждого трудового  коллектива – это:

  • снижение себестоимости и издержек производства, повышение его эффективности, технического и технологического уровня и уровня организации производства;
  • повышение объемов и качества выпускаемой продукции и услуг;
  • максимальный учет запросов потребителя и снижение цен с целью завоевания рынка сбыта, в итоге - улучшение всей экономики и уровня жизни населения в частности.

     Каждому трудовому коллективу присуща своя трудовая среда.

     Человеческий  труд определяется как целенаправленная человеческая деятельность, в процессе которой он (человек) создает материальные и духовные ценности для удовлетворения существенных человеческих потребностей. Труд совершается всегда в определенном пространстве и времени определенными  средствами труда в рамках конкретных общественных отношений, которые возникают  между людьми в процессе их трудовой деятельности. В данном случае под  средой можно понимать совокупность условий и воздействий, имеющихся  в некотором окружении. Человеческая трудовая деятельность осуществляется в трудовой среде. Поэтому под  трудовой средой понимаются средства, условия труда и взаимоотношения  индивидов, участвующих в трудовом процессе.

     Трудовая  среда включает физические факторы  – это воздух, температура, влажность, освещение, трудовое оформление, уровень  шума и так далее. А также технико-технологические факторы – это средства труда, предметы труда и технологический процесс.

     Средства  труда, предметы труда и люди в  трудовом коллективе находятся в  постоянном взаимодействии. Элементы физической трудовой среды подвержены постоянным изменениям. Эти изменения  происходят быстрее среди элементов  физической трудовой среды, являющихся продуктом человеческого труда  и порождают целый ряд социальных последствий.

     Изменение материальных элементов физической трудовой среды, являющихся частью природы, происходит медленнее и до определенного  момента с меньшими социальными  последствиями. Положение человека в трудовом коллективе может быть различно и зависит от того, преобладают  ли в физической трудовой среде материальные факторы, являющиеся частью природы, или  материальные факторы, являющиеся продуктом  человеческого труда.

     Отношения, в которые вступают люди в процессе трудовой деятельности, образуют социальную трудовую среду. В ходе трудовой деятельности люди вступают в общественные отношения, и в рамках этих общественных отношений  формируются межличностные отношения, взаимное поведение индивидов. Характер межличностных отношений в трудовом коллективе определяется социальным статусом и ролью индивида в трудовом коллективе и оказывает существенное влияние  на поведение человека в трудовой среде и достижение эффекта трудовой деятельности.

     На  поведение работников и эффективность  трудовой деятельности оказывают влияние  также такие факторы, как формы  организации и оплаты труда, производственно-бытовые  условия, жизненное окружение работников и так далее. 

 

  1. ЛИЧНОСТЬ  РУКОВОДИТЕЛЯ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ
 

     Основные  требования к качествам руководителя

     Руководитель  – это не профессия, это социально-производственная роль, общественная позиция человека в данном конкретном коллективе.

     Для успешного управления трудовым коллективом  руководитель должен обладать определенным набором качеств, которые подразделяются на деловые, политические и моральные.

  1. Деловые качества характеризуются наличием у руководителя высокой научно-технической и экономической подготовки и знаний в области государственного законодательства, педагогики, организаторских способностей.
  2. Политические качества проявляются в его общественно-политической деятельности, привлечении трудящихся к управлению производством, искоренении бюрократизма, заботе об идеологическом воспитании трудящихся.
  3. Моральные качества характеризуют руководителя с точки зрения нравственности, человечности, порядочности. В настоящий период мы переходим к новой управленческой философии, новой управленческой парадигме, что предопределено кардинальным изменением внешней среды предприятия (ужесточение конкуренции на рынках сбыта, сокращение рынков сбыта в связи с возросшей массой конкурентов, сокращением материальных и сырьевых ресурсов, наличием кризисных явлений и т.п.).

     Все это требует новых, адекватных современным  условиям, систем управления на уровне предприятия и предъявляет жесткие  требования к личностным качествам  руководителя. Требования к должности  могут совпадать с личностными  установками и способностями  человека, и тогда эта деятельность для него и для руководимых им людей.

     Но  если он стремится к лидированию, а должность не соответствует его притязаниям, - это проявляется в неудовлетворенности человека своей работой и вызывает эмоциональную напряженность со всеми вытекающими отсюда последствиями.

     Если  же он занимает должность руководителя, но по своим социально-психологическим  показателям (свойствам характера  и способностям) не соответствует  этой роли, то это проблема не только его личных амбиций, но и работоспособности  всего руководимого им коллектива.

     Так административная деятельность опирается  на универсальный набор личностных свойств, которые обеспечивают организаторские  способности, умение подчинять и  вести за собой людей, интегрировать  трудовой процесс, принимать самостоятельно решения, осуществлять при этом соподчиненность  по отношению к вышестоящим структурам. При этом часть специальностей отходит  на второй план и начинает играть второстепенную роль.

     Большое значение имеют характеристики личности руководителя, психологическая структура  мотивации.

     Профессионализм руководителя напрямую связан с его  компетентностью. Как показывает практика, даже самые обширные и глубокие знания могут оставаться мертвым капиталом  без умения реализовывать их в  процессе рационально организованного  труда самого руководителя и возглавляемого им коллектива. Но не стоит забывать, что полученные в вузе знания имеют  тенденцию устаревать. Узкая специализация  зачастую оказывается тормозящим началом  в управленческой деятельности, тем  более, что узкие специальные  знания и опыт без соответствующей  системы поддержания (повышения  квалификации) достаточно быстро обесцениваются. Согласно классической точки зрения, руководителю для успешного исполнения управленческой функции достаточно обладать в смежных областях базовой  подготовкой, которую он должен получить в процессе повышения квалификации в соответствующих учебных заведениях или в процессе самоподготовки. Личностные качества, кругозор, а также уровень  образования руководителя подвержены изменениям параллельно изменениям уровня развития общества и должны соответствовать требованиям времени.

     Руководитель  с гибким мышлением всегда шагает в ногу со временем, ищет новые, более  совершенные методы руководства. Его  подход к решению поставленных перед  коллективом задач, независимо от стиля  поведения, положительно влияет на деятельность подразделения.

Информация о работе Трудовой коллектив