Анализ командных систем в защите и методика обучения волейболу старших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Основу прочно сформированных умений и навыков составляет мотивационно - интеллектуальная сфера, где важную роль играют интерес к предмету изучения и знание его основ. Эти очевидные факторы успешного обучения элементов волейбола, довольно сложно развить у школьников, имеющих разную спортивную специализацию и квалификацию. Как показали наблюдения, преимущественно раздельное обучение технических элементов, а также традиционная форма организации учащихся (выполнение упражнений, стоя боком к сетке; в парах и т.п.), не способствуют прочности формирования технико-тактических навыков.

Содержание

Введение..........................................................................................................3
Глава 1. Основы методики обучения тактике командных действий в защите...............................................................................................................8

1.1. Командные действия в физической подготовке волейболистов................................................................................................8

Глава 2. Тактика защиты..............................................................................31

2.1. Задачи исследования.............................................................................31

2.2. Методы исследования...........................................................................31

2.3. Организация исследования...................................................................31

Глава 3. Тактическая подготовка юных волейболистов...........................34

Заключение..................................................................................................35

Список литературы.....................................................................................37

Работа содержит 1 файл

илья.docx

— 54.46 Кб (Скачать)

Чередование способов обучения. Основными средствами при обучении данному техническому приему являются разновидности бега и подвижные игры. На уроках постоянно уделяют внимание совершенствования рациональных исходных положений, а также способов перемещения до занятия исходного положения (стойки готовности): бег с изменением направления в ответ на зрительные сигналы, бег в сочетании с выполнением других действий (круговые движения руками, перебрасывание мяча из одной руки в другую, броски мяча из-за спины вперед по ходу движения), бег в максимальном темпе на отрезке 8-15 метров с изменением направления.

«Пятнашки». Игра в пределах волейбольной площадки. Играющий перемещается, находясь в  стойке готовности.

«Пустое место». Играющие образуют круг. Водящий, бегая по кругу, неожиданно садит одного из играющих, сам продолжая бег, осаленный игрок бежит в противоположном направлении. Каждый из бегущих старается быстрее оббежать круг и первым занять пустое место. Опоздавший становится водящим и игра продолжается.

Передача  мяча сверху двумя руками, прием  мяча снизу. Данный технический прием  изучается в 5-м классе, поэтому  на первых уроках волейбола в 6-м  классе идет повторение техники передачи мяча сверху двумя руками на месте. Затем начинают изучение, закрепление  и совершенствование техники  передачи мяча после перемещения. В  ходе обучения следует обратить внимание учащихся на быстроту, четкость и своевременность  выхода к мячу. Совершенствованию  данного приема на уроке способствуют игровые упражнения, подвижные игры.

«Точно  водящему». Учащиеся стоят по кругу, в середине которого 1-3 водящих с  мячами. Они поочередно набрасывают  мяч игрокам, перемещающимся по кругу  приставными шагами. В момент получения  мяча необходимо остановиться, выполняя передачу мяча сверху двумя руками, точно передать мяч водящему.

«Свеча». На площадке наносят круг диаметром  два метра, в центре его мяч. Игроки, расположившись в колонну по одному, по очереди входит в круг, и выполняют 10 передач мяча сверху руками над  собой. Каждую передачу выполняют на высоту не менее 3-х метров. За недостаточную  высоту передачи мяча, за выход из круга  игроки наказываются штрафным очком. Побеждает  игрок, у которого меньше штрафных очков.

«Эстафета парами». Игроки двух команд располагаются  парами и выстраиваются перед  линией старта. В руках у игроков  первой пары мяч. По сигналу они начинают движение вперед, делая друг другу  передачи, пересекают линию финиша и, переставая передавать мяч друг другу, возвращаются обратно к своей колонне. Эстафету принимает вторая пара. Падение мяча на землю, а также ошибки при передачах учитываются и влияют на успех команды.

Прием мяча снизу двумя руками на месте, после перемещения. Техника выполнения этого игрового приема, также как  и передача мяча сверху двумя руками, изучалась в 5-м классе, поэтому технология повторения обучения приему мяча снизу двумя руками после перемещения, аналогично рассмотрена выше. Из подвижных игр используется «Кто точнее». Каждая из команд выстраивается в колонну по одному в пяти метрах от стены, на которой в трех метрах от пола нарисован квадрат два на два метра. Игроки по очереди выполняют передачу мяча снизу двумя руками, стремясь попасть мячом в квадрат, затем уходят в конец своих колонн. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

Наука свидетельствует: передача и прием  мяча сложный технический прием. Игроку необходимо за пол секунды  точно передать мяч, не делая при  этом броска или двойного удара. Зная, как правильно нужно располагаться под мячом можно добиться безошибочного выполнения передачи, то есть научиться определять в какой момент и как следует действовать игроку. Передача мяча состоит из четырех последовательно чередующихся фаз. Стартовая фаза - предварительная подготовка к выполнению приема. В этот момент игрок оценивает ситуацию, здесь закладывается программа следующих его действий на основе этой оценки. Подготовительная фаза - игрок выбирает место встречи с мячом и перемещается на это место. Рабочая фаза соприкосновения рук с мячом. Заключительная фаза - игрок завершает выполнение передачи и переходит к новым действиям. На сколько хорошо учащиеся усвоили технику передачи мяча можно проверить, пользуясь следующими контрольными упражнениями. После года занятий: из зоны 2 в зону 4 передать мяч так, чтобы он отдалялся от сетки в зоне 4 не более чем на полтора метра. Если из 10 попыток передача получилась дважды, то считайте, что этим игровым приемом вы начинаете овладевать. После двух лет занятий для ребят то же упражнение, но уже не меньше трех удачных передач из 10. Ребята старшего возраста: для нападающих - 4, для связующих - 5. Еще одно упражнение: такое количество качественных передач, но за голову из зоны 3 в зону 2 на расстоянии 3-3,5 метра на высоту 3 метра и не более 1,5 метра от сетки. Для ребят старшего возраста норматив больше: для нападающих - не менее 4 качественных передач, для связующих - 7.

Нижняя  боковая подача. Данный технический  прием, к сожалению, незаслуженно забыт. При начальном обучении школьников волейболу он является самым естественным и доступным. Опыт показал, что изучение нижней боковой подачи один из самых  нужных на пути к изучению более  сложной техники нижней и верхней  прямой подачи. Рассматриваемый способ введения мяча в игру облегчает проведение учебных игр и повышает моторную плотность урока. Для закрепления  техники нижней боковой подачи можно  использовать игру «Подай и попади». Игроки двух команд располагаются на своей половине площадки в 4-5 метрах от сетки. У каждой команды по 5-7 мячей. По сигналу игроки обеих команд поочередно выполняют подачу, стремясь попасть в пределы площадки команды соперников. Побеждает команда, на счету которой будет большее количество точных подач.

Нижняя  прямая подача. Этот прием изучают  после овладения нижней боковой  подачей. Обучение технике нижней прямой подачи начинается с имитационных движений. Здесь шестиклассники в парах  производят подачу мяча через сетку  высотой два метра, находясь от нее  в четырех метрах. Постепенно подающий в процессе закрепления навыка отходят от сетки приближаясь к месту подачи у лицевой линии на расстоянии 9 метров. Здесь можно использовать такие подвижные игры.

«Снайпера». Команды располагаются в шеренгу  на лицевых линиях волейбольной площадки. Игроки обеих команд по очереди выполняют  по пять подач, стремясь попасть в  квадраты с цифрами от 1 до 6 и набрать  наибольшую сумму очков. Если мяч  попал в квадрат с цифрой 6 игроку начисляется 6 очков и так далее. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

«Сумей  передать и подать». Играющие выстраиваются  в две колонны в трех метрах от стены и соревнуются в передачах  мяча в стену и в подачах  на точность. По сигналу первые номера выполняют по 10 передач двумя  руками сверху в стену; после чего бегут на свою половину площадки и  производят по три подачи. Как только первый номер закончил подавать, немедленно начинает передачу второй номер. Игроки, ожидающие своей очереди, собирают мячи и доставляют их к месту подачи. За правильное выполнение передачи игроку начисляют одно очко, подачи - три  очка. Побеждает команда, набравшая  большее количество очков.

Прием мяча с подачей. Закономерно в  методическом плане на уроках обучения введению мяча в игру нижней боковой  и прямой подачами учат и приему мяча, так как без подачи и приема мяча с подачей, не бывает игры. Этому техническому приему игры следует обучать после того, как учащиеся освоят передачу мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения. Техника выполнения приема мяча с подачей в основном зависит от скорости и траектории полета мяча. Определив направление траектории, скорость полета мяча учащийся должен быстро переместиться к месту его предполагаемого падения и принять исходное положение: ноги согнуты в коленях, одна несколько впереди, туловище несколько наклонено вперед, руки сложены в замок, выпрямлены и направлены вниз вперед. Мяч принимают на предплечье ближе к кистям, ноги и туловище при этом последовательно выпрямляются. За счет согласованного движения ног, туловища и рук вперед-вверх мячу придают нужное направление. При закреплении этого технического приема следует использовать упражнение, применяя нижнюю прямую подачу, а также подвижные игры.

«Сумей  принять». Игроки в парах располагаются  на боковых линиях волейбольной площадки напротив друг друга. По команде игроки одной команды стремятся принять  мяч и отправить его в обратном направлении. Другая команда выполняет  подачи, каждый по 10. Затем игроки меняются ролями. В каждой паре побеждает  тот, кто большее количество раз принял мяч без ошибок.

«Кто  лучший?». Трое игроков располагаются  на задней линии в зонах 5, 6 и 1. Каждый из них принимает по 10 мячей. За прием  начисляют очки. После приема 10 мячей  игроки меняются местами. Побеждает  игрок, набравший большее количество очков.

Особое  место на уроках занимают подвижные  игры и игровые упражнения с элементами волейбола, помогающие совершенствовать как индивидуальные, так и групповые  взаимодействия игроков. Использование  разнообразных игр и эстафет  позволяет добиться от учеников хорошего технического использования элементов волейбола и ясного понимания тактической сути этой спортивной игры. Несколько слов об учебной игре в 6-м классе. Как правило, учебные игры следует проводить после того, как учащиеся освоят передачи двумя руками снизу и сверху. Вначале мяч вводят в игру верхней передачей из-за линии нападения. Первые передачи направляют в зону три, из зоны 3 мяч посылают в ту зону, к которой передающий обращен в данный момент лицом. После этого мяч переправляется через сетку.

С овладением техникой нижней прямой подачи и приемом  мяча снизу двумя руками учебную  игру проводят с использованием этих приемов. Для того чтобы проверить  степень овладения техники приема мяча с подачей следует на волейбольной площадке установить не сложное приспособление: на расстоянии 1,5 метров от сетки на высоте 3 метра натяните ленту. Теперь займите место в зоне 6. Приняв с подачи мяч, направьте его через  ленту в зону 3 или 2. Контрольный  норматив для 6-го класса: сделать две  точные передачи из 5 попыток.

Обучение  техническим приемам волейбола  на уроках физической культуры следует  проводить в следующем порядке:

подготовительные  упражнения, с помощью которых  происходит развитие специальных физических качеств, а также органов и  систем, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого приема;

подводящие  упражнения, которые служат для владения техникой приема в целом или его  отдельных элементов;

упражнения  по технике, благодаря которым происходит соединение частей технического приема в целостный двигательный акт;

совершенствование технического приема в учебной игре.

Обозначенная  последовательность обучения достигается  благодаря продуманному подбору  упражнения и системе специальных  занятий, которые ставят перед учениками  в игре.

Немаловажное  значение при изучении и закреплении  технических приемов волейбола, совершенствование навыков игры, а также развитие физических качеств  имеют использование различных  приспособлений, инвентарь и специальное  оборудование.

Тактическое обучение волейболу в 9 классе. Раздел «Волейбол» в 9-м классе включает в  себя изучение следующих учебных  тем: сочетание различных способов перемещения и передачи мяча сверху двумя руками и приемам снизу  двумя руками во встречных колоннах вдоль сетки и через сетку:

передача  мяча в прыжке через сетку;

прием подачи;

нижняя  прямая передача в левую и правую часть площадки;

верхняя прямая подача;

игры  и эстафеты с элементами волейбола;

учебная игра.

Рассмотрим  учебный материал раздела «волейбол» не останавливаясь подробно на описании всем известных технических приемах. Комплексной программой данная учебная  тема определена для прохождения  в 9-м классе. Опережение в освоении волейбола позволит семиклассникам с успехом освоить сочетание  различных перемещений с передачей  мяча сверху и приемам снизу, закрепить  способность чередования способов перемещения по волейбольной площадке. В ходе уроков необходимо постоянно  закреплять перемещение с выходом на игровую позицию для выполнения какого-либо технического приема.

Передача  мяча сверху во встречных колоннах вдоль сетки и через сетку. После того как учащиеся овладеют передачей мяча во встречных колоннах, упражняясь на одной половине площадки, следует переходить к совершенствованию  этой передачи в упражнениях около  сетки и через сетку. При этом нужно стремиться, чтобы занимающиеся, располагались во встречных колоннах около сетки, направляли мяч строго в направлении сетки в 50-60 сантиметрах  от нее. Необходимо добиться, чтобы  играющие точно адресовали верхнюю передачу своим партнерам в своих колоннах. При партнерам необходимо акцентироваться на своевременным выходе под летящий мяч и сохраняли в момент передачи устойчивое положение.

Информация о работе Анализ командных систем в защите и методика обучения волейболу старших школьников