Адаптивная физическая культура

Автор: G*************@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества [5]

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3

Глава 1 Адаптивная физическая культура, ее интеграция в систему научных знаний и учебных дисциплин……………………………………………………….5

1.1 Понятие об адаптивной физической культуре, ее цели и задачи, виды и функции………………………………………………………………………………5

1.2 Адаптивная физическая культура как научная дисциплина………………...12

1.3 Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина………………...14

Глава 2 Адаптивная физическая культура в формировании адаптированности организма, ее основные принципы и подходы к организации…………………..17

2.1 Особенности адаптации организма в результате применения адаптивной физической культуры………………………………………………………………17

2.2 Основные принципы адаптивной физической культуры…………………....23

2.3 Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре……………………………………………………………………………..27

Заключение………………………………………………………………………….32

Список использованной литературы……………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

Адаптивная физическая культура. 29.03.11.doc

— 253.00 Кб (Скачать)
lign="justify">       Независимо  от специфики педагогической деятельности (значит, и в сфере АФК) влияние  характера на состояние профессионала  возрастает при увеличении сложности деятельности: а) на начальном этапе урока (занятия); б) у молодых специалистов по сравнению с более старшими и опытными; в) в ситуации конфликта [23].

       Основными чертами характера, обеспечивающими  возникновение и поддержание  благоприятных состояний педагога (эмоциональный подъем, увлеченность и др.), являются: дисциплинированность, добросовестность, аккуратность, организованность, активность, ответственность, исполнительность. К чертам характера, позволяющим педагогу оптимально чувствовать себя в ситуации конфликта, относятся: толерантность, нежность, заботливость, внимательность, доброта, привязанность, ласковость и др. [12].

       Основными мотивами, стимулирующими профессиональное самоопределение студентов по данной специальности, являются мотивы личностного престижа, профессионализма, прагматические и познавательные мотивы. Высокая выраженность данных групп мотивов (за исключением прагматических) способствует формированию у большинства студентов на первом курсе общей смысловой установки на работу с людьми с ограниченными физическими и психическими возможностями. Прагматические мотивы (желание родителей, уклонение от службы в армии и др.) оказывают негативное влияние на успешность обучения студентов, что обуславливает необходимость формирования адекватной профессиональной мотивации.

       Можно говорить о некоторых профессионально  важных качествах личности специалиста  АФК.  В группу наиболее значимых качеств личности включают терпение, доброжелательность, сочувствие и уважение [10].

       Личность профессионала оказывает определенное влияние на его деятельность. Вместе с этим, существует и обратное влияние. Положительное влияние деятельности на личность связывают с формированием индивидуального стиля деятельности, а негативное — с профессиональной дезадаптацией, а конкретно — с профессиональной деформацией и развитием синдрома «психического выгорания».

       Особого внимания заслуживает синдром «психического  выгорания», что обусловлено спецификой деятельности специалиста АФК. «Выгорание» («сгорание») понимается как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. Эмоциональное истощение — это главная составляющая, которая проявляется как в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии к людям (эмоциональная адаптация), так и в эмоциональной несдержанности (эмоциональное пресыщение). Деперсонализация проявляется в изменении отношений с другими людьми (зависимость или, наоборот, неприемлемые установки в работе с людьми, стремление унизить и т.п.). Редукция личных достижений связана с негативным оцениванием собственных результатов, себя как профессионала либо в ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, т.е. со снижением самооценки.

       Опасность возникновения данного синдрома у профессионала в сфере АФК достаточно высока, что требует специальных исследований в отношении его развития и путей профилактики и коррекции [25]. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       1. В первой главе было показано, что адаптивная физическая культура представляет собой комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма инвалида.

       Цель  адаптивной физической культуры позволяет  сформулировать основную установку деятельности в этой области как занимающихся, так и педагога (преподавателя, тренера, методиста и др.).

       Выделяют  следующие виды адаптивной физической культуры: адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, адаптивная физическая реабилитация.

       Все функции АФК реализуются через деятельность, сама деятельность в сфере АФК столь разнообразна, что выходит далеко за рамки непосредственных занятий физическими упражнениями и вступает в различные социальные отношения, формирующие личность инвалида в соответствии с принципами и нормами человеческой морали.

       2. Адаптивная физическая культура  интегрирует в себе три крупных  области знания: физическую культуру, медицину, коррекционную педагогику, а также большое количество учебных и научных дисциплин: теорию и методику физической культуры, теорию и методику отдельных видов спорта и их групп, теорию и методику физического воспитания, двигательной рекреации и физической реабилитации; анатомию, физиологию, биохимию, биомеханику, гигиену, общую и частную патологию, тератологию, психологию болезни и инвалидности, специальную психологию, специальную педагогику, психиатрию, психоконсультирование и другие.  Теория адаптивной физической культуры как наука исследует содержание, структуру, функции адаптивной физической культуры, ее цель, принципы, задачи и средства, особенности деятельности занимающихся и специалистов в этой области; разрабатывает понятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, методы, содержание различных компонентов (видов) адаптивной физической культуры, обосновывает и проверяет на практике ее новые виды и формы, направленные на удовлетворение разнообразных потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.

       Адаптивная  физическая культура базируется на классической или общей теории и методике физической культуры, однако в отличие от базовой дисциплины адаптивная физическая культура основным своим объектом познания и воздействия рассматривает не здоровых, а больных людей, включая и инвалидов.

       3.  В основе адаптации к физической  работе лежат приспособительные реакции организма в ответ на изменяющиеся требования внутренней и внешней среды. В качестве адаптогена выступает физическая нагрузка, а ее структурной единицей является физическое упражнение.

       Разработаны три уровня принципов адаптивной физической культуры: социальные, общеметодические и специально методические принципы. Социальные принципы адаптивной физической культуры отражают педагогические детерминанты культурного и духовного развития личности и общества в целом, включая инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями; общеметодические принципы адаптивной физической культуры отражают особенности реализации дидактических принципов сознательности, активности, наглядности, доступности, систематичности, прочности при формировании знаний, двигательных умений, развитии физических качеств и способностей у лиц с психическими, сенсорными, двигательными нарушениями; специально методические принципы адаптивной физической культуры построены на основе интеграции принципов смежных дисциплин и законов онтогенетического развития.

       В структуре деятельности педагога по адаптивной физической культуре особую роль приобретает коммуникативный  компонент: преимущество речевого общения  над невербальным при взаимодействии с людьми с деривацией зрения, необходимость владения языком жестов при работе с людьми с деривацией слуха и т.д., а также гностический (познавательный) компонент в связи с обязательным контролем изменений в состоянии здоровья занимающихся. Для деятельности специалиста характерна более высокая степень психической напряженности по сравнению с деятельностью профессионала ФК. Профессионал АФК имеет больше шансов для реализации индивидуального подхода в связи, как правило, с небольшим количественным составом группы. 

       Итак, в двух главах курсовой работы были раскрыты сущность, значение и особенности  применения адаптивной физической культуры в современном обществе.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

       1. Адаптивная физическая культура [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа:www.dmps.ru/sport/adaptive/. - Дата доступа: 28.03.2011. 

       2. Адаптивная физическая культура [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа:www.edu.ru/abitur/act.21/spe. - Дата доступа: 22.03.2011. 

       3. Адаптивная физическая культура — Википедия [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: ru.wikipedia.org. - Дата доступа: 26.03.2011. 

       4. Адаптивная физическая культура - Институт Специальной Педагогики [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: wallenberg.ru/content/view/58/87/. - Дата доступа: 20.03.2011. 

       5. Адаптивная физическая культура  и социальная интеграция инвалидов [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID. - Дата доступа: 21.03.2011. 

       6.  Бойченко, С.Д.. Классическая теория физической культуры: учебник /С. Д.Бойченко, Д. А.Тышлер. — Минск: Вышэйшая школа, 2002 — 312 с.

       7. Выдрин, В.М. Перестройка в области физической культуры / В.М.  Выдрин // Теор. и практ. физ. культ., 1987. - № 8. - С. 22-24.

       8. Деркач, А.А. Педагогическое мастерство тренера: учебник / А.А. Деркач, А.А. Исаев. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 375 с.

       9. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) / С.П. Евсеев // Теор. и практ. физич. культ. - 1998. - №1. – С. 8-14.

       10. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура, ее философия, содержание и задачи / С.П. Евсеев // Адаптивная физ. культ, и функц. состояние инвалидов. - СПб.: ФиС, 1996. – С. 2-7.

       11. Евсеев, С.П. Слово главному редактору / С.П. Евсеев // Адаптивная физическая культура. - 2000. - № 1. – С. 2.

       12. Евсеев, С.П., Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования / С.П. Евсеев, А.В.Шапкова, Т.В.   Федорова // Теор. и практ. физич. культ. – 1996. - № 5. – С. 51-54.

       13. Евсеев, СП. Адаптивная физическая культура: учебн. пособие / СП. Евсеев, Л.В. Шапкова. — М.: Советский спорт, 2000. — 240 с.

       14. Интернет-версия журнала «Адаптивная физическая культура» [Электронный ресурс].  – 2009. – Режим доступа: www.afkonline.ru/about.html. - Дата доступа: 23.03.2011. 

       15. Колледжи и техникумы по специальности Адаптивная физическая культура [Электронный ресурс].  – 2009. – Режим доступа: www.edu-all.ru/pages/specall.asp?spidents. - Дата доступа: 25.03.2011. 

       16. Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учебное пособие / Н.Л. Литош. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 140 с.

       17. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. / Л.И. Лубышева. – М.: ГЦИФК, 1992. – 122 с.

       18. Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации: учебник / В.П. Казначеев. – Новосибирск: Наука, 1980. – 540 с.

       19. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. / Л.П. Матвеев. 4-е изд.стер. – М.: Издательство «Лань»., 2004. – 160 с.

       20. Меерсон, Ф.З. Адаптация в стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З.Меерсон, М.Г. Пшенникова. – М.: Медицина, 1988. - 256 с.

       21. Платонов, В.Н. Адаптация в спорте: учебник / В.Н. Платонов. - Киев: Здоров′я, 1988. - 216 с.

       22. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. - М.: Медгиз, 1960. – С. 15-35.

       23. Семинар «Адаптивная физическая культура» [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: cntiprogress.ru/seminarsforcolumn/3478.aspx. - Дата доступа: 25.03.2011. 

       24.  Солодков, А.С. Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам: лекция / А.С. Солодков. - Ленинград: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1988. - 38 с.

       25. Специальность 032102 - Адаптивная физическая культура  [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: mgafk.ru/?p=46. - Дата доступа: 24.03.2011. 

       26. Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст]: учебник. В 2 т. Т 1. Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общ. ред. проф. С.П. Евсеева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советсткий спорт, 2005. – 296 с.

       27. УралГУФК - Адаптивная физическая культура [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: www.uralgufk.ru/.../adaptivnaya-fizicheskaya-kultura/. - Дата доступа: 22.03.2011. 

       28. Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: www.insto.ru/statji/index.php?article=521. - Дата доступа: 27.03.2011. 

       29. Шапкова, Л.В.  Частные методики адаптивной физической культуры / Л.В. Шапкова [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: www.booksmed.com/.../210-chastnye-metodiki. - Дата доступа: 20.03.2011. 

Информация о работе Адаптивная физическая культура