Управленческая деятельность и управленческие отношения. Их сущность и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Управленческие отношения отличаются исключительной сложностью, представляя собой, единство объективного и субъективного, и реализуются в деятельности субъектов управления. Они определяются особенностями социальной экономической системы.
Суть данных отношений состоит в том, что они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять.

Содержание

Введение. ……………………………………………………………………..…...3

1. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ……………………………………..6
1.1. Общие черты управленческой деятельности……………………………..…6
1.2. Функции управленческой деятельности……………………………………8
1.3. Формы управленческой деятельности………………………………………9
1.4. Этапы управленческой деятельности…………………………………...…10
1.5. Специфика управленческой деятельности…………………………….…..15

2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ…………………………………….....20
2.1. Понятие управленческих отношений……………………………………...20
2.2. Сущность управленческих отношений………………………………22
2.3. Характер управленческих отношений……………………………….24
2.4. Законы функционирования и развитие управленческих отношений……………………………………………………………………25

Заключение………………………………………………………………….…....28
Список используемой литературы ……

Работа содержит 1 файл

тычкин контр.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

   Форма управления – это внешнее выражение практической активности государственных органов по организации и формированию и реализации управленческих целей и функций и обеспечению их собственной жизнедеятельности.

     В государствоведении среди форм государственно-управленческой деятельности различают формы:

   - Установление норм права;

   - Применение норм права;

   - Оперативно-организационные действия (работа);

   - Материально-технические действия и операции.

     Эти формы можно объединить в две группы:

    Правовые (установление и применение правовых норм) формы используются в основном при подготовке, принятии и исполнении управленческих решений, представляют собой правовой акт государственного органа (законы, постановления, акты проверок, материалы анализа, статистические сведения. В правовой форме выражается односторонне волеизъявление субъекта управления - уполномоченного государственного органа.

   Организационные (оперативно-организационные и материально-технические) формы представляют собой конференции, совещания, заседания, планерки, сессии, оперативки  и т.п. В отличие от правовых форм они носят коллективный характер. При низком профессионализме, надуманности необходимости какого-либо органа или структуры, организационные формы деятельности в них выдаются за осуществление управленческой деятельности. К сожалению, порой организационным формам не придается должного значения в силу подхода к проведению таких мероприятий, а ведь решения, выработанные в итоге должны носить общеобязательный характер для участников на уровне нормативного акта.

     Все формы управленческой деятельности должны применяться в сочетании, дифференцированно и конкретно, исходя из управленческой ситуации и задачи, и оцениваться по результатам практического влияния на управленческие процессы.

   Совершенствование управленческой деятельности и повышение требований к ней в части достижения желаемых результатов привело к формированию управленческой технологии. Она является одним из проявлений социальной технологии, отражающей управленческие процессы. Содержание этого понятия заключается в следующем:

   - это способ достижения поставленных общественных целей;

   - деятельность  состоит из отдельных последовательных операций;

   - разработка действий осуществляется на научной основе с учетом специфики области применения, сферы деятельности и решаемых задач.

 

1.4.Этапы управленческой деятельности.

 

     Формы и методы управленческой деятельности применяются в определенной последовательности в зависимости от цели управленческого решения и раскладываются на определенные этапы. Этапы управленческой деятельности с особым набором форм и методов называются стадиями (циклами) управленческой деятельности. Эти стадии имеют логическую взаимосвязь между собой и определенную последовательность. Существует несколько подходов в определении стадий управленческой деятельности, один из них предполагает семь этапов:

    - анализ и оценка управленческой ситуации, качеств управляемого объекта.

    - прогнозирование и моделирование действий по преобразованию ситуации.

    - принятие решения  и разработка управленческих актов.

    - организация исполнения (правовых и организационных) решений.

    - контроль выполнения и оперативное информирование.

     Управленческая деятельность предполагает не только принятие решения, но проведения комплекса мероприятий по его осуществлению, выполнению. Этой цели служит организационно-распорядительная деятельность управляющего субъекта, которая представляет собой форму осуществления принятых управленческих решений. [16, с. 69]

Среди всего многообразия проблем теории и практики управления главное место, безусловно, принадлежит комплексу вопросов, связанных с содержанием  управленческой деятельности, с индивидуальной деятельностью руководителя. Подобно тому, как руководитель играет центральную и наиболее важную роль в  любой организационной системе, так и изучение этой деятельности объективно выступает главной проблемой теории управления. От правильного, полного понимания сущности и содержания управленческой деятельности во многом зависит решение всех иных управленческих проблем, формирование адекватного  общего представления о «науке управления». Поэтому основная цель данной главы состоит в том, чтобы охарактеризовать сущность и психологическое  содержание управленческой деятельности, а также определить закономерности ее взаимодействия с главными компонентами функционирования  организации. Это равнозначно задаче определения предмета психологии управленческой деятельности и его взаимосвязей с другими предметами изучения.

Чтобы составить правильное и полное представление об этом предмете, следует учитывать основные трудности психологического изучения деятельности  руководителя, сложности выделения деятельностной проблематики из общеорганизационной. Основные из них состоят в следующем.

Во-первых, деятельность руководителя объективно и неразрывно связана со всеми иными аспектами функционирования организации. Следовательно, проблема управленческой деятельности также органично вплетена во все иные управленческие и организационные проблемы и вне их не может быть адекватно решена. Изучение управленческой деятельности выступает специфическим аспектом при рассмотрении всех существующих проблем управления. С одной стороны, это позитивно, так как создает «широкий фронт» для изучения управленческой деятельности, но с другой - гораздо ощутимее негативные последствия этого. Они проявляются в неопределенности предмета и сферы изучения психологии управленческой деятельности, в ее «размытости» по иным разделам теории управления.

Во-вторых, проблема управленческой деятельности принадлежит к категории междисциплинарных научных проблем, т.е. является предметом исследования в целом комплексе дисциплин. В качестве таковой она и разрабатывалась, но при этом явно доминировали внепсихологические ее аспекты: организационный, социологический, экономический, инженерный, социотехнический и др.

В-третьих, психологическое изучение управленческой деятельности наиболее затруднительно в научном плане, поскольку здесь предметом исследования является такая трудноуловимая, «неосязаемая» сфера, как психическая реальность. Закономерно поэтому, что в гораздо большей степени, чем она, раскрыты и изучены внешние проявления управленческой деятельности, а не ее внутреннее содержание. Тем не менее, анализ внешней картины управленческой деятельности, хотя и является объективно необходимым этапом и условием ее познания, еще недостаточен для ее глубокого и всестороннего раскрытия. Отсюда вытекает фундаментальный принцип познания управленческой деятельности - требование сочетания анализа ее внешнего - объективированного содержания - и ее внутреннего - имплицитного содержания. Данный принцип является основополагающим для психологии деятельности; поэтому он положен и в основу структуры данной книги: первый ее раздел посвящен преимущественно внешнему содержанию управленческой деятельности, а второй - ее внутреннему, имплицитно-психологическому содержанию. И лишь синтез этих двух планов познания может обеспечить полное представление о многообразии изучаемого предмета - управленческой деятельности.

Для того чтобы дать ответ на эти принципиальные вопросы, необходимо обратиться к понятию деятельности как общенаучной категории и к тем представлениям, которые сложились к настоящему времени в одной из основных областей психологии - в психологии деятельности.

Понятие деятельности имеет статус общенаучной категории. Она изучается во многих науках: социологии, экономике, инженерных дисциплинах, философии, физиологии, психологии и др. В своем предельно общем виде она определяется как индивидуальная форма существования общественных отношений и характеризует способ включения личности в существующую структуру общественного разделения труда. Это общее - философское - определение специфическим образом конкретизируется в каждой из наук, изучающих деятельность, а необходимость синтеза получаемых в них знаний обозначается как принцип комплексности в изучении деятельности. Ключевую роль в комплексном, междисциплинарном изучении деятельности играет психология.

Деятельность определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта. Предметом психологического изучения деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. Основными психологическими свойствами деятельности являются активность, осознаваемость, целенаправленность, предметность и системность ее строения.

Так, виды деятельности классифицируются по предметной сфере труда (на трудовые профессии и специальности); по специфике содержания (интеллектуальная и физическая); по специфике предмета (на «субъект-объектные» виды, где предметом деятельности является какой-либо материальный объект, и «субъект-субъектные» виды, где предметом трудовых воздействий выступают люди); по условиям осуществления (деятельность в нормальных и в экстремальных условиях); по ее общему характеру (трудовая, учебная, игровая) и др. Определить психологическую сущность управленческой деятельности как типа профессиональной деятельности можно в том случае, если обратиться к еще одной - фундаментальной классификации. Согласно ей, все существующие типы и виды деятельности могут быть подразделены на две основные категории - индивидуальную и совместную. Действительно, управленческая деятельность по определению предполагает наличие ряда «управляемых» субъектов, т.е. является совместной. Однако она не перестает быть при этом индивидуальной, поскольку требует реализации всех тех компонентов и средств, которые характерны для структуры индивидуальной деятельности.

Более того, индивидуальная деятельность руководителя, направленная на решение задач управления, существенно изменяется; предстает в максимально развернутом виде; резко повышается ее сложность, ответственность. Одновременно и совместная деятельность под воздействием на нее управления строится не как простая кооперация, а по типу иерархической организации. Тем самым она также приобретает наиболее сложный и психологически богатый вид. Поэтому в психологическом плане управленческая деятельность трактуется как синтез индивидуальной и совместной деятельности. В нем происходит и своеобразное «отрицание», снятие двух других, основных типов деятельности, но одновременно и усиление основных черт индивидуальной и совместной деятельности.

Синтетическая природа управленческой деятельности как индивидуально-совместной определяет не только ее принадлежность к особому, специфическому типу деятельности, но и обусловливает наличие у нее ряда основных психологических особенностей.

Она характеризуется не прямой, а опосредованной связью с конечными результатами функционирования той или иной организации. Руководитель обычно непосредственно сам не только не участвует, но и не должен участвовать в создании конечных результатов. По данному признаку управленческая деятельность дифференцируется от исполнительской. Чем в большей степени управленческая деятельность концентрируется вокруг неисполнительских  функций и освобождается от непосредственно исполнительского труда, тем выше ее эффективность.

 

1.5. Специфика управленческой деятельности.

 

Управленческая деятельность очень специфична по своему предмету. Она, по определению, предполагает воздействие на других людей в целях организации их совместной деятельности. Поэтому ее предметом выступают специфические объекты, каковыми являются люди, личности. Специфичность управленческой деятельности в том, что ее предметом, объектом воздействия являются субъекты. Они, естественно, характеризуются качественно иным уровнем сложности, нежели во многих иных видах деятельности, например исполнительских, имеющих дело с «неодушевленными» объектами. В связи с этим необходимо отметить интересную особенность управленческой деятельности. В ней субъект и объект труда являются не только идентичными по сложности своей организации, но и тождественными по своим основным, т.е. психологическим, особенностям. Кроме того, руководитель имеет дело одновременно со многими субъектами, между которыми складываются закономерные социально-психологические отношения. Последние составляют важный фактор управления и также входят в предмет деятельности руководителя, придавая ему дополнительную специфику. В связи со сказанным управленческую деятельность относят к субъект-субъектному классу, более сложному, нежели класс субъект-объектных деятельностей.

Управленческая деятельность очень специфична и по своему процессу. Ее суть - организация деятельности других людей, т.е. «деятельность по организации деятельностей» (деятельность «второго порядка»). Это свойство вообще рассматривается в теории как основное - атрибутивное для управленческой  деятельности. Она поэтому обозначается понятием метадеятельности.

По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной. Поэтому инвариантная система управленческих функций является еще одной из основных ее характеристик.

Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы. Последняя принадлежит к особому типу систем - социотехническим. Они качественно разнородны по составу своих компонентов и включают, как минимум, две основные разновидности - «технологическую» и «человеческую», ее составляющие. Поэтому труд руководителя включает два основных аспекта - связанный с обеспечением технологического процесса и связанный с организацией межличностных взаимодействий. Первый аспект обозначается понятием инструментального контура управления, а второй - понятием экспрессивного контура. Эта контуры далеко не всегда гармонично сочетаются между собой и к тому же требуют от руководителя реализации качественно разных способов и форм поведения. В связи с этим возрастает и общий уровень сложности деятельности.

Информация о работе Управленческая деятельность и управленческие отношения. Их сущность и содержание