Адаптивное физическое воспитание – содержание, цель, задачи и особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 06:02, реферат

Описание работы

Рост инвалидности населения в большинстве стран мира, что связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и другими причинами, обусловил появление новых областей человековедческих знаний, учебных и научных дисциплин, новых специальностей в системе высшего профессионального образования.

Содержание

Введение.
1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»
2. Смысл терминов «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»
3. Структура реабилитации инвалидов. Направления реабилитации, существующие в настоящее время.
4. Цель адаптивной физической культуры.
5.Приоритетные задачи адаптивной физической культуры. Их взаимосвязь с традиционными задачами физической культуры.
6. Роль и место адаптивной физической культуры в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Адаптивное воспитание.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

Адаптивная  физическая культура, является важнейшем  компонентом всей системы реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состояния здоровья, всех её видов и форм. Она со всей очевидностью присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека и поэтому составляет фундамент, основу социально-трудовой, социально-бытовой и социально-культурной реабилитации; выступает в качестве важнейших средств и методов медицинской, технической, психологической, педагогической реабилитации. Двигательная мобильность человека с ограниченными возможностями представляет собой один из важнейших критериев стадийно-уровневой характеристики процесса реабилитации.

6) Роль и место адаптивной физической культуры в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.

В самом  обобщённом виде задачи  в адаптивной физической культуре можно разделить  на две группы.

 Первая  группа задач вытекает из особенностей  занимающихся – лиц с 

Отклонениями  в состоянии здоровья и (или) инвалидов. Это коррекционные, компенсаторные  профилактические задачи.

Вторая  группа - образовательные, воспитательные и оздоровительно-развивающие задачи -  наиболее традиционные для физической культуры.

Говоря  о коррекционных задачах, я имею в виду нарушения (дефекты) не только опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие, ожирение и т.п.), но и сенсорных систем (зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматических функциональных систем и т.п.

Разумеется, коррекционная работа может проводиться  как по отношению к основному дефекту, так и сопутствующему заболеванию, а также по отношению к вторичным нарушениям, обусловленным дефектом.

В  том  случае, когда коррекция невозможна, на первый план выступают компенсаторные задачи (формирование пространственно-временной ориентировки у незрячих, «тренировка» сохранных сенсорных систем, обучение ходьбе на протезах и т.п.)

И, наконец, тот или иной дефект, то или иное заболевание требуют обязательной профилактической работы решение (профилактических задач) Так, например, ограничение мобильности человека настоятельно требует целенаправленной деятельности по профилактике заболеваний, обусловленных гиподинамией и гипокинезией.

Разумеется, все перечисленные задачи решаются в контексте обучения тем или  иным знаниям, умениям, навыкам, образовательные задачи);воспитания тех или иных свойств личности занимающихся (воспитательные задачи); развития их физических качеств и способностей, укрепления мышц стопы, совершенствование осанки и т.п.) оздоровительно-развивающие задачи.

Предметом профессиональной деятельности в адаптивной физической культуре  как педагога, так и занимающихся является целенаправленное решение перечисленных задач в работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, в процессе их комплексной реабилитации, а также осуществление типичного для конкретных исторических условий образа жизни, достижение соответствующего уровня её качества. 

 

Заключение.

Таким образом, очень кратко рассмотрены  содержание, цель и задачи адаптивного физического воспитания. Они раскрывают потенциал возможностей средств и методов адаптивной физической культуры, каждый из которых, имея специфическую направленность, способствует в той или иной мере не только максимально возможному увеличению жизнеспособности инвалида, но и всестороннему развитию личности, обретению самостоятельности, социальной, бытовой, психической активности и независимости, совершенствованию в профессиональной деятельности и вообще достижению выдающихся результатов в жизни.  
 

Литература  

1. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье /2-е изд., доп., перераб. - М.: ФиС, 1990. - 208 с.  

2. Быховская  И.М. Человеческая телесность  в социокультурном измерении:  традиции и современность. - М.: ГЦОЛИФК,  ОС РАН, 1993. - 179 с.  

3. Выдрин  В.М. Методические проблемы теории физической культуры //Теория и практика физической культуры, 1984, № 6, с. 10-12.  

4. Евстафьев  Б.В. Анализ основных понятий  в теории физической культуры /Материалы к лекциям. - Л.: ВИФК. - 133 с.  

5. Каган  М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.  

6. Кузин  В.В., Никитюк Б.А. Очерки теории  и истории интегративной антропологии. - М.: ФОН, 1995. - 174 с.  

7. Лечебная  физкультура в системе медицинской  реабилитации: Руководство для врачей /Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. - М.: Медицина, 1995. - 400 с.  

8. Лубышева  Л.И. Концепция формирования физической  культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.  

9. Матвеев  Л.П. Введение в теорию физической  культуры: Учебн. пос. для ин-тов  физ. культ. - М.: ФиС, 1983. - 128 с.  

10. Петленко  В.П. Актуальные проблемы валеологии /Вестник Балтийской академии, 1966, вып. 9, с. 7-15.  

11. Сборник  материалов к лекциям по физической  культуре и спорту инвалидов  (Ред. и сост. В.С. Дмитриев, А.В.  Сахно). Т I и II. - М.: МОГИФК, ВНИИФК, 1993. Т I. - 272 с. Т. II. - 292 с.  

12. Современные  технологии профилактики - перспективы  медицинского бизнеса в России //Социальный выпуск журнала "Медицинские  технологии", 1995, № 4. - 88 с.  

13. Углов  Ф.Г., Стрельцова Э.В. Пути развития клинической медицины в XXI веке. Газета "Земля русская". № 11-12 (45-46), 1997, с. 3.  

14. Щедрина  А.Г. Здоровье и массовая физическая  культура. Методологические аспекты  //Теория и практика физической  культуры, 1989. N 4.  

15. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия, 1984.  

16. Д.  В. Евсеев С.П., Шапнова Д. В.  Адаптивная физическая культура.

Издательство: Советский спорт, 2004 г.

Информация о работе Адаптивное физическое воспитание – содержание, цель, задачи и особенности