Дошкольное физическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:13, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время возникла необходимость организации работы школьных психологов с детьми, для которых характерны многочисленность и выраженная глубина нарушений развития. Такая необходимость возникла в связи с интеграцией в общеобразовательную школу детей с особенностями (нарушениями) развития. Выделение групп детей с преобладанием однородного нарушения затрудняется тем, что по нашим наблюдениям и по данным литературы, освещающей проблемы психо-коррекционной работы [2;3;5;6], картина нарушений часто имеет «смещённый» характер. Мы имеем в виду тот факт, что, по нашим наблюдениям, «первичное» нарушение часто отступает перед «вторичным» и, в дальнейшем возможности для коррекции или компенсации ограниченны именно в силу такого «смещения».

Работа содержит 1 файл

Занятия с детьми ОПФР.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

    А) Парные игры с мячом.

    1. Завершающая беседа.

    На  третьем этапе возможно повторение игр развивающих социальные навыки. Желательно проведение, параллельно с групповыми занятиями, индивидуальных. Такой шаг даёт возможность дифференцировать коррекционное воздействие. 

Примерное содержание и формы  игр и упражнений.

Ниже  приведено примерное описание игр, применяемых при реализации программы. Подробное описание и иные варианты игр и упражнений можно найти в литературе, например [1;2;4;5;6]. Структура и содержание игр не являются жёсткими и предполагают личное творчество реализатора программы.

  1. Групповая манипуляция предметами.

    А) Передача мяча из рук в руки.

    В этих играх дети передают мяч друг другу, держа его определённым образом. Например, принимая мяч, дети должны подражать положению и форме рук (пальцев) передающего. Передача происходит в кругу, в определённой очерёдности или по команде ведущего. На первых этапах ведущий – психолог, затем возможно назначение или выбор ведущего.

    Передача  мяча может происходить в виде бросания мяча различными способами. Чаще всего, целесообразно переходить от простой передачи к бросанию в течение одной игры.

    Обоснование. При подражании развивается внимание. Необходимость подражать движениям и форме пальцев, например, держать мяч «коготками» или двумя пальцами, развивает сенсомоторные навыки. При бросании мяча требования к вниманию и моторной ловкости увеличиваются.

    Б) Перехватывание гимнастической палки руками поочерёдно двумя или более партнёрами – игра «Жребий».

    Обоснование. Развивается умение взаимодействовать концентрация и устойчивость внимания. Происходит пропедевтика отношений порядка.

    2. Игры, рассчитанные на непосредственный  контакт. (Преимущественно для первого этапа).

    А) Хоровод.

    Хоровод водят, взявшись за руки, меняя направление  по команде ведущего. Постепенно круг хоровода сужается, затем опять увеличивается.

    На  заключительном этапе занятия, при  сужении хоровода контакт переходит с рук на плечи. Этот приём даёт возможность привести детей в наиболее полный телесный контакт, создаёт положительный эмоциональный фон для следующего занятия.

    Обоснование. См. [2].

    Б) Паровозик.

    Игра  происходит со сменой ведущего. Желательно создать игровые декорации для фиксации цели движения. При применении на втором и третьем этапе обязательна вербальная часть – озвучивание «паровозика», описание цели «поездки» и т.д.

    Обоснование. См. [2].

    3. Рисование.

    А) Обведение  по контуру.

    Обводятся различные предметы. Вначале обводятся руки со сжатыми пальцами мелом на доске, затем карандашом на бумаге. После обведения делается штриховка. Затем, при образовании навыка, обводятся руки с растопыренными пальцами и также штрихуются.

    Обоснование. Происходит осознание, на доступном уровне, «инструментария» собственного тела. Активизируется сенсорное и моторное развитие. Пропедевтика счёта.

    Б) Дорисовывание.

    Ведущий или один из участников делает незаконченный  рисунок, дети угадывают, что должно быть нарисовано, и дорисовывают. Желательно чтобы в дорисовывании принимали участие все члены группы.

     Возможен  вариант  дорисовывания в парах  или вариант дорисовывания заданных  объектов, например, яблок или листьев на ветках дерева, нарисованного ведущим.

    Обоснование. Развивается внимание, моторика, пространственные представления. Развивается умение взаимодействовать.

      Групповые игры.

    А) Парные игры с мячом (прокатывание мяча через  ворота, попадание в корзину и другие подобные игры). Условные названия игр – «Футбол», «Гандбол», «Хоккей». Состав пар меняется от игры к игре. На втором и третьем этапах ведётся счёт.

    Обоснование. Развивается умение взаимодействовать в процессе игры. Развиваются сенсомоторные навыки. Пропедевтика мотива достижения.

  1. Групповые подвижные игры.

А) «Займи стул».

Б) «Рыболовная сеть».

Один  ребёнок назначается «рыбой». Остальные  дети, взявшись за руки, становятся «сетью» и ловят «рыбу».

В) Паровозик (модификация с вербальным сопровождением).

6.  Мотивирующие  игры.

А) Найди  клад.

 Дети  участвуют в игре по очереди.  Ребёнку завязывают глаза. Ведущий прячет предмет в комнате. Затем говорит «кладоискателю» куда идти, направляя при необходимости рукой положенной на плечо, указывая направление и количество шагов. Найдя предмет, ребёнок его описывает, не развязывая глаз.

Обоснование. Развитие мотива достижения. Сенсорное и сенсомоторное развитие. Пропедевтика пространственных представлений, счёта.

Б) «Спасти  зайчат».

На полу выкладывают извилистые дорожки  из «кочек». В конце каждой дорожки  располагают игрушки (зайчата, медвежата и т.п.). Нужно аккуратно пройти по «кочкам», взять «зайчонка» и вернуться назад. Все дети начинают одновременно, выигравших нет, цель – всем вместе побыстрее спасти «зайчат», попавших в беду.

Обоснование. Развитие социальных эмоций. Сенсомоторное развитие. Развитие мотивов достижения и сотрудничества.

В) «Кто быстрее».

Две команды  переносят кубики или пластины с  частями изображения и складывают картинку.

Обоснование. Развитие пространственных представлений. Развитие моторной ловкости. Развитие умения сотрудничать. Развитие мотива достижения.

7. Упорядочивание.

А) Собери грибы.

На полу расставляют «грибы» разного  цвета. Детям нужно собрать грибы  определённого цвета, соответствующего цвету его полянки.

Б) Грибы  разного цвета и размера. После  сбора, грибы выстраивают по росту.

В) Комбинируются  игры А) и Б) и добавляется подсчёт  количества и сравнение количества различных грибов у разных «грибников». 

8. Конструирование.

А) Игры типа «мозаика».

Б) Архитектурные  конструкторы.

9. Пропедевтика  социальных навыков.

А) Игры имитации.

  «Пешеходный  переход», «Покупки в магазине»,  «Как пройти …».

Б) Правила  этикета.

10. Разрядка  напряжения.

А) Перетягивание  каната.

Б) Тяни-толкай. 

Литература. 

              

  1. Колодич Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков. Мн. 1999г. с. 22-23.
  2. Кушнир Н.Я. Детский сад – школа. Проблемы преемственности. Мн. «Полымя» 2000г. с. 63-94.
  3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. ТЦ «Сфера» 1996г. с. 117-122, 136-157.
  4. Прокопчик-Гайко И.Л. О зоне ближайшего развития учащихся вспомогательной школы. Дэфекталогiя №1, 2000г.
  5. Розум Л.Г. Индивидуально-ориентированное коррекционное обучение детей с тяжёлой формой умственной отсталости. Дэфекталогiя №3 2001г.
  6. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М. 2000г.
  7. Чумак А.Н. Дидактические игры в работе с детьми, имеющими тяжёлую форму умственной недостаточности.// Коррекционная работа в условиях интегрированного обучения (программно-методические материалы). п.ред.канд.пед.наук. Лещинской Т.Л. Мн. 1997г.
  8. Чумак А.Н. Программно-методические материалы к занятиям по предмету «Игра» в I-II классах для детей с тяжёлой формой умственной отсталости. Дэфекталогiя №9, 1997г.
  9. Шоплер Э., Ланзид М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Изд-во БелАПДИ 1997г.

Информация о работе Дошкольное физическое воспитание