Целенаправленность самостоятельных занятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 15:11, реферат

Описание работы

1. Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий
2. Двигательная активность и здоровье
3. Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физической культурой.

Работа содержит 1 файл

13.doc

— 41.00 Кб (Скачать)

1. Мотивация и целенаправленность  самостоятельных  занятий

   Приобщение  студенческой молодежи к физической  культуре - важное слагаемое в  формировании здорового образа  жизни. Наряду с широким развитием  и дальнейшим совершенствованием  организованных форм занятий по физической культуре решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями.

   Здоровье  и учеба студентов взаимосвязаны  и взаимообусловлены.

   Чем крепче  здоровье студента, тем продуктивнее  обучение, иначе конечная цель  обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Чтобы студенты успешно адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность.

   Современные  сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье, позволяет в рамках короткого рабочего дня выполнить все намеченные дела.

   Мышцы  составляют 40-45% массы тела человека, организм которого очень чутко реагирует как на снижение двигательной активности, так и на тяжелые, непосильные физические нагрузки.

   Систематическое,  соответствующее полу, возрасту  и состоянию здоровья, использование  физических нагрузок - один из  обязательных факторов здорового  режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином «двигательная активность». У большого числа людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение двигательной активности.

   Специалист, завершивший обучение по дисциплине  «Физическая культура», должен  обнаружить мотивационно-ценностное  отношение к физической культуре, сформированную потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом, в физическом сам совершенствовании.

   Отношение  студентов к физической культуре  и спорту - одна из актуальных  социально-педагогических проблем. 

   Многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Реальное внедрение среди студентов самостоятельных занятий физическими упражнениями недостаточно.

   Существуют  объективные и субъективные факторы,  определяющие потребности, интересы  и мотивы включения студентов  в активную физкультурно-спортивную  деятельность.

   К объективным  факторам относятся: состояние  материальной, спортивной базы, направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска.

  В вузах задачу формировании мотивов, переходящих в потребность физических упражнений, призваны решать лекции по физической культуре, практические занятия, массовые, оздоровительно-спортивные мероприятия.

   Если  мотивы сформировались, то определяется  цель занятий, ею может быть: активный отдых, укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, выполнение различных тестов, достижение спортивных результатов. 

2. Двигательная активность  и здоровье

Движение —  залог здоровья человека. Однако сколько нужно двигаться? Какова оптимальная доза двигательной активности? Эта проблема усиленно разрабатывается в науке и пока ещё окончательно не решена. Японские специалисты считают, что для поддержания хорошего состояния здоровья каждый человек должен ежедневно делать 10 тысяч шагов. Некоторые советские учёные также говорят о необходимости ежедневно проходить не менее 8—10 км.

Однако более  научно обоснованными являются рекомендации выполнять физические упражнения в  комплексе, включая в свою физическую тренировку не только ходьбу, но и бег, лыжи, велосипед, плавание, обязательно гимнастику и игры.

Основатель советской  школы физиологии спорта А. Н. Крестовников считал наиболее правильным контролировать оптимальную двигательную активность по энергозатратам. На различные виды мышечной работы в течение дня он рекомендовал расходовать 1100—1200 ккал. Такого же мнения придерживается известный советский хирург Н. М. Амосов. В таблице 1 приведены расходы энергии на некоторые виды деятельности человека, в том числе и на физические упражнения.

Чтобы высчитать  примерные энергозатраты у себя на двигательную активность в течение  дня, нужно массу тела умножить на данные таблицы в зависимости  от вида мышечной деятельности и на время в минутах, в течение которого выполнялись те или иные движения. Нетрудно убедиться, что выполнить норму в 1200 ккал не так-то легко. Для этого нужно как следует потрудиться!

Если мышцы  бездействуют - ухудшается их питание, уменьшается объём и сила, снижаются эластичность и упругость, они становятся слабыми, дряблыми. Ограничения в движениях (гиподинамия), пассивный образ жизни приводят к различным предпатологическим и патологическим изменениям в организме человека. Так, американские врачи, лишив добровольцев движений путём наложения высокого гипса и сохранив им нормальный режим питания, убедились, что через 40 дней у них началась атрофия мышц и накопился жир. Одновременно повысилась реактивность сердечно-сосудистой системы и снизился основной обмен. Однако в течение последующих 4 недель, когда испытуемые начали активно двигаться (при том же режиме питания), указанные выше явления были ликвидированы, мышцы укрепились и гипертрофировались. Таким образом, благодаря физическим нагрузкам удалось восстановление, как в функциональном, так и в структурном отношениях. 

3. Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физической культурой.

Приобщение студенческой молодежи к физической культуре —  важное слагаемое

в  формировании  здорового  образа  жизни.  Наряду  с широким развитием и

дальнейшим  совершенствованием  организованных   форм   занятий   физической

культурой,  решающее  значение  имеют  самостоятельные  занятия  физическими

упражнениями.  Современные  сложные  условия  жизни  диктуют  более  высокие

требования к  биологическим и социальным возможностям человека.  Всестороннее

развитие   физических   способностей   людей   с   помощью    организованной

двигательной  активности (физической тренировки) помогает  сосредоточить  все

внутренние ресурсы  организма  на  достижении  поставленной  цели,  повышает

работоспособность, укрепляет здоровье.

  Мышцы составляют 40—45%  массы  тела  человека.  За  время  эволюционного

развития функция  мышечного движения подчинила себе строение, функции  и  всю

жизнедеятельность других органов, систем организма, поэтому он  очень  чутко

реагирует как  на  снижение  двигательной  активности,  так  и  на  тяжелые,

непосильные физические нагрузки.

  Систематическое,  соответствующее полу,  возрасту  и  состоянию  здоровья,

использование физических нагрузок — один из обязательных факторов  здорового

режима   жизни.   Физические   нагрузки   представляют    собой    сочетание

разнообразных двигательных действий, выполняемых  в  повседневной  жизни,  а

также организованных или самостоятельных занятий физической  культурой и

спортом, объединенных термином «двигательная активность». У  большого  числа

людей,  занимающихся  умственной  деятельностью,   наблюдается   ограничение

двигательной  активности.

  Многочисленные  данные  науки  и  практики  свидетельствуют  о  том,  что

реальное  внедрение  среди  студентов  самостоятельных  занятий  физическими

упражнениями  недостаточно.  Существуют объективные  и  субъективные  факторы,

определяющие  потребности, интересы и мотивы включения студентов  в  активную

физкультурно-спортивную  деятельность.  К  объективным  факторам  относятся:

состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса  по

физической  культуре  и  содержание  занятий,  уровень  требований   учебной

программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся,  частота

проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная  окраска.

Информация о работе Целенаправленность самостоятельных занятий