"Утечка мозгов" или миграция научных кадров из России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:17, реферат

Описание работы

Проблема "утечки мозгов" до сих пор не потеряла свою актуальность. Никто не станет оспаривать тот факт, что россияне продолжают покидать свою родину. В последнее время все больше желают уехать из России обычные студенты, а также ученые. А ведь это люди, которые через несколько лет будут строить не только собственную карьеру, но и жизнь всего государства. Это тревожный знак для родимого отечества.

Работа содержит 1 файл

малахов.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Источник : Численность и  миграция научных  кадров Российской федерации  за 1995-1998гг.,2009г. 

Из этой таблицы  следует, что хоть эмиграция научных кадров и в наше время уменьшилась, но она все еще остается в ряде нерешенных проблем России,2970 человек –Россия имеет лидирующие позиции по сравнению с другими сравниваемыми странами.

Согласно неправительственным  источникам, только «за первую половину 90-х годов из страны выехало не менее 80 тысяч ученых, а прямые потери бюджета составили не менее $60 млрд»(Российский фонд фундаментальных исследований) 

Владимир Зернов, ректор Российского Нового Университета заявил, что «Если бы те специалисты, которые выехали за границу начиная с 70-х годов, готовились в университетах США и Западной Европы, то на их подготовку пришлось бы потратить более $1 трлн . Также следует указать, эти данные никак не учитывают потери от оттока ноу-хау» .  

Профессионально-миграционные намерения

 

Жесткой ориентации на жизнь и работу в России во всей совокупности опрошенных придерживается лишь один из пяти человек. Твердо намеревающихся остаться жить и работать за рубежом  вдвое меньше: примерно каждый десятый. В целом же преобладают гибкие ориентации. Во всяком случае о возвращении в Россию лишь при определенных условиях, касающихся прежде всего профессиональных возможностей, заявили 60% респондентов. Доля безусловно ориентированных на Россию больше среди студентов, обучающихся в Европе, и студентов общественно-гуманитарного профиля. Весьма невелик удельный вес тех, кто придерживается "чистых" стратегий постоянного проживания и работы: либо только в России (7%), либо только за рубежом (8%). Более распространены "смешанные", или промежуточные, стратегии, включающие возможности постоянного проживания в России и временной работы за рубежом. И наоборот, подавляющее большинство опрошенных студентов-россиян (80%) связывает свою дальнейшую профессиональную жизнь одновременно с Западом и Россией.

 

Результаты обследования позволили ориентировочно оценить  потенциал возвращения и масштабов  возможной эмиграции, что с позиции  страны-донора (России) является утечкой  умов. Потенциал возвращения очень  низок - примерно 18-25%. Однако полное географическое и профессиональное отчуждение от России характерно лишь для каждого десятого.

 

Если рассматривать  возвращение и эмиграцию не как  чисто территориальное перемещение  людей, а как движение интеллектуальных ресурсов, то анализ позволил выявить  некую позитивную тенденцию. Речь идет о наличии значительного потенциала "интеллектуального возвращения" в Россию - в виде идей, профессиональных знаний. Около 60% высококвалифицированных учебных мигрантов, не желая возвращаться навсегда, тем не менее не исключают для себя в будущем профессиональное сотрудничество с родиной в какой-либо форме. В свете современной глобализации возврат идей имеет не меньшее значение для развития интеллектуального и научно-технического потенциала страны-донора, нежели физический возврат людей.

 

Выбор миграционно-профессиональной стратегии определяется в первую очередь профессиональными, а не географическими факторами. Среди  респондентов, специализирующихся в  естественно-технических областях знаний, не нашлось ни одного, кто  бы был готов на не совсем удовлетворяющую его в профессиональном смысле работу на Западе; предпочтительнее вернуться в свою страну и работать по специальности.

 

Подавляющее большинство  респондентов согласны рассмотреть  и оценить факторы возвращения. Лишь менее 10% опрошенных не видят ни одной значимой причины возвращения в Россию.

 

Что касается обязательных условий возвратной миграции, то молодые  специалисты выделяют прежде всего  высокую заработную плату и наличие  высококлассной профессиональной среды. Далее следуют: возможности быстрой профессиональной карьеры, международных контактов, зарубежных поездок и т.п., а также доступ к современному оборудованию, выход в Интернет и т.д..

 

Две трети респондентов проявили заинтересованность в участии  в специальных программах, ориентированных на возвращение учебных мигрантов на работу в Россию.

 

Среди мер организационно-финансового  характера, которые гипотетически  могли бы способствовать возвращению  молодых интеллектуалов, наиболее перспективными и значимыми, по мнению почти половины опрошенных, признаны возможность проведения краткосрочного (один-два года) исследовательского проекта в России и помощь в заключении долгосрочного трудового контракта. Меньший, но все же существенный интерес - примерно у трети респондентов - вызвала помощь в получении краткосрочного индивидуального гранта (один год) для начала профессиональной деятельности на родине.

 

Выявлена потребность  студентов-россиян, обучающихся за рубежом, в квалифицированных консультациях  по рынку профессионального труда  в России: две трети респондентов хотели бы получать информационную поддержку такого рода.

Программы возвращения  интеллектуальных ресурсов в Россию

 

Основываясь на результатах  анализа полученных данных, мы попытались нащупать подходы к решению проблем, связанных с международной интеллектуальной миграцией. На наш взгляд, перспективным является формирование специальных программ по возвращению интеллектуальных ресурсов в Россию как на государственном уровне, так и в качестве общественных инициатив.

Программа возвращения в Россию для постоянного проживания и профессиональной деятельности как можно большей части молодых специалистов, получивших образование за рубежом, предполагает создание условий для начала их профессиональной деятельности на родине. Эффект данной программы повысится, если акцент будет сделан прежде всего на студентах, обучающихся за рубежом по общественно-гуманитарным специальностям, а также на тех, кто учится в Европе.

Программа использования  в России интеллектуального потенциала тех молодых ученых и специалистов, которые, не желая после окончания учебы возвращаться навсегда, тем не менее не исключают для себя каких-либо форм профессионального сотрудничества с родиной. Она должна включать меры, направленные на привлечение интеллектуальных мигрантов к профессиональному сотрудничеству с Россией. В первую очередь имеются в виду студенты, обучающиеся в США, и те, кто специализируется в естественно-технической области.

Программа, направленная на создание и поддержание тесного  информационного контакта с молодой российской научно-профессиональной диаспорой, включая зарубежное сообщество российских студентов, призвана обеспечить регулярное предоставление консультационных услуг и информации о ситуации на российском рынке труда. Очень перспективным представляется создание соответствующего сайта.

 

К участию в работе над созданием подобных программ, поиску стимулов к возвращению молодых  российских специалистов, находящихся  за рубежом, следовало бы привлекать и самих интеллектуальных мигрантов.

 

По-видимому, существенную роль в этом процессе могла бы сыграть коалиция заинтересованных организаций, включающая федеральные и местные региональные структуры исполнительной власти, неправительственные организации, образовательные учреждения и профессиональные сообщества.

 

В рамках такого объединения  легче обмениваться информацией и взаимодействовать при выработке мер, стимулирующих возвращение "умов" и их безболезненную адаптацию к российским условиям.

 

Формы институционализации  подобной деятельности могут быть различными. Главное, чтобы они действовали  на принципах партнерства, чтобы молодые интеллектуалы, находящиеся как в России, так и за рубежом, могли играть в подобных организациях активную роль.

 

Причины и последствия  «утечки умов» из России

 

     Основная  причина и ведущий фактор процесса  «утечки умов» - глубокий кризис отечественной науки в связи с переходом страны к рынку и открытию границ, сопровождавшийся сокращением внутренних затрат на исследования и разработки. В целом, с 1985 – 1995гг. затраты на науку в России в сопоставимых ценах уменьшились по различным подсчетам, в 15-18 раз. Если десять лет назад они составляли 10 млрд. руб., то на 2002 г. они составляли 0,6 млрд. руб. (с учетом инфляции) (Авдокушин. Международные экономические отношения).

 

      Для  ученых и высококвалифицированных  специалистов весьма значимым является неудовлетворенность возможностями реализации своего творческого и научного потенциала из-за следующих причин:

 

      - недостаточно  финансирования науки, материально  – технического обеспечения исследовательского  процесса, медленно внедрения результатов научных исследований в производство, низкой материальной и моральной оценки труда ученых;

 

      - низкого  уровня научно – информационного  обеспечения теоретических исследований  и разработок, отсутствие современного  научного оборудования;

 

      - незащищенности  прав собственности на продукт  интеллектуального труда; 

 

      - материальные, информационные и другие ограничения  возможностей общения с зарубежными  коллегами. 

 

      Не  менее значимы также причины  политические (кризис политической власти и неверие в возможность быстрой демократизации и прогресс рыночных реформ, политическая нестабильность, нарушение прав человека, обострение межнациональных отношений), т.е. весь спектр «выталкивающих факторов».

 

Последствия

 

     Процесс интеллектуальной эмиграции приобрел такие масштабы, что угрожает существованию и развитию целых направлений российской науки, вызывая целый ряд социальных и экономических последствий для российского общества.

 

      Распад  научных школ существенно деформирует и организационную структуру российской науки. В настоящее время в России происходит процесс переориентации с «классического» типа научных школ на «американскую» модель организации научных исследований, перераспределение научно- технического и кадрового потенциала, что связано с существенными издержкам. В условиях резкого сокращения государственного финансирования науки коллективы- получатели грантов для выполнения отдельных научных задач приобретают все большее значение. На первый план выступают нравственно – психологические проблемы, а не научные. Новые формы организации науки не являются в большинстве случаев адекватной заменой традиционных для отечественной науки, особенно в фундаментальных исследованиях.

 

      Несмотря  на сохранение значимости традиционных форм утечки умов все большую актуальность приобретают такие формы, как, например, утечка идей, не сопровождающаяся физическим перемещением умов, их генерирующих. Это работа по заказам иностранных организаций, программы предоставления грантов различных зарубежных фондов. Подсчитано, что от подобного сотрудничества, позволяющего ученым сводить концы с концами, Россия ежегодно теряет 600-700 млн. долларов, а от того, что наши производители интеллектуальной продукции совершенно не могут ее продавать и, в результате, обычно прибегают к услугам европейских и американских посредников, ежегодные потери нашей страны составляют 3-4 млрд. долларов. Кроме того, около 8 тыс. живущих в России ученых работают по более чем 40 научным программам, осуществляемым в интересах таких зарубежных заказчиков как, например, Министерство энергетики США или Пентагон (Юревич, 1998), помимо специалистов в области ядерной физики, ракетной технике и т.д., которые уезжают в страны третьего мира, наращивающие военную мощь. Если учесть, что примерно 20% российских специалистов подобного профиля обладают достаточными знаниями для того, чтобы наладить производство ядерного оружия, то, очевидно, что утечка российских умов за рубеж угрожает не только национальной, но и международной безопасности.

 

      Таким  образом, политика западных правительств, проводимая в отношении отечественного  НТП, направлена и предусмотрена  для использования научного и  кадрового потенциала России  для решения развитых стран  и лишь косвенно могут способствовать (или же напротив, препятствовать) его сохранению. В этой связи национальная научно – техническая политика РФ должна быть дополнена рядом адекватных контрмер, учитывающих воздействие западных программ помощи российской наук и соответствующих национальным интересам.

 

     В целом,  в настоящее время идет процесс  уменьшения количественных параметров  российского научного потенциала (численность занятых, затрат), ухудшение  его качественных характеристик  (отток наиболее работоспособных  сотрудников, научной молодежи, старение и потеря материально – технической базы НИОКР).

 

     Этот  процесс замедляет научно –  технический прогресс, нарушает  режим воспроизводства кадров  высокой и высшей квалификации, отрицательно влияет на демографические  и социальные стороны развития общества. Если кризис российской науки будет углубляться, то под угрозу будет поставлена технологическая и экономическая безопасность страны.

 

      Наибольшую  тревогу у российских исследователей  проблемы миграции научных кадров  вызывает тот факт, что отток кадров из сферы НИОКР сопровождается неким спадом профессионально – квалификационной деятельности и ухудшением демографической структуры занятых. Во-первых, происходит значительное сокращение базы воспроизводства научно – исследовательских кадров и развития науки: нарушается демографический режим воспроизводства интеллектуального потенциала, что может привести к нижней допустимой границе. Во-вторых, нарастает разрыв между разными поколениями исследователей, и, особенно, между молодыми, не имеющими научной степени, и опытными исследователями.

 

    За прошедшее  десятилетие число интеллигентов  – гуманитариев сократилось примерно  на одну треть, а численность  технической интеллигенции, включая  медиков, упала почти в три  раза.

 

     Возможно  ли здесь рождение новых проектов государственного устройства, обоснование рациональных экономических моделей и новых информационных технологий, других эффективных механизмов развития России с опорой на интеллектуальный, научный, информационный и духовный потенциал нации?

Информация о работе "Утечка мозгов" или миграция научных кадров из России