Болевые приёмы в стойке «рычагом локтя» в процессе обучения служебно-прикладными единоборствами

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

В данной работе сделана попытка определить способы выполнения болевых приемов «рычагом локтя» в разных видах единоборств, а также выявить влияние биомеханических особенностей локтевого сустава на эффективность выполнения техники.
Цель работы - выявить основные закономерности выполнения болевых приёмов типа «рычаг локтя в стойке».

Содержание

Ведение
Актуальность……………………………………………………………………...3
Гипотеза…………………………………………………………………………...3
Глава I Состояние вопроса…………………………………………………..4
1.1 Определение понятий: прием, боль, болевой прием………………………4
1.2 Особенности обучения болевым приёмам………………………………….6
1.2.1 Особенности восточных систем обучения болевым приёмам………......6
1.2.2 Особенности американских систем обучения болевым приёмам……....9
1.2.3 Особенности европейских систем обучения болевым приёмам……….10
1.2.4 Особенности советских систем обучения болевым приёмам………….11
1.3 Существующие классификации болевых приёмов……………………….13
1.4 Методики обучения технике болевых приемов……………………..……19
1.5 Биомеханические особенности выполнения болевого
приема рычаг локтя……………………………………………………………...21
Выводы…………………………………………………………………………...30
Список литературы………………………………………………………………31
Приложение………………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 61.29 Кб (Скачать)

 

Системы Кореи

Создателем  хапки-до считается кореец Чой Ёнсоль. Он долгое время жил в Японии, где обучался в школе дзю-дзюцу  стиля Дайто-рю. Вернувшись на родину, он начал преподавать новое для Кореи искусство. В 1950 был открыт зал, где тренировались по дзю-дзюцу с добавлением известных корейских приёмов. В 1958 сформировался стиль под названием хапкидо. «Хап» – значит, соединять, объединять; «ки» – энергия, или сила; «до» – путь (путь гармонизации внутренней энергии). Основателем современного хапкидо считают ученика Чой Ёнсоля, Чи Хандже, который был телохранителем президента Пак Чжонхи.

Хва ранг до – древняя корейская система  самозащиты, известная более 1800 лет. Использовалась, как единая система  в трёх королевствах – Сила, Когуро и Пакче. В следствии религиозных  и политических разногласий стала  носить закрытый характер и около 600 лет передавалась секретно от мастера  к ученику. Слово «хваранг» синоним  слова «патриот». Эту систему  восстановили братья Ли Банджу и Санджу. В 1940 году их детьми отдали в монастырь, где под руководством Суам Доса они  изучали буддизм и боевые искусства. С 1950 года изучали хапкидо. Банджу основал  Всемирную ассоциацию Хва Ранг До. Очем важным дополнением к боевому  искусству в Хва Ранг До является  изучение корейской культуры, обычаев, философии, медицины. [1]

 

 

1.2.2.  Особенности американских систем обучения болевым приемам.

Системы США

СИЕЛ –  армейская система самозащиты, специально разработанная для морской пехоты США. Техника заимствована из самбо  и бразильского дзю-дзюцу. Используется большой арсенал удержаний, болевых  приёмов на ноги, удушающие приёмы, удары руками, ногами (не выше пояса), броски, работа с ножом, штыком, сапёрной лопаткой. Но мало внимания технике  конвоирования, задержания. Основной упор на физическую подготовку – основу рукопашного боя, где при равной подготовке побеждает более выносливый.

Граплинг  – сравнительно молодой вид искусства  самозащиты, родившийся после появления  боёв без правил в США. Граплинг, что в переводе с английского  означает захватывание, обучает методике поединка один на один и совмещает  в себе элементы вольной борьбы, бокса, кикбоксинга и спортивного  самбо, разрешаются удары, болевые  приёмы на руки и на ноги, удушения. Активно пропагандировался известнейшим борцом Джином ЛеБеллой, который хорошо знал борьбу, дзюдо, бокс, каратэ, конфу. Суть граплинга – захватить противника, не дать ему выполнить атакующий  приём. Граплинг рассматривается как  профессиональный вид спорта, но может  быть и прикладным, особенно в поединках один на один. [14]

 

Системы Бразилии

Японское  дзю-дзюцу появилось в Бразилии благодаря Митсю Маеда, в 20-х годах  прошлого века. Он обучил этому искусству  Карлоса Грейси, одного из пятерых  братьев известного клана. Карлос передал  это искусство братьям Освальдо. В Бразилии дзю-дзюцу превратилось в самостоятельный стиль, вобрав в себя приёмы, отточенные в трущобах больших городов. Соперники стараются  сразу же перевести поединок в  лежачее положение. Техника включает качественную защиту и фиксацию положения, что составляет основу бразильского дзю-дзюцу. [14]

 

 

1.2.3.  Особенности европейских систем обуч ения болевым приемам.

Системы Израиля

КРАВМАГА  в переводе с иврита – «боевой  контакт». Основатель системы –  Ими Лихтенфелд. Родился Ими в  Будапеште, занимался вольной борьбой, боксом, гимнастикой. Тренировал специальные  отряды и группу полицейских. Разработал свой метод самозащиты, персонально  тренеруя высших офицеров спецслужб. После  окончания службы начал адаптировать систему кравмага для всех желающих защитить себя в опасной ситуации. Он трекрасно понимал, что вычурные приёмы не нужны в короткой и подчас смертельной схватке. В качестве оружия рассматривал любые предметы, окружающие нас сегодня. После смерти Ими его дело продолжили его ученики – Эяль Янилов и Эли Авикзар. Кравмага состоит из нескольких курсов для детей, женщин, солдат, полицейских. Основная идея системы – внезапная атака с использованием всех подручных средств.

 

Системы Англии

 

БОКС один из распространенных английских видов  самозащиты по которому вот уже около  трехсот лет регулярно проводятся соревнования как среди любителей, так и среди профессионалов. Первоначально  бокс был универсальным средством  самозащиты, в котором разрешалось  все, что вело к победе. Фактически это были бои без правил,. Проводились  голыми кулаками, разрешались захваты, болевые приемы и броски. Поединки проводились без взвешивания  и ограничения во времени, в специальной  яме, вырытой в земле в виде квадратной коробки, куда насыпался  песок и опилки, в 1719 году маркиз Куинсберри устранил опасные приемы борьбы, ввел защитные перчатки. И теперь бокс это популярный вид спорта [14]

 

 

 

1.2.4  Особенности  советских систем обучения болевым  приёмам

 

Система В.С. Ощепкова ДЗЮУ-ДО.

 

В.С. Ощепков  человек необыкновенно интересной судьбы, привёз в Россию из Японии дзю-до. Он был студентом японского института  дзю-до Кодокан. В основу его системы  легло первоначальное дзю-до. Тогда  ещё сохранившее первоначальную прикладность. Он ездил по России и преподавал трёхмесячные курсы по самообороне на основе дзю-до. В его систему входили также удары руками и ногами, болевые приёмы, как в положении лёжа, так и в стойке, также входили приёмы обезоруживания и силового задержания противника. Хоть его система была построена на классическом дзю-до, он внёс в неё довольно много новшеств и свой взгляд на использование этой борьбы в качестве самообороны.

 

Н.Н. Ознобишин «ИСКУССТВО РУКОПАШНОГО  БОЯ»

 

Н.Н. Ознобишин  объединил и систематизировал различные  виды единоборств, таких как борьбу, английский и французский бокс и  джиу-джицу. Он считал, что только так  можно решить проблему реальной самообороны. Его система представляла собой  довольно интересный конгломерат боя  на разных дистанциях: дальний (удар ногой  или тростью), средний (удары руками), ближний (джиу-джицу). Он также довольно подробно изложил понятия борьбы в положении лёжа.

 

В.А. Спиридонтов – «САМОЗ».

 

Спиридонов  В.А. создал систему на основе анатомо-физиологических  основ. Основные принципы его системы  таковы: основой поединка является осмысление приёмов. Боец должен уметь  переходить с приёма на приём. Результат  в борьбе должен быть получен при  минимальном затрате сил. Необходимо освоить классификацию приёмов  и принимать тактику их применения в реальной схватке. Кроме рукопашного  боя система САМОЗ включает в  себя умение ориентироваться на местности, ориентироваться в различных  условиях, вести диверсионные операции на территории взятой неприятелем, а  так же обезоруживанию и задержанию преступников. В этой системе присутствует множество болевых приёмов в  стойке.

 

 Харлампиев – САМБО.

 

Самбо объединяет многие национальные виды спортивной борьбы. Харлампиев был одним из учеников Ощепкова, так что в основе самбо всё же имеется искорка  дзю-до. Помимо спортивного самбо, изначально создавалась система самообороны, которая включала в себя удары  руками и ногами, болевые в стойке, множество приёмов борьбы, как  в стойке, так и в положении  лёжа. Мастер самбо должен был работать как с безоружными, так и с  вооружёнными противниками. Позднее  прикладной раздел самбо был засекречен, и до нас не дошли многие разработки системы самбо, как боевого искусства.

 

 

КАДОЧНИКОВ «РУССКИЙ СТИЛЬ»

 

В основе системы  Кадочникова лежит САМОЗ. Кадочников проработал технику рукопашного  боя и положил в её основу знания биомеханики. Он рассматривал человека как биомеханическую систему. Стилю  присуще пластичные движения, множество  приёмов обезоруживания, а также  много болевых приёмов и своеобразная ударная техника. [12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3  Существующие  классификации болевых приёмов

 

Существует  множество различных видов единоборств. Во многих из них используются болевые  приемы. Эти приемы неотъемлемая часть  служебно-прикладных единоборств, так  как  с помощью них можно  эффективно удерживать, а в некоторых  случаях даже конвоировать без применения оружия или спецсредств. Так же с  помощью них можно контролировать соперника, не нанося ему излишних травм, что является особенно важным для  охранных структур и милиции.

В различных  единоборствах болевые приемы классифицируются по-разному. Многие преподаватели представляют свою классификацию. В каждой классификации  используются свои термины. Также классификация  зависит от правил единоборства в  котором она применяется.

Рассмотрим  некоторые классификации болевых  приемов наиболее распространенных видов единоборств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БОРЬБА САМБО КЛАССИФИКАЦИЯ  ЧУМАКОВА Е.М.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1

 

 

Чумаков Е.М. классифицировал болевые приемы на два крупных подраздела: болевые  на руки и болевые на ноги. Также  от классифицировал болевые на три  крупных подраздела: это рычаги, узлы и ущемления. Далее он классифицировал  приемы по анатомическому принципу: т.е. ущемление мышц (икроножной мышцы, бицепса, ахиллова сухожилия), рычаги суставов (колена и локтя) и узлы конечностей (рук и ног). По принципу направления  движений он классифицировал только узел руки (прямой узел и обратный).

Его классификация  наиболее последовательна и логична. Но в ней отсутствуют болевые  приемы на кисти, пальцы, так как  эти приемы запрещены по правилам спортивной борьбы самбо [26]

 

 

ДЗЮ-ДО КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ТАДЭ ОТАКИ

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2

Тадэ Отаки разделил болевые  приемы на три крупных раздела: это  удэ-готами (узел руки), удэ хисиги (рычаг  локтя) и аси гарами (рычаг колена). Также он разделил рычаг локтя (удэ хисиги) на три подпункта: уде-хисиги дзюдзи-гатами (рычаг локтя с захватом ногами), удэ-хисиги удэ-гатами (рычаг локтя предплечьем сверху) и удэ-хисиги хидза-гатами (рычаг локтя ногой свеху). Видимо, он считал уде-хисиги (рычаг локтя) наиболее эффективным болевым приемом. И считал очень важным изучение различных видов применения этого приема.

 

Он классифицировал  приемы биомеханически на узлы и рычаги. Также он классифицировал рычаг  локтя по технике его использования, как рычаг локтя с захватом ногами, рычаг локтя предплечьем сверху и рычаг локтя ногой сверху. Эта классификация не последовательная. В ней Тадэ Отаки описал три болевых приема и техническое использование всего одного из них. Такую классификацию нельзя назвать полной. В ней также отсутствуют болевые приемы, запрещённые в борьбе дзюдо.[17]

 

ДЗЮ-ДЗЮЦУ  КЛАССИФИКАЦИИ

ПО ОЛЕГУ  НИШПОРСКОМУ

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3

 

 

Олег Нишпорский в своей классификации дзю-дзюцу  кансецу-вадза (техника болевых приемов  дзю-дзюцу) разделил техники болевых  приемов на удэ-готами (узел руки), удэ  хисиги (рычаг локтя) и текуби вадза (рычаг кисти). Также он классифицировал  удэ готами (узел руки) на удэ гаэси (узел локтя) и удэ хинери (узел плеча). Разделил текуби вадза (рычаг кисти) на котэ гаэси (рычаг кисти наружу) и тэкуби консэцу (рычаг кисти внутрь). Классифицировал уде хисиги (рычаг локтя) на осаэ гяку (рычаг локтя вниз), хики таоши (рычаг локтя вниз ладонью спереди) и агэ гяку (рычаг локтя вверх).

Здесь приводится классификация болевых приемов  на руку. В ее основе стоят биомеханические  принципы, т.е. узел и рычаг. Узел руки Нишпорский делит на узел локтя и  узел плеча, т.е. классифицирует по анатомическим  принципам. Но при этом рычаг кисти  он классифицировал по принципу направления  движения, это рычаг кисти наружу и рычаг кисти внутрь. Также  рычаг локтя он классифицировал  по принципам направления движения (рычаг локтя вниз, рычаг локтя  вверх) и принципу техники выполнения (рычаг локтя вниз ладонью спереди).

Его классификация  довольно последовательна, но в ней отсутствуют болевые на ноги.[15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ БОЛЕВЫХ ПРИЁМОВ В СТОЙКЕ

ПО СИСТЕМЕ  В.А.СПИРИДОНОВА «САМОЗ»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4

 

Спиридонов  В.А. в своей системе «САМОЗ»  разделил технику болевых приемов  на рычаги, дожимы и выкручивания. Рычаги подразделяются на рычаг локтя вверх  и рычаг локтя вниз. Дожимы –  на дожим кулака основной и дожим  кулака по-принципу. Выкручивания же разделяются  на загиб руки за спину толчком, загиб  руки за спину на руке и загиб  руки за спину нырком.

Спиридонов  попытался классифицировать свою систему  болевых приемов употребляя собственную  терминологию. В основе его классификации  лежат принципы биомеханики: рычаги (рычаги локтя), дожимы (рычаги кисти) и  выкручивания (узлы плеча). Рычаги локтя  он классифицировал по принципу направления  движения (рычаг локтя вверх, рычаг  локтя вниз). Дожимы – по принципу техники выполнения (дожим кулака основной, дожим кулака по принципу). По тому же принципу (техники выполнения) он классифицировал и выкручивания (загиб руки за спину толчком, загиб руки за спину на руке и загиб руки за спину нырком). (23)

 

 

Из рассмотренных  классификаций мы видим, что авторы классифицируют свою технику по трем основным принципам:

1. по биомеханическим (рычаги, узлы, ущемления);

2. анатомическим (болевые приемы на руки, болевые приемы на ноги);

3. по принципу направления движения (рычаги вверх, вниз, наружу, внутрь);

4. по технике выполнения (дожим кулака основной, рычаг локтя с захватом ногами, загиб руки за спину на руке и т.д.);

5. комбинативно (рычаг локтя вниз ладонью спереди, рычаг локтя предплечьем сверху, рычаг локтя ногой сверху, рычаг кисти наружу).

 

Все системы  учитывают основные принципы и правила  конкретных видов единоборств. И  поэтому они не могут быть достаточно полными и совершенными.

Информация о работе Болевые приёмы в стойке «рычагом локтя» в процессе обучения служебно-прикладными единоборствами