Управление социальной сферой

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать проблемы управления отраслями социальной сферы в России и наметить некоторые пути их решения.
Задачи работы: 1) проанализировать теоретические вопросы управления социальной сферой; 2) проанализировать правовые основы и основные проблемы управления здравоохранением, образованием, культурой, социальным обеспечением в России; 3) дать характеристику основных направлений модернизации отраслей социальной сферы в России.

Содержание

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ
1. Сущность управления социальной сферой 5
1.2. Понятие, содержание и правовые основы управления основными отраслями социальной сферы (здравоохранением, образованием, культурой 9
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РФ (на примере основных отраслей)
2.1. Анализ основных проблем в системе образования в РФ 14
2.2. Анализ деятельности учреждений культуры в РФ и их финансовое обеспечение 19
2.3. Проблемы социального обеспечения в РФ 23
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РФ
3.1. Перспективы оптимизации учреждений социальной сферы 27
3.2. Модернизация здравоохранения в РФ 29
3.3. Модернизация образования в РФ 32
Заключение 35
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

Управление социальной сферой.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

      3.2. Модернизация здравоохранения в РФ 
 
 

      Поставленная президентом РФ В.В. Путиным задача модернизации здравоохранения, имеющая главной целью обеспечение реализации конституционного права граждан на доступную и качественную медицинскую помощь, нашла свою конкретизацию в ряду реализуемых национальных проектов.

      Целью модернизации здравоохранения в  современной России является повышение  доступности и качества медицинской  помощи для широких слоев населения. Этой цели соответствуют следующие направления и мероприятия реформы:

      а) законодательное закрепление государственных гарантий оказания медицинской помощи населению.

      Гарантируемые объемы оказания медицинской помощи конкретизируются на основе стандартизации медицинских технологий, в том числе профилактики заболеваний. Для каждого вида заболеваний на федеральном уровне разрабатываются и утверждаются стандарты оказания медицинской помощи, включающие перечни медицинских услуг и лекарственных средств, а также алгоритмы выполнения медицинских услуг, единые для всей страны. На их основе субъекты Российской Федерации разрабатывают клинико-экономические стандарты, конкретизирующие требования федеральных стандартов и содержащие оценку стоимости оказания медицинской помощи.

      В случае если предусмотренные клинико-экономическим стандартом медицинские услуги не могут быть предоставлены в связи с наличием медицинских противопоказаний к их применению, гарантируется оказание медицинской помощи, не предусмотренной клинико-экономическим стандартом, что предполагает принятие решения на более высоком уровне, то есть врачебной комиссией медицинской организации. Такой подход обеспечивает конкретизацию объемов бесплатной помощи и сохраняет необходимую свободу принятия врачом решения;

      б) модернизация системы обязательного медицинского страхования, предполагающая:

      - упорядочение положения субъектов  правоотношений по обязательному  медицинскому страхованию;

      - завершение перевода системы  обязательного медицинского страхования  и в целом отрасли здравоохранения  на страховые принципы. Действующая бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения должна быть преобразована в систему финансирования, основанную на страховом принципе, то есть двухканальная система поступления финансовых средств в медицинскую организацию должна уступить место преимущественно одноканальной системе;

      - перенесение части финансовой  ответственности в негосударственный  сектор. Страховые медицинские организации  должны стать информированными  покупателями медицинских услуг  в интересах застрахованных. Участие страховых медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования необходимо для создания в системе здравоохранения субъектов, экономически заинтересованных в защите прав пациентов и в повышении эффективности использования ресурсов системы здравоохранения, достигаемой благодаря конкуренции страховых медицинских организаций. Одним из основных условий достижения конкуренции является реальный выбор самими застрахованными страховой медицинской организации;

      в) совершенствование системы оказания медицинской помощи, в том числе:

      - обеспечение приоритетного развития  первичной медико-санитарной помощи  с акцентом на профилактику  заболеваний, осуществление программы  развития общих врачебных практик.  В ближайшие 2 года новым диагностическим оборудованием необходимо оснастить более 10 тыс. муниципальных поликлиник (из них более одной трети на селе), а также значительное число районных больниц и фельдшерских пунктов. Будет обеспечена подготовка более 10 тыс. участковых врачей и врачей общей практики, обновлен автопарк «скорой помощи», включая приобретение реанимобилей, медоборудования и современных систем связи;

      - повышение доступности высоких  медицинских технологий в кардиохирургии, онкологии, травматологии и, прежде  всего, их использование при лечении детей. Число граждан, которым за счет средств федерального бюджета будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь, должно вырасти к 2008 году не менее чем в 4 раза. Для этого предстоит поднять уровень эффективности работы уже существующих центров высоких медицинских технологий и построить новые центры в субъектах Российской Федерации, в том числе расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке;

      - перемещение части объемов оказания  медицинской помощи со стационарного  этапа на амбулаторный, сокращение части излишних мощностей больниц, их использование для реабилитационного лечения и оказания медико-социальной помощи;

      - преобразование значительной части  медицинских учреждений в новые  организационно-правовые формы государственных  (муниципальных) автономных учреждений, обладающих большей самостоятельностью в использовании ресурсов и получающих эти ресурсы за результаты своей деятельности;

      - обеспечение перехода от принципа  содержания медицинских учреждений  к принципу оплаты конкретных  объемов оказания медицинской помощи;

      - переход к новым методам оплаты  труда медицинских работников.

      Эти меры будут способствовать позитивным преобразованиям в системе здравоохранения, формированию ответственности граждан  за состояние собственного здоровья, улучшению финансового обеспечения отрасли, повышению качества и доступности медицинской помощи, а также усилению ее профилактической направленности. 

      3.3. Модернизация образования в РФ 

      Сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда. В связи с этим приоритетными направлениями деятельности Правительства РФ в сфере образования являются законодательное обеспечение модернизации российской системы образования, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг, создание системы независимой оценки контроля качества образования.

      Необходимо  модернизировать систему образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим и послевузовским профессиональным образованием, путем совершенствования образовательных программ и стандартов, большей ориентации на потребности рынка труда, четкого определения границ обязательств государства в области образования на разных его уровнях. Предстоит провести реструктуризацию сети образовательных организаций, изменить систему бюджетного финансирования путем перехода на нормативно-подушевое финансирование и внедрения образовательных кредитов. Необходимо также повысить контроль за эффективностью использования внебюджетных средств.

      Основные  усилия Правительства РФ в среднесрочной  перспективе будут направлены на реализацию приоритетного национального  проекта в сфере образования.

      Предусматривается осуществление следующих мероприятий:

      - стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;

      - информатизация образования;

      - расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву;

      - формирование 2 национальных университетов и 2 бизнес-школ;

      - дополнительное вознаграждение учителей за классное руководство, в том числе учителей начальных классов;

      - ежегодное поощрение лучших учителей.

      Кроме того, первоочередными мерами являются:

       - оказание государственной поддержки высшим и общеобразовательным учреждениям в приобретении лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизации учебных классов и подготовке преподавателей общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;

      - внедрение в образовательных учреждениях современных образовательных технологий и дистанционных программ обучения, а также подключение общеобразовательных школ к сети Интернет;

      - переход на новую систему оплаты труда педагогов в школьных учреждениях, стимулирующую повышение качества образования, а также завершение перехода к нормативному финансированию учебного процесса;

      - оказание способной и талантливой молодежи государственной поддержки, включая предоставление грантов для школьников, студентов и молодых специалистов.

      Задачи  обеспечения качества, доступности  и эффективности образования  определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и приоритетных направлениях развития образовательной системы [].

      Будут разработаны новые образовательные  стандарты профессионального образования  с учетом современных квалификационных требований к различным категориям работников, будет обеспечено участие  работодателей в разработке указанных  стандартов, учебных планов и программ, а также в итоговой государственной аттестации выпускников учебных заведений профессионального образования.

      На  всех уровнях образовательной системы  повышение качества и инновационный  характер образования будут обеспечиваться путем внедрения новых образовательных технологий, развития интерактивных форм обучения, широкого использования проектных методов и методов, позволяющих имитировать реальные ситуации, а также современных обучающих программ.

      Реализация  указанных мер позволит обеспечить более эффективное включение образования в процессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      На  основании проведенного исследования можно сделать основные выводы. 

      Огромную  роль в обеспечении общих условий  жизнедеятельности экономики, общества и государства выполняет социальная сфера. Она охватывает учреждения социального обеспечения, общего, специального и высшего образования, здравоохранения, культуры и т.д. Их состояние в существенной мере обусловливает уровень и качество жизни населения страны. Иными словами, эффективное развитие социальной сферы необходимо в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества.

      В условиях рыночной экономики решение  проблем социальной сферы становится первоочередным. Проведенный анализ позволил выявить наличие сложных проблем, среди которых можно назвать такие, как существенное отставание развития материально-технической базы социальной сферы от потребностей экономики, непропорциональность развития отраслей в этой сфере. Недостаточное развитие социальной сферы явилось следствием низкого уровня обеспеченности материальными, производственными и трудовыми ресурсами, которые выделяются на ее развитие, а также результатом определенных просчетов в планировании. Проблемы социальной сферы выявляются из просчетов научного обоснования плановых заданий по ее развитию в прошлые годы. Следовательно, необходимо совершенствовать структурные составляющие социальной сферы, расширять масштабы оказания услуг по количественным, и качественным характеристикам, таким как соблюдение установленных сроков обслуживания, доступность сети обслуживающих предприятий и др.

      Анализ  показывает, что в период перемен, происходящих в стране, все еще  существует много препятствий, которые  тормозят развитие социальной сферы. По-прежнему замедленными темпами осуществляется обновление производственных фондов, а также используемых материально-технических ресурсов. Положение усугубляют низкий уровень квалификационного состава работников, замедленные темпы роста вклада отраслей услуг в повышение благосостояния и образа жизни.

      В основу коренных преобразований в работе предприятий, организаций и учреждений социальной сферы должны быть положены такие факторы, как улучшение материально-технического, финансового обеспечения; принципиальное изменение условий хозяйствования; в отличие от жесткого централизованного управления объектами обслуживания необходимо предоставление им свободы в выборе оптимальных экономических решений; использование разнообразных организационных форм управления производством на основе многообразия видов собственности. Кроме того, необходимо усиление роли органов местного самоуправления с целью воздействия на мобилизацию внутренних резервов повышения эффективности производства и расширения самостоятельности в принятии решений большинства проблем.

Информация о работе Управление социальной сферой